В гостях у Поэта Инны ЛиснянскойАлександра Плохова Позвольте, дорогая Инна Львовна, в этом рассказе называть Вас Вашим «знаковым» именем – Инна? Мой спутник, Владимир Мощенко – поэт, прозаик, о произведениях которого Василий Аксёнов говорил, что они «в какой-то степени сродни квадратам джазовой импровизации», впечатляют «своей удивительной лирической манерой». И Лиснянская, и Мощенко в прошлом - самые близкие друзья моей подруги – уникального талантливого поэта Светланы Кузнецовой. Стихи, имя Светланы стали забываться в наше суматошное время. Но, когда я решилась публиковать её последнюю книгу «СВЕТЛАНА КУЗНЕЦОВА. Избранное. Стихи», (М., Советский писатель, 1990), на сайте Стихи.ру, то с радостью обнаружила, что творчество Светланы востребовано и в XXI веке. Она – жива! Жива её поэзия! Подъезжаем к станции метро. Ждём Мощенко. А вот и он! В руках зонт, пакет с теплыми, вкусно пахнущими булочками, и букет белых роз (досада, мы тоже везём белые цветы - хризантемы). Приходится ещё ждать, - когда мужчины расправятся с булочками. Мне же не терпится увидеть Инну, и я боюсь опоздать. Она ждет нас к часу дня. Волнуюсь. В пути заходит разговор о Василии Аксёнове. Почему вдруг? Мы ещё не знаем, что идут последние часы его земной жизни. Узенькими, заросшими густой травой, кустарниками и деревьями, «непричёсанными» улочками подъезжаем к калитке старенького промокшего под дождём забора. Ты всегда говорил мне: Молись и верь!
То ли первый снег, то ль последний снег… 2003 Идём по тропинке сквозь буйную зелень травы. Поднимаемся на крылечко, проходим небольшие светлые сени. Отворяется дверь, и Инна Лиснянская выходит к нам на встречу, внимательно всматривается в лица: мы с ней не виделись много лет, и прошедшие годы, к сожалению, сказались на нашем облике. В моей памяти тёплые вечера 70-х годов в доме Светланы. Тогда все были молоды и веселы. Я иду в ванную помыть руки. С трепетом вхожу в эту комнату, о которой написано Инной стихотворение, - стихотворение, которое невозможно читать без слёз: В ВАННОЙ КОМНАТЕ Я курю фимиам, а он пенится, словно шампунь, Ты глядишь сквозь меня, как сквозь воду владыка морей, Иноземный взбиваю шампунь и смеюсь в ответ: Осматриваюсь. Вот - «иноземный шампунь», вот - «змея батареи», сейчас без «махрового халата». Подхожу к «зеркалу» и,…в носу защипало. Возвращаюсь в комнату, по-видимому, утеплённую террасу, которая теперь служит и кухней и столовой. Стол, вытянутый в длину, накрыт цветной чайной скатертью. С обеих длинных сторон стола – деревянные лавки. На лавку у окна садится хозяйка дома. Напротив – Владимир Николаевич и мой сын. А я усаживаюсь на стул с короткой стороны, между Инной и сыном. Стол накрывает милая женщина, Татьяна Алексеевна, – компаньон Инны. Она живёт в этом доме. Состояние здоровья не позволяет Инне оставаться одной. Мощенко наполняет бокалы красным сухим вином. В молчании и тишине поминаем Семёна Израилевича и Светлану. С Семёном Израилевичем Липкиным мне не довелось быть знакомой. О его поэтическом таланте мне говорила Светлана. Читала вслух его стихи. Ценила и очень уважала Семёна Израилевича. Считала, что таких больших поэтов, как Лиснянская и Липкин больше нет в России. Мощенко, по-моему, взволнован: он тоже давно не видел Инну. Последний раз они встречались полтора месяца назад, но в официальной обстановке. Он спешит поделиться с ней новостями. Надписывает и преподносит в дар свои недавно изданные книги. Это – стихотворные сборники: «Оползень» с предисловием Евгения Рейна, «Вишнёвый переулок» с предисловием Александра Ревича и книгу прозы - «Блюз для Агнешки» с предисловием Василия Аксёнова. Завтра, завтра придет горестная весть, особенно горестная для Лиснянской. Лиснянскую и Липкина связывал с Аксёновым нашумевший, вызвавший гневное недовольство властей «Метрополь», протест против исключения из Союза писателей Виктора Ерофеева и Евгения Попова и немедленный выход из этого Союза. Мощенко рассказывает о подготовке к изданию следующей своей книги - «Беженец», посвящённой драматической жизни великого шахматиста Сало Флора, с которым был дружен когда-то. Сообщает, что его эссе, - «Бутылка с запиской от Инны Лиснянской» с её замечательным портретом (компьютерная графика работы А.Н. Кривомазова) будет вскоре опубликовано в журнале «Муза». Инна благодарит. Из окна льётся, несмотря на пасмурность, золотисто- зеленоватый свет. Его отражают огромные круглые, диаметром в метр, листья лопухов, которые, оказывается, были завезены из Китая. За окном запущенный дикий сад, – уход за ним стоит больших сил. Инна Лиснянская недавно вернулась из больницы, где оказалась после торжеств, связанных с вручением ей премии «ПОЭТ». Конечно, сказались волнения. Мы выпили по глотку вина за здоровье Инны, а я передала ей поздравления читателей моей (Светланиной) страницы на Стихире. По-моему, ей было приятно их получить, она поблагодарила и очень порадовалась за Светлану, одобрив мою работу. Мне хотелось показать, как выглядит на сайте страница, посвященная Светлане, но, увы!.. На даче уже давно не работает интернет. Мы вернулись к разговору о моей работе над Светланиной страницей на сайте. И снова нахлынули воспоминания: молодость, дружеские посиделки, присказки и поговорки. Посмеялись, вспомнив одну из прибауток: «Альгис рыбу не ест», которая мне ничего не сказала, так как возникла ещё в общежитии Литературного института, до моего знакомства со Светланой. Вспомнили поэта Григория Корина, первого мужа Инны и отца Лены. – Он сейчас, после всех потерь, очень одинок, - сказала Инна, - Лена заботится о нём. Володя, позвони ему…. В те времена Инна Лиснянская ещё появлялась у Светланы вместе с Годиком – так звали Корина в дружеском кругу. И чувствовалось, как сильно он ее любит. Под дарственной надписью на книге Григория Корина: «Милой Але от Гриши», проставлена дата: 13 (месяц – неразборчиво) 1970 г. Инна тоже подарила мне в ту пору книгу, которую не удалось, к великому моему сожалению, сохранить: мне её не вернули. Мне понравился дом Инны Лиснянской, хотя внутри я не была, но с моего места мне был виден коридор и распахнутая дверь в просторную комнату, на дальней стене которой висел большой портрет Семёна Израилевича.Липкин был импозантным, на мой взгляд, красивым мужчиной. Владимир Николаевич предложил мне «взять интервью», чем меня озадачил. Я приехала просто повидать Инну, просто поговорить. Сроду не брала никаких интервью. И тут же, конечно, забыла, о чём хотела расспросить. Инна поинтересовалась моей работой на Стихире. Я ей рассказала, как это выглядит. Я попросила разрешения опубликовать на своей странице проникновенный, потрясающий душу, венок сонетов Инны Лиснянской «В госпитале лицевого ранения», который сама она определяет, как поэму:– Пожалуйста, - разрешила она. Это произведение очень-очень ей дорого. Но тут мы с Владимиром Николаевичем вспомнили, что засиделись: прошло больше двух часов, – обстановка к тому располагала. Уезжали мы с радостным чувством: так тепло и уютно прошел этот пасмурный, дождливый день. Радость и дома не покидала нас до конца дня. Назавтра, 6-го июля, я позвонила Инне Львовне, чтобы поблагодарить её за гостеприимство, и услышала: - Умер Василий Аксёнов! Я понимала, какой это удар для Инны Лиснянской. Это огромная потеря для всех нас, для целого поколения, поколения второй половины XX-го века! P.S. Я забыла упомянуть, что, прощаясь, я оставила свою повесть о Светлане Кузнецовой «Подруга. Повесть о поэте Светлане Кузнецовой». Спасибо, дорогая Инна Львовна! Спасибо Вам за приём в Вашем замечательном доме, за прекрасный подарок – книгу стихов «Птичьи права», за добрые слова в мой адрес и высокую для меня оценку повести о Светлане! С уважением и любовью, 13 июля 2009
© Copyright: Игорь Лебедевъ, 2011.
Другие статьи в литературном дневнике:
|