Памяти Умберто Эко19 февраля 2016 г., Милан, Италия 5 известнейших романов писателя: «Имя розы» Первый роман Эко, который до сих пор успешно переиздается на разных языках, вышел в Италии в 1980 году. В России он был издан в 1989 году в переводе Елены Костюкович. Главный герой, бывший инквизитор Вильгельм Баскервильский, расследует серию преступлений в монастыре монахов-бенедиктинцев. «Что такое любовь? На всем свете ни человек, ни дьявол, ни какая-нибудь иная вещь не внушает мне столько подозрений, сколько любовь, ибо она проникает в душу глубже, нежели прочие чувства. Ничто на свете так не занимает, так не сковывает сердце, как любовь. Поэтому, если не иметь в душе оружия, укрощающего любовь, — эта душа беззащитна и нет ей никакого спасения». «Маятник Фуко» Второй и, пожалуй, самый сложный роман Эко, удостоившийся отдельного словаря. Книга пронизана отсылками к каббале, средневековым трактатам по алхимии и другим тайным знаниям. По сюжету трое друзей-издателей ради шутки создают свое тайное общество, основанное на прочитанных книгах по оккультизму. Однако шутка оказывается не такой безобидной, когда на одного из героев начинает охоту настоящее тайное общество, уверенное, что он нашел ключ к утраченному сокровищу ордена тамплиеров. «Мир монотонен, история ничему не учит людей, и в каждом поколении всё те же страхи, всё те же страсти, события не повторяются, но одно напоминает другое... Новости, открытия, откровения — всё изживает себя». «Баудолино» Роман, который считается фантастическим, рассказывает о жизни крестьянского мальчика, усыновленного знаменитым германским императором Фридрихом Барбароссой. Наслушавшись рассказов о неведомых землях и необыкновенных приключениях, Баудолино отправляется на поиски царства пресвитера Иоанна, по пути встречая весь средневековый и античный бестиарий. В этой книге Эко создал искусственный язык, составленный из смеси нескольких средневековых. «Императоры — люди, и история, в частности, результат их слабостей».
Книга, парная «Истории красоты», выходившая под редакцией Умберто Эко. В ней Эко рассматривает феномен безобразного, рассуждая на тему, всегда ли уродство есть зло. Основана на научной работе Эко «Искусство и красота в средневековой эстетике». «Существует канон красоты, учение о пропорциональности и гармонии, внушительный ряд философских определений прекрасного в природе и в искусстве. Когда же речь заходит о безобразном, нелегко отыскать емкое и меткое определение. Идеала уродства не существует, и перед лицом этого многоликого царства историк культуры вынужден не подыскивать общее понятие, а дать по возможности подробный каталог мерзкого, ужасающего, отвратительного».
В предисловии к этому сборнику Эко писал: «У собранных здесь эссе две общие характеристики. Во-первых, они создавались по случаю, для выступления на конференциях и заседаниях. Во-вторых, при всем разнообразии тематики все эссе носят этический характер, то есть говорят о том, что делать хорошо, что делать дурно и чего не следует делать ни при каких обстоятельствах». И действительно, все эти тексты автор произносил вслух перед публикой. Да и названия говорят сами за себя и в комментарии не нуждаются: «Вечный фашизм», «Осмысляя войну», «О прессе», «Миграции: терпимость и нестерпимое», «Когда на сцену приходит Другой». Италия в годы Второй мировой войны находилась в коалиции с фашистской Германией, что составляло отдельную боль для писателя. Эко навсегда остался ярым противником идеологии Третьего рейха и не раз возвращался к ней в своих работах. Страницы биографии... ...писатель умер в пятницу вечером у себя дома в возрасте 84 лет... Умберто Эко родился в небольшом городе Алессандрия недалеко от Турина в 1932 году. Вечная память и любовь миллионов читателей по всему миру....
© Copyright: Игорь Лебедевъ, 2016.
Другие статьи в литературном дневнике:
|