Большая перемена

Геннадий Лазарев Комиссар: литературный дневник

БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА
Большая перемена ожидает нас в сфере формирования сознания подрастающего поколения страны.
Ежедневный подъём флага РФ и Гимн в школе перед началом занятий.
Уроки православия и история «светской культуры».
Фестиваль «уличной культуры».
Общественное молодёжное движение, которое так и называется: «Большая перемена»
Когда знаменитого скульптора Родена спросили, как он создаёт свои идеальные скульптуры, он ответил: «Я беру камень и отсекаю от него всё лишнее»! Гении потому и гении, что они становятся родоначальниками универсальных методов, пригодных для применения, практически во всех сферах человеческой деятельности. В том числе и в социальной.
Чтобы создать идеальную модель личности и сформировать соответствующее ей сознание, надо «отсечь всё лишнее». А поскольку «личность» объект социальный, то есть общественный, значит, в обществе должны быть сформированы критерии «полезного» и «вредного» для его успешного существования и развития. В отсутствие таких критериев общество обречено на деградацию, разложение и исчезновение.
Но создать идеальную скульптуру, это, всё-таки, полдела. Для того чтобы она как можно дольше «жила» и радовала своих почитателей, её необходимо поддерживать в её идеальном состоянии. Применяя различные способы поддержания структуры и формы.
Личность и её сознание не исключение. Но с учётом их специфики.
Существует два способа контроля над сознанием: внешний и внутренний.
«Внешний» с помощью законов и правил, запрещающих и репрессивных, в случае злостного их нарушения.
«Внутренний», это когда сама личность контролирует своё сознание, не решаясь преступить принятые обществом социальные нормы и законы.
Контроль за исполнением общественных критериев личностью выполняет само общество. Но, на определённых этапах его развития может осуществлять государство, пользуясь делегированными ему полномочиями обществом. Тот или иной способ контроля над сознанием определяется уровнем культуры общественного сознания. Это или сама личность контролирует своё сознание. «Не убей, не укради, возлюби ближнего своего, как самого себя». Или с помощью законов и правил. «Убил», Закон определяет степень содеянного и «наказывает. «Украл», получил наказание. А все эти антисоциальные проявления, как правило, следствие «не любви к ближнему своему». И означают не способность контролировать личностью своё сознание, в результате его низкого уровня культуры. А это, в свою очередь ведёт к постоянному ужесточению законов государством с целью уменьшить нарушения общественных норм и правил. И доминирование государственного контроля над общественным.
Уровень развития культуры общественного сознания должен соответствовать уроню развития общественного бытия. Мало построить и увеличить количество качественных дорог. Надо увеличить уровень культуры сознания, пользующихся этими дорогами. Патриотизм, любовь к Родине, к «ближнему своему», это тоже признаки культуры сознания. Самое сложное сделать так, чтобы они были по отношению к сознанию не как «догма». А как «руководство к действию»! И такими они могут стать только тогда, когда сама личность контролирует своё сознание, не решаясь преступить принятые обществом социальные правила и законы.
Ежедневный подъём флага и Гимн в школе перед начало занятий.
Тот, кто предложил это, явно плохо знаком со школьной жизнью. Для того чтобы собрать в одном месте весь коллектив школы – учеников, преподавателей, администрацию, необходимо определённое место. Где будет размещён и флагшток, для поднятия на него флага. Это спортзал или спортивная площадка на открытом воздухе. Школы то же разные и разное в них количество учащихся. От десятков в селах. До сотен в районах. И до тысяч в городах. Начиная учебный день с подъёма флага, придётся начинать его на полчаса раньше начала уроков. Для того чтобы собрать всех на «линейку». Провести «ритуал». И развести всех по классам. Ещё одна немаловажная деталь. «Подняв» флаг, его требуется ещё и «опустить»! По той же «схеме», что и поднять. Такое «мероприятие» может привести к «обратному», от поставленной им цели. От уважения символов государства, к их непринятию от претерпеваемых в связи с ним стрессовых ситуаций.
Не проще ли разместить символы государства и текст Гимна РФ в каждом классе. И перед началом урока прослушать Гимн в классе по внутренней радиосвязи. Или уже совсем в духе времени воспользоваться благами цифровизации. Каждый класс оснащён мультиплексами. Интерактивными досками. Смонтировать видео с поднятием флага. Подложить исполнение гимна. И пустить подстрочник текста. Преподаватель нажал клавишу, и процесс патриотического воспитания пошёл.
Но как объяснить ученику на следующем затем уроке, почему при победе российских спортсменов на Олимпиадах и других международных соревнованиях в их честь не звучит Гимн РФ и не поднимается её флаг.
Уроки православия и «светской культуры»
