Посреди маскарада

Екатерина Строева: литературный дневник

"Листаю" "Новый мир" №1, 2010 вот в сей день,
и открываю среди прочих, столь же, хотя и по-своему интригующе
захватывающих на n-ое время, а оно всегда спешит, твоё внимание -
и не только - и текст очаровательно-грустной работы Владимира Губайловского
о книге, ну вот подробнее о ней:
" Владимир Губайловский На грани праздника
М и л и х а т Ю н и с о в. Маскарады. Живые картины.
Шарады в действии. Театрализованные развлечения и любительство
в русской культуре второй половины XVIII — начала XX века. СПб.,
«Композитор», 2008, 304 стр.
"Бывал ли ты, читатель, на благотворительных балах? А ведь когда-то
на них собирали средства нуждающимся студентам, голодающим крестьянам
или, например, ученикам художественной школы… Боюсь, что никогда не бывал.
Вот и я никогда."...
Читаю дальше заметки В.Г. о книге М.Юнисова: "Юнисов пишет:
«В отличие от карнавала, в маскараде человек получает возможность
освободиться от своей социальной роли, но взамен он получает другую,
и эта заданность ролей (социальной и условно-игровой) вносила
драматические оттенки в понятия „маскарадная несвобода” и
„маскарадное одиночество”, наиболее соответствовавшие романтическому
мироощущению». В.Г. продолжает свои размышления о книге М.Юнисова:
"И далее автор приводит размышления Т. И. Печерской о сравнении
карнавала и маскарада: «Маскарад, обретая отчетливые черты антимира,
становится взглядом извне на реальную жизнь человека. <…> Если карнавал
очерчивает границы человеческой свободы, то маскарад — границы несвободы
личности» (П е ч е р с к а я Т. И. Историко-культурный мотив маскарада.
— В сб.: «Сюжет и мотив в контексте традиции». Вып. 2. Новосибирск, 1998, стр. 36
— 37). Это крайне интересное замечание: если на карнавале человек как бы не может
достичь только того, на что у него не хватает его собственных сил, — никаких
внешних ограничений нет, — то маскарад ограничивает человека «антимиром»,
в который человеку никогда не попасть, если он не выйдет из своей социальной роли. Отсюда довольно ясно следует, что такие явления современного мира, как многопользовательские онлайновые игры (например, «Second life», где «живут»
несколько миллионов аватаров реальных людей), имеют самое непосредственное родство именно с маскарадом, а не с карнавалом. «Виртуальный карнавал» — это, пожалуй, ранний Интернет начала 90-х. Потом все стало слишком серьезно, и понадобились выделенные маскарадные площадки."
Не правда ли, интересные размышления...



И снова не смогла умолчать, чем-то пронзишься и тащишь на свою
страничку, не зная правил, можно - нельзя,на этот раз стихи Олега Хлебникова
из новомировского двенадцатого за 2009г:
"Ю. Д., Ю. Щ, А. К.


Пойду по лучу
и свет получу.
Выдержу накал —
вырвался, нахал.


Вы лучше меня,
те, кто здесь.
Ваши имена
в мобильнике есть


у Господа — когда
надо, позвонит.
А пока вода
в речке — навзрыд"






Другие статьи в литературном дневнике: