Листая страницы журнала НЖДолгожитель
(рассказ молодого человека). Вчера проводили в последний путь одного из нашей компании преферансистов. Самого активного, не знающего поражений. Это был дух компании, сказал бы даже - её стержень. С ним я играл уже как профи, в одной «упряжке» десять лет. *** А началось всё совсем обычно. Нас на картошке обязательно кто-нибудь из преподавателей «пас». В ту поездку нам не повезло с «пастухом». В конечном итоге ассистенту самому не повезло. Сидим в своей хате, трое в преферанс сражаются, а вокруг стола болельщики. Даже хозяин дома заинтересовался. Закончили партию. Расписали пульку. Мы чаще всего играли на интерес. Ради вкуса победы. - Я очень извиняюсь, - тихий спокойный голос прервал в тот день наши бурные возмущения лозунгами Коляна, - позвольте начать новую игру. Перед нами, как свет в окне, засветилось лицо заведующего кафедрой - Егора Терентьевича. Сцена из «Ревизора». Вся компания, включая хозяина, замерла с открытыми ртами. - Спокойно, молодые люди, знаю главное правило преферансистов – «в незнакомую компанию не садись», а вдруг мне повезёт? - улыбаясь, здоровается с нами за руку. Представился хозяину, - вот на подмогу прибыл. На завтра погоду обещают. Ох, и тряхану стариной. Мы знали, что наш профессор большой шутник. Но сейчас-то был полный отпад. - А что, сразимся, – первым очухался Колян, - с вызовом уселся за стол, помял в руках колоду карт. Он как раз в термодинамике не очень преуспевал и рассчитывал на реванш. Наш шеф снимает свой макинтош и кепи, пожалуй, единственные свидетельства его возраста. Сколько ему лет на самом деле никого из нас не интересовало. Он всегда бодр, подтянут, подчёркнуто элегантен. С девчонками игрив и по-джентльменски учтив. Мы притихли. Он так красиво расписывал пулю, что поняли – профессионал. - Какое главное правило преферансиста? – «Не выигрывай каждый раз - потеряешь партнеров», - Егор Терентьевич улыбнулся и перешёл к обсуждению проблем нашего быта, результатов труда, качества питания. Больше мы за карты не брались. Поняли, что это серьёзная игра, нужно хорошенько над собой поработать. Профессор пробыл с нами пару дней. *** - Помню, помню. В деревне пулю расписывали. На щелчки, – звонко засмеялся, – рассказывали мне товарищи, что есть интересный игрок. Умом банк снимает. - Знакомая хитрая улыбка, достаёт новую колоду карт, - давненько я не брал в руки карты… Ничего не предвещало худшего. Я за последние десять лет сдружился с ним. К большой радости он стал вхож в мой дом. Его обожали мама и жена. Они всячески старались облегчить ему быт. - Сударыня, вам первой хочу похвастаться своим удачным внедрением. Перешёл на бумажные полотенца и платки. Удобная, я вам скажу, штука. *** Он скончался неожиданно. За поминальным столом я ещё больше узнал, что это была за глыба. А жизнь старалась не создавать ему тепличных условий. С юности он увлекался аэродинамикой. Окончил Московское высшее техническое училище. В Центральном аэрогидродинамического институте судьба его свела с Сергеем Королёвым. В годы массовых репрессий отец Егора Терентьевича, был уличён в скрытии факта своей биографии. Да, он был из семьи белогвардейского офицера. Но скрыл это, боясь нанести удар по сыновьям. Известно, что в те же годы и Королёв познал прелести Колымы… Они больше никогда не встречались. В годы оттепели, в 60-е, Егор Терентьевич получил кафедру, и начался новый виток биографии – путь неугомонного учёного-педагога. Узнав всё это, я не был потрясён. Мы ещё в студенческие годы его любили, уважали, понимали неординарность этого человека. За поминальным столом постепенно все оживились. Его окружали люди, как правило, значительно моложе. Неудивительно. Он долгожитель, а это не всем дано. «Злые люди долго не живут!» - говорил он лихо атакующим друг друга оппонентам. Все подчёркивали, что ему было присуще естественное выражение эмоций. *** Шел домой и думал: - «В преферансе в основе игры лежит принцип «взятки», что звучит так: чем ты больший взяточник, тем больше тебя уважают». Поёжился от холода, от огорчения: как-то не так я живу. Вот так, прощаясь со своим Учителем, я увидел себя со стороны, и…
Ссылка:
Фогелер получил признание и как живописец, и как график, он создавал произведения декоративно-прикладного искусства, пробовал себя в архитектуре. Художественный стиль мастера менялся несколько раз в течение жизни (вначале – югендстиль, позже - экспрессионизм и кубизм, а в конце жизни - социалистический реализм). Может быть ключом для разгадки его интересной и трагической судьбы станут две даты: родился Фогелер в 1872 году в Бремене, а умер – в 1942 году в колхозе им. С. М. Будённого, Ворошиловского района, Карагандинской области. Жизнь Генриха Фогелера начиналась вполне традиционно в добропорядочной, состоятельной немецкой семье. Отец, крупный торговец железом, хотел видеть сына продолжателем своего дела. Но внезапно юный Генрих заболевает, и отец вынужден сопровождать его на лечение в Баден-Баден. Здесь отец близко сходится с сыном и вскоре понимает, что Генрих обладает талантом художника, и у него сильна тяга к искусству. С этого момента Фогелер-старший неизменно помогает сыну в его учёбе живописи и первых самостоятельных шагах как художника. В 1890-1894 годах Генрих учится в Дюссельдорфской академии художеств, где занимается живописью, графикой, прикладным искусством и интерьером. В конце ХIХ века Фогелер, увлекшись идеями христианского социализма, поселился со своими друзьями-художниками в деревушке Ворпсведе недалеко от Бремена. Их объединял поиск новых выразительных средств, который привёл впоследствии к возникновению экспрессионизма. Они же образовали здесь товарищество художников, прославленное позднее великим Р.-М. Рильке. Фогелер старается найти свой собственный стиль. Его манера письма и жанровая направленность выделяются среди товарищей по группе, пишущих в основном пейзажи. Познакомившись в Мюнхене с зарождающимся там югендстилем, он становится его приверженцем. Именно здесь, среди неяркой немецкой северной природы Фогелер провел свои лучшие, наиболее плодотворные годы жизни, здесь он создал почти все произведения, принесшие ему широкую известность. Фогелер перестраивает старый крестьянский дом в великолепную усадьбу «Баркенхоф» с романтическим садом-оазисом (в настоящее время в усадьбе находится музей художника). Начиная с 1900 года, Ворпсведе становится притягательным центром для творческой элиты Германии. Сюда к Фогелеру регулярно приезжают ставший его близким другом поэт Рильке, драматург Герхарт Гауптман, режиссёр Макс Рейнгард, другие писатели, художники, музыканты. Здесь проводятся чтения, музыкальные вечера, обсуждаются новинки и рассуждают о проблемах литературы и искусства. Однако первый удар судьбы он получает как раз в семье. Влюбившись в студента, от него уходит Марта. По Европе уже гуляли ветры революционных идей построения общества всеобщего равенства, справедливости и благоденствия. Коснулись они и художника. Его первое обращение к идеям социальной справедливости относится к 1909 году, когда он совершает поездку в Англию. Его потрясли трущобы Глазго и Манчестера, и по возвращении он создает проект благоустроенного рабочего посёлка в Ворпсведе. Узнав об условиях Брест-Литовского мира, он, возмущённый его захватнической сущностью, пишет знаменитое пацифистское письмо кайзеру. Тот взбешён и приказывает поместить Фогелера в психиатрическую больницу. Только известность художника и вмешательство друзей спасли его от суда и, возможно, от расстрела. В конце 1918 года в Германии вспыхивает революция. Фогелер с головой погружается в водоворот политической жизни. В 1920 году художник начинает работу над новыми фресками для своей усадьбы на темы неминуемости крушения прошлого и создания светлого будущего. Власти сочли фрески крайне вредными. Среди выступивших в газетах и журналах в поддержку Фогелера были Кольвиц, Гессе, Фейхтвангер, Генрих и Томас Манны. Фрески удалось отстоять. К тому времени художник обрел новую веру – веру в коммунизм, который он наивно считал воплощением христианских идей. В 1923 году он женится на Софье Мархлевской, дочери польского коммуниста Юлиана Мархлевского, друга Ленина и соратника Дзержинского. В том же году Фогелер совершает свою первую поездку в СССР, которая длилась более года и утвердила его в мыслях о возможности построения царства труда и воспитания нового человека. В период с 1924 по 1927 год состоялись ещё три поездки в СССР. В 1930 году Фогелер устраивает в Ворспведе выставку «Новая Россия», на которой представлены его картины, рассказывающие о хозяйственных и социальных достижениях советских республик. В 1931 году Фогелер принимает решение окончательно переехать в Советский Союз. Вместе с женой и сыном Яном, родившимся в 1923 году, он поселяется сначала в Кремле, а позже в правительственном доме, известном как «Дом на набережной». В СССР Фогелер много разъезжает по стране, создает целые серии картин маслом, акварелей, рисунков. Его работы приобретают Музей нового западного искусства и Эрмитаж, хотя Фогелер подвергается в СССР также и резкой критике за своё увлечение кубизмом и экспрессионизмом. После прихода к власти в Германии нацистов Фогелер сотрудничает в немецкоязычной газете «Moskauer Rundschau», журнале «Интернациональная литература. С лета 1941года художник работает в отделе пропаганды Главного политуправления Красной Армии. В связи с этим он попадает в особый чёрный список Ведомства безопасности Германии. Не имея средств к существованию, знаменитый художник должен был в свои 70 лет идти на тяжёлые земляные работы, а в последнее время он вынужден был практически побираться. Так отплатил сталинский режим Фогелеру, чистому, бескорыстному человеку, наивно поверившему в возможность построения под руководством товарища Сталина светлого общества всеобщей любви, равенства и братства. Так жестоко поплатился Генрих Фогелер за свои иллюзии, попав в кровавую мясорубку истории первой половины XX века.
Ссылка:
© Copyright: Игорь Лебедевъ, 2014.
Другие статьи в литературном дневнике:
|