Российская Федерация многонациональная и многоконфессиональная страна. Уроки православия в классе, где присутствуют ученики других конфессий. Значит надо учесть все обстоятельства. И проводить уроки раздельно для каждой из них. Или по - очереди на последующих уроках. В этом случае каждый узнает для себя что-то новое о своих одноклассниках.
Да и первые узнают, что в православии на сегодня произошла «корректировка» ценностей. Теперь «нравственная составляющая» (Заповеди), являющиеся определяющим нравственный символ веры, по словам служителей культа, не главное. Главное сегодня сам факт - Чудо! «Воскресения из мертвых». А это, как говорится, большая разница. И тогда опять же придётся объяснить смысл такой корректировки, сводящийся к тому, что легче «поверить» в «Чудо», чем сделать Заповеди для человека не «догмой», а «руководством к действию».
«Светская культура».
«Культура, освободившаяся от религиозного влияния». И не только. Поскольку основой религии является «нравственная составляющая», то «светская культура» свободна от всяких норм, регулирующих общественное бытие, определяющее общественное сознание.
«Как упоительны в России вечера
Балы, шампанское и хруст французской булки»!
Лев Толстой. «Война и мир»! Александр Пушкин. «Евгений Онегин»! Яркая иллюстрация «светской культуры» прошлого. «Ярмарка тщеславия». Желание продемонстрировать всё своё «нажитое непосильным трудом» своих подневольных крестьян и работников.
Сегодня это элитная тусовка «творческой» Богемы, бизнесэлиты и нетрадиционности. Пренебрегающей всеми нормами морали и нравственности. Суперкары, суперяхты. Острова в океане. Дворцы в «Грязи»! Золотые унитазы. И… «губернаторские балы»!
И это всё это надо объяснить ученикам на уроках в «светской» школе, «светского» государства.
«Уличная культура».
В отличии «светской культуры», освобождённой от «религиозного влияния», «уличная культура», освобождённая от норм традиций и обычаев общества и законов государства. Это вызов тому и другому за недостаточное внимание к личности. К её, не растраченному потенциалу и отсутствию возможности реализовать его. Это «культура» «Генералов песчаных карьеров», проявляющаяся на стенах заборов и зданий. На татуированных частях тела. На пренебрежении к уважению «ближнего своего». В провокациях и скандалах. В ревущих моторах и заглушающий их гиперзвуковых колонках.
Культура, доставляющая массу проблем школе и учителям.
«Большая перемена»
Общественное молодёжное движение под патронажем президента РФ.
« Главными идеологами движения «Большая перемена» должны стать сами дети
Об этом «Газете.Ru» рассказала председатель комитета Госдумы по просвещению Ольга Казакова. По её словам, дети должны будут придумать атрибуты и традиции новой организации, законопроект о создании которой был внесён сегодня в парламент.
«Не мы создаем и спускаем им предложения, а наоборот: идеи исходят от детей. Они предлагают то, что хотят именно они. Тогда новое движение будет действительно объединяющим. У нас и сейчас много хороших детских движений, но нам нужно то, которое станет флагманским и объединит всех детей», - сказала она.
В то же время, Казакова отметила, что «если ребята не смогут договориться, то наставники помогут найти им правильное решение».
«А потом мы, взрослые, грамотно это оформим», - добавила парламентарий».
Недавно я встретил своего коллегу по СПТУ. Мы вместе работали с ней на одной группе. Она была мастером производственного обучения группы швей-мотористок. Я был классным руководителем. Давно это было и она уже на пенсии. Но вот то о чём она мне рассказала, прямо в «тему».
К ней приехали внуки. Один на лето. Другой на более долгий срок, потому что учится как раз в этом училище, теперь это «Техникум агробизнеса». Так вот эти молодые люди стали поочерёдно предъявлять ей свои «хотелки». Один не ест то-то и то-то. У другого, свой «режим» дня. Я, говорит она, поначалу пыталась как-то «подстраиваться». Потом вижу, надолго меня не хватит. Вот и говорю им; «Вы можете дома есть, что хотите. Гулять когда хотите. А у меня дома вот такой порядок». И познакомила их с «правилами» своего дома. Хотите, говорю, жить у меня, соблюдайте. Нет, я никого не держу. Честно говоря, думала всё без толку. Нет. Поняли. Бывали, конечно, ещё случаи. Но уже реже. А один из них даже признался: «Вот видишь», говорит, «раньше я этого не ел. А у тебя стал есть».
Вернёмся к Родену. «Я беру камень и отсекаю от него всё лишнее».
А как же он определял, что «лишнее», а что нет? Просто «образ» будущей скульптуры был уже создан его фантазией и воображением и закреплён в его сознании. А дальше было уже дело техники создать скульптуру по образу своему.
А есть ли сегодня у Российской Федерации «образ» общественного бытия и определяемого им общественного сознания! Куда она идёт, Что строит. Каким хочет видеть гражданина своего! А ей, Российской Федерации, действительно необходима сегодня «большая перемена»!



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 05.08.2022. Большая перемена