Случайный диалог. Предисловие к книге.

Анар Лизари: литературный дневник

Худенькая пациентка с большими внимательными глазами. Обычно я не веду беседу с больными на отвлечённые темы и несколько специальных вопросов помимо жалоб, анамнеза и осмотра бывает достаточно. Так было и в этот раз. Единственно запомнилось, что зовут её Татьяна и она математик. Но на первом сеансе после того, как Женя сделала ей массаж, Сергей Викторович провёл мануальную терапию, и я сделал паравертебральную инъекцию на уровне С5-С6, что-то подтолкнуло меня вступить в диалог.
Я несколько последних дней был опечален смертью моего друга по Фейсбуку – поэта Бахыта Кенжеева. Друга – это сильно сказано. Он тогда ещё жил в Канаде, но я узнал, что он казах и пишет стихи и мы «подружились» на Фейсбуке – записали друг друга себе в друзья. Это было лет 15 назад. А в 2014 году я вновь зашёл на его страничку. Он был значимой фигурой в русской поэтической среде и входил до эмиграции в группу «Московское время», и это мне льстило. Но он был родом из Казахстана, так сказать – земляк, хотя большую часть жизни проживал за рубежом и последние годы жил в Нью-Йорке. Он хорошо относился к русским и казахам и ко мне тоже. Я делал репосты его публикаций и высказывался на его страничках в виде экспромтов часто с юмором и, как мне казалось, не без с остроумия. Он мне помог в год моего 70-летия опубликовать свои стихотворные переводы Слов Назидания Абая в «Живом журнале». Его страничка всегда была «атакована» десятками доброжелателей и фанатов, часто русских эмигрантов. Он публиковал на ней свои «старые» московские стихи, которые были написаны в манере Мандельштама длинными строками и о самых простых, казалось вещах - о юности, о природе, сложной судьбе. И всегда в них была философия жизни и были какие-то «кусочки счастья». О его смерти я узнал случайно. С мая месяца он не публиковался на страничке, куда-то уезжал, будто в Европу. После Перестройки он часто посещал и в Россию, и Казахстан. Ещё у него был забавный псевдоним, не помню какой, от имени которого он критиковал Америку и защищал бывший Советский Союз. В последствии он перестал это делать, якобы запретили модераторы страницы. Недавно на СтихиРу появилась акция на «Выходе Из Под Контроля», посвящённый его памяти. Тогда я заглянул на его страничку и узнал, что уже 9 дней, как он умер, и похоронен на Нью-Йоркском кладбище. Все соболезнования почему-то были удалены, но сообщалось, что их было много. Официальных сообщений о его смерти в новостях не было. По-видимому, из-за его позиции в отношении событий на Украине. Но в Интернете, потом я узнал, многие агентства опубликовали некролог и информацию о нём. Я даже поучаствовал в акции, посвящённой Бахыту и написал стих, где эпиграфом были слова из его стихотворения:

«Каждому веку нужен родной язык, каждому сердцу, дереву и ножу нужен родной язык чистоты слезы –
так я скажу и слово свое сдержу».


И в моём стихотворном ответе были такие строки:


«Кажется, всё изначально давно решено
Яснее ясного к бабке и не ходить -
В атоме каждом есть память о том, как родить
Слово и мысли и то что придумать дано».


Эта мысль владела мной уже несколько дней. Правда, в стихотворении она выражена довольно приблизительно, но это был экспромт, и я его думал переделать.
По-видимому, смерть Бахыта Кинжеева – этого одного из последних поэтов, русских классиков, как-то меня сильно огорчила и напугала. Уходят люди, продолжатели Достоевского, Мандельштама. Не к кому будет скоро обратиться за советом, поддержкой. Последние полгода я много раз пытался вернуться к основателю нашей Казахстанской литературы – Абаю Кунанбаеву, Слова Назидания которого 10 лет назад переложил на стихи. Бахыт очень серьёзно отнёсся к моей работе над творчеством Абая. И я почему-то считал, что теперь обязан завершить задуманное. Это меня тоже беспокоило. У Абая в его «Назиданиях» столько интересных мыслей с точки зрения философии и нейрофизиологии, которые мне, как врачу очень близки. Их нужно перевести на язык нового века.

Так вот, о пациентке. Я после инъекции установил ей на шейно-воротниковую область аппарат импульсного тока и задержался. Меня так и подмывало задать ей как математику такой вопрос: «А правда ли, что всё, созданное людьми – дома, машины, самолёты, компьютеры, Интернет, гаджеты – всё уже существовало в природе? В принципе, в эскизе существовало всегда. Не может быть, что это конструктор, сложенный людьми. И мы даже не представляем, что ещё более ошеломляющее там может быть. Мне казалось, что я сделал невероятное открытие для себя.
За десять минут мы успели обменяться мнениями, потом Женя тронула меня за локоть – пора отпускать пациентку. Женщина с интересом отнеслась к моему вопросу, но в её ответе не было ни каких эмоций. Всё так устроено. Человек мечтал летать – изобрёл самолёт, а потом космический корабль. Мечтал общаться на расстоянии – изобрёл телефон, телеграф, Интернет. Вот в живой природе всё устроено сложнее. Вот так. Это просто мечты, воплощённые в жизнь. Никакой романтики и эмоций. Вернее – романтика в мечтах. Нарисуем – будем жить. Понятно, математик – всё по формуле. Я уловил себя на мысли, что она так не думает. Это первая реакция наша – советская. Нет! В живой природе всё наоборот – всё обусловлено, детерминировано. Но время обмена мыслями вышло.


Придя с работы, я ещё находился под впечатлением слов, сказанных пациенткой Таней – «в живой природе всё сложнее». Нет, я не согласен. Конечно, поражает большое количество видов растений и животных, которые объедены в семейства, классы. Но существует механизм, повинуясь которому, каждая клетка знает, где ей находиться ещё не родившись. Генетическая информация, содержащаяся в одной половой клетке, предопределяет всё, где будет какая клеточка и какой орган или ткань. И, что будет с живым организмом, когда он станет половозрелым, заложено в генах чтобы «следить» за этим при жизни и сохраняет информацию после смерти. Есть ещё мутации, которые определяют жизнеспособность следующих поколений. Вот бы неживой природе так! Я как-бы продолжал диалог с Татьяной. Бывает так, что не замечаешь, что говоришь уже сам с собой. Мне это показалось забавным. Нет, это был только предлог. Мне нужно было высказаться, а эта мысль вертелась в голове и казалась оригинальной. Мне нужно с кем поделиться с кем-то о другом. Но тогда её ответ меня с подвигнул на ещё более смелые мысли. Если в живой природе есть детерминизм, а живая природа подчиняется тем же законам физики, как и неживая, то и самолёт, и компьютер тоже имеют детерминированную схему устройства. Мы только догадываемся, как она может выглядеть. И потом мучительно долго идём к своей цели их создавая. «Почему люди не летают, как птицы?», - воскликнула Катерина из пьесы Н. Островского. И люди придумали самолёт. Но есть же уже нано-принтеры и сверхбыстрые компьютеры и Искусственный Интеллект. И я подумал о том, что, если в живой природе так всё разумно устроено и это удаётся понять человеку, то не получится ли так, что человек скопирует эти механизмы и перенесёт на различные устройства, которые на молекулярном уровне будут строить и как-бы выращивать всё, как в живой природе. Эта мысль мне показалась чересчур фантастичной и абсурдной. Нет, не получится! Я почему-то вспомнил диалог между Сократом и его учеником, который приводит Абай в своём сочинении Слова Назидания. Сократ будто задаёт ученику вопрос – чьи деяния ему нравятся больше: деяния бога или человека? А в нашем диалоге как раз и присутствовала живая природа и плоды труда человека, не относящиеся к ней. А ответ ученика был такой, что бог создал очень много всего, что нам нравится, но и плохое он тоже создал. А Сократ сказал, что бог любит нас и дал нам свободу выбора. И он наделил нас качествами себе подобными, чтобы человек мог, познавая мир сам – творить.
То, что происходит в живой природе уже кем-то предопределено – эволюцией ли, Создателем, и уже не повергает нас в шок. А то, что сделано руками и умом человека, кажется нам всё более и более невероятным.

На следующем сеансе я не стал поднимать эту тему, чтобы не мешать лечебному процессу. Но глаза у девушки были такие внимательные, что на третьем сеансе всё же, не утерпел, спросил – как она «переваривала» мою информацию дома. И снова состоялся короткий диалог на фоне импульсного тока. На этот раз мне пришлось объяснить мою позицию по отношению к живой природе и что там всё детерминировано. Татьяна этому не удивилась и посетовала, что этот детерминизм обходится нам дорого – мы часто болеем и рано умираем. А значит он не совсем правильный. Я попробовал объяснить – что это всё просто. Главное в том, чтобы правильно использовать ту генетическую информацию, что дана нам природой. Нужно уметь правильно рефлексировать. Есть два вида поведения людей: эволюционный и революционный. Мы живём чаще по-революционному: унываем при неудачах и потом раздражаемся, сожалеем и боимся признаться себе в ошибках и лени, пытаемся отвлечься и найти радость в удовольствиях. Это известный деструктивный вариант рефлексии ещё с времён китайского Жёлтого Императора. А эволюционный: задумчивая печаль, созерцание, беспокойство за ближних, сопереживание, смелость, целеустремлённость, радость жизни, целомудрие – этот путь разве нам не подходит? Причём, если человек идёт по первому пути и у него уже есть одно из качеств (лень или трусость), то есть и все остальные (уныние, гордыня, невежество). Как написал Абай в своём трактате Слова Назидания:


«Давно мудрецами замечено:
Ленивый, как правило будет труслив и безволен,
Трусливый – ленив и хвастлив
Хвастливый – невежественен, глуп, хоть и хвалится вечно,
А глупый невежда бесчестен – порока нет более
Гнуснее, чем этот. В нём праведной жизни обрыв»


Мы не можем простить обидчика, пожалеть несчастного. Наше самомнение и гордыня мешают общению, особенно душевному. Гневаемся без причины, от этого мысли тяжёлые, от этого страх животный, изворотливый. Пытаемся хитростью победить, обманом. А потом радуемся, но не долго – червь уныния съедает нас изнутри.


Девушка была наконец поражена потоком информации. Только спросила про Абая: «Неужели он так написал? Я слышала, об этом произведении Слова Назидания, там их 43 или 45». Я подтвердил – 45. Она поинтересовалась: «А как Абай представлял созерцание?». Я сказал, что для Абая – это созерцание Бога. Бога Всеведущего и Всемогущего. И порекомендовал, где это прочесть в переводе Анара Лизари. Конечно, же я сообщил, что автором переложения на стихи – я и являюсь. Куда деваться от хвастовства. Абай всё правильно про нас сказал. А революционный путь существования известен ещё из трактата Хуан-ди Нэй Цзин Жёлтого Императора.


На следующей десяти минутке я упомянул и об этом древнем трактате и о том, что у Абая, разработана целая система воспитания человека, основанная на его теории «движения души». Эта теория очень хорошо сочетается с древнекитайской системой У-Син (пять энергий), согласно которой движение энергии может протекать в живой природе подобно циклам смены времён года, а эмоции человека могут чередоваться в определённом порядке, эволюционном: страх- гнев – радость - раздумье – печаль или революционном: страх – радость – печаль – гнев – раздумье. Отличие только в том, что во втором – революционном происходит как-бы перескакивание через одну эмоцию. Слово «революционный» мы привыкли понимать в положительном качестве, а здесь наоборот – это деструктивный порядок движения энергии, ведущий через семь переходов к гибели системы.

А пациентка выздоровела, поблагодарила меня и ушла, вдохновившись, я так думаю, новыми сведениями, уехала в свой Челябинск. А я, успокоив своё тщеславие, и оставив свою невероятно глубокомысленную идею – равную кантовской «вещи в себе», стал готовить свои рыболовные принадлежности для увлекательного занятия – рыбалки.
Но этот диалог с пациенткой не прошёл даром. И я решился продолжить работу над книгой. А именно вернуться к Абаю к его теории «движение души». Это я делаю уже не знаю какой раз с прошлой зимы. Таня-математик продолжала общение со мной виртуально. Я был удивлён, как много она прочла моих стихов и даже дневниковые записи, статьи об эмоциях и как они должны отражаться в стихах.


Я начал писать стихи довольно поздно, уже будучи на пенсии, раньше работа хирургам не оставляла на это не времени, ни сил. Меня как врача интересовала исцеляющая роль стихов и возможность использовать их для влияния на душевное и психическое здоровье человека. Используя гипотезу цикличности эмоций, я изучал стихи разных авторов и современных, и классиков. И я был удивлён и даже огорчён тем обстоятельством, что у некоторых известных поэтов «движение эмоций» в стихах определяется по деструктивному типу. И это значит, что их читать много и особенно выучивать наизусть должно быть опасно. Они могут привести к унынию или неопределённости и раздражению, неоправданной злости и насилию, неадекватному веселью и глупом фиглярству. Это деструктивное движение энергии эмоций. И есть продуктивное движение, в котором правильный циклический переход от одной эмоции к другой, согласно биоритмам, суточным ритмам и смены времён года. Я нашёл даже в некоторых (многих) классических произведениях определённую формулу (структурную), которая усиливает это движение. Это, придуманная мной форма стихосложения – «золотое сечение строки». Там строки отличаются по количеству слогов в строке, согласно ряду чисел Фибоначчи. (3, 5, 8, 13). К примеру стихи Роберта Рождественского из к-ф Семнадцать мгновений весны:
«Я прошу,
хоть ненадолго,
боль моя, ты покинь меня…»


Когда-то в молодости я читал книгу «Путь Абая» М. Ауэзова и не осилил и 1-й том. Меня тогда поразили дикие нравы кочевников. По прошествии длительного времени в 2010 году я случайно узнал, что Абаю исполняется 160 лет. Абай или Осторожный, как назвала его бабушка Зере (абай – осторожность, внимательность), а настоящее имя – Ибрагим – аналог пророка Авраама). Он был поистине уникальным ребёнком. Его воспитанием занималась больше бабушка. Отец занимал высокое положение среди казахской знати, возглавлял род Тобыкты из племени аргынов. Мать была из рода каракалпаков, её братья были известные в степи акыны, балагуры, выступавшие в аулах. Абай учился в медресе, научился арабскому и персидскому языку и на курсах русскому В 14 лет уже изучил все тонкости работы биев и волостных и привлекался отцом как помощником. Он много времени проводил в библиотеках, изучил произведения восточных мыслителей, западных и русских поэтов и писателей. Не смотря на то, что он неоднократно избирался на различные должности, основной интерес были стихи, песни, переводы с других языков. У него была богатая личная жизнь, несколько раз был женат. Своих жён и детей от них он очень любил. Но главное у него был неиссякаемый к жизни интерес, к поведению людей, общению с ними Как говорит писатель и философ Гарифолла Есим, «он стремится, чтобы слово его дошло до сознания народа, будило его и давало толчок к новой мысли».
Итак, в 2010 году я в августе узнал, что Абаю скоро 160 лет и нашёл его стихи на сайте Семипалатинской библиотеки в отделе «Всемирно известный Абай». Слова Назидания я прочёл «взахлёб» не отрываясь. И сразу возникла мысль переложить на стихи первое слово. И 8.08.2010 г. оно было готово. Я опубликовал его на своей странице Анар Лизари и получил много одобрительных отзывов. Потом я решил, что надо прочесть всё-таки первоисточник. Я записался на Интернет курсы «Казахский для начинающих» ЕШКО вместе с внучкой Аней и стал пробовать читать по предложениям со словарём. Но было мало понятно. Просил переводчиков с казахского перевести, но они давали готовый текст перевода С. Санбаева, который я и так читал. Я прочел переводы других авторов и одновременно делал переложение на стихи Слов по порядку, изучая и казахский текст. Кроме Интернета мои переложения на стихи печатались в нашем костанайском журнале «Берега kz» и разбирались на заседаниях нашего костанайского литературного сообщества «Ковчег». За это особая благодарность нашему костанайскому поэту, руководителю "Ковчега и ассоциации литераторов - Растёгину Владимиру Леонидовичу. Так прошло 4 года. В декабре 2014 г. я был на учёбе в Алматы и показал рукопись перевода, напечатанную и на диске зам. редактору «Простора», от которого получил, ошеломивший меня ответ: «Читать я это не буду! И зачем вы это сделали? Абай, если бы захотел, мог и сам написать в стихах». Я сильно переживал и не знал, что мне делать и к кому обратиться. Пошёл в Пушкинской библиотеки Алматы и стал искать книгу казахского автора книги «Земля белых лебедей», которую читал раньше и она мне понравилась. Автора я не помнил, но прочитав узнал - Гарифолла Есим. Я стал искать другие его книги в надежде найти книгу про Абая и, к своему удивлению и счастью нашёл. Она называлась «Хаким Абай». Прочитав её, я решил обратиться к нему, как к известному абаеведу с просьбой, прочесть мою рукопись. И к моему удовольствию, через некоторое время он одобрил перевод и даже поместил о нём анонс в своём Интернет журнале «Абай тудей» Там же была ссылка на видео моего прочтения произведения, опубликованного на You Tube. Это видео из двух частей: одно до перенесённого инфаркта и второе после приезда из Алматы и инфаркта. Инфаркт случился, казалось при полном здоровье, когда я плавал в бассейне, ожидая, когда мои внучки Аня и Арина занимались плаваньем с тренером. Я сделал четыре заплыва, отдохнул и пошёл на пятый. С трудом доплыл до поручней, сильно жгло под левой ключицей. Хорошо, что быстро прибыла реанимационная бригада и отвезли меня в больницу, в которой я когда-то проработал нейрохирургом 23 года. Коллеги меня с "радостью" приняли и сделали коронарографию, удалили тромб из артерии и поставили стент. У меня даже есть стихотворение об этом эпизоде, написанное с юмором, где я Робинзон Крузо с Пятницей (это было в пятницу). Я этот стих читал у памятника Пушкину 10 января, есть видео.


А первое стихотворение Абая, который я прочёл на казахском языке и перевёл - «Лето». Оказывается, оно было впервые опубликовано там, где я родился – в городе Акмолинске, в журнале «Ведомости» в 1888 году. Я ещё удивился, что у него были стихи всех времён года. Я когда издавал свой 2-й сборник «Живая вода» (2010 г), у меня разделы тоже были по временам года. Тогда у меня зародилась мысль о цикличности в наших ощущениях жизни. Современные исследователи эмоций человека исключают цикличность в движении эмоций на основании предположений, что эмоции нельзя сравнивать с такими ощущениями, как голод или сексуальные ощущения. Цикличность эмоций не определяется длительными одинаковыми периодами, она может проявиться в течение нескольких минут и может длится часами и сутками.
Я полагаю, что эмоции непосредственно связаны со всеми проявлениями жизни и биоритмами. Это не инструмент для мотивации наших действий и бездействий, а сами эти действия и есть. Всё живое, способное к раздражимости и возбудимости, ощущает эмоции радости или печали, страха или гнева. Даже у растений многообразие цветов и форм тоже своего рода эмоции. И они реагируют на погоду, на прикосновения, на свет само-собой, даже на музыку. Растения привлекают насекомых необычной формой, ароматом и окраской цветов. Простейшие амёбы ведут себя циклично при определённых обстоятельствах: прячутся от света, вытягивают свои псевдоподии и ложноножки к пище, расслабляются после насыщения.


Нервные клетки в организме человека тоже ведут себя как одноклеточные живые существа – ищут с помощью своих отростков аксонов и детритов связь с другими клетками, чтобы найти защиту, питание глюкозой от глии, связи с другими нейронами, чтобы создать образ действия мышцам и получить назад ответ-ощущение от рецепторов. Именно в циклическом повторении и заложен механизм самообучения, памяти. Работая нейрохирургом, я часто имел возможность наблюдать визуально вещество головного мозга. Приходилось удалять из повреждённого мозга осколки кости, гематомы, детрит (разрушенное вещество мозга) при операциях по поводу черепно-мозговой травмы, удалять внутримозговые гематомы при инсульте, опухоли доброкачественные и злокачественные. И всегда удивлялся тому, что, не смотря на то, что значительные участки коры и белого вещества у больного утрачены, он, придя в сознание не ощущал каких-то грубых изменений в своей психической деятельности. Был такой случай, когда голова человека была буквально раздавлена с двух сторон между бортами машин, обе половины черепа были вдавлены в мозг и для спасения жизни была удалена раздробленная правая и левая теменная и височная кости с разрушенным веществом мозга. И, несмотря на это, умственные способности у него были сохранены. Это свидетельствует о удивительной пластичности мозга, связанной с большим количеством «свободных нейронов», которые замещают при необходимости повреждённые отделы мозга.


Нейронов в коре головного мозга 16 миллиардов – так много, что создаётся впечатление, что между ними идёт настоящая конкурентная борьба за возможность участвовать в мыслительном процессе. Каждый нейрон нацелен на поиск сигналов (афферентных), которые идут от органов чувств, чтобы уловить какой-то нюанс и «осветить в нашем сознании образное восприятие предмета или явления и передать когнитивную модель в другие отделы, где будет мысленно (словами) обозначен этот образ и вернётся, образуя нейронную цепь памяти. Если информация не доходит до коры головного мозга в местах повреждения или гибели мозга, то существуют особые вставочные нейроны, которые устремляются своими отростками (дендритами) к подкорковым эмоциональным центрам, куда вначале поступил импульс и подключившись к ним, передают информацию свободным корковым нейронам. Нейронная сеть очень сложная, большая. Это явление я наблюдал, изучая вызванные потенциалы мозга, работая над диссертацией «Компенсаторные возможности мозга при корковых параличах» в аспирантуре, которую не удалось закончить, работая нейрохирургом. Но с помощью изобретённой мной методики – «световой сигнал-движение» мне удавалось намного сократить время реабилитации и восстановления движений в парализованной руке.
Современная нейрофизиология достигла такого уровня, что изучаются импульсная активность отдельных нейронов или группы нейронов. Ещё в 80-е годы при лечении больных с эпилепсией методом вживлённых электродов был проведён тест на узнавание слов, сказанных пациентом по паттернам импульсов, полученным от группы нейронов, в которые вживлены электроды. Сейчас в других исследованиях нейроны «узнавали» известного актёра и реагировали одинаковыми паттернами не только на его фото, голос, но и на фамилию.
То, что эмоции сформировались в процессе эволюции за миллионы лет, это понятно. Но они образовались в цикличном мире, где есть изменяющиеся и повторяющиеся условия в зависимости от времени суток, сезонов года влияния космоса. Причём ещё есть у каждого живого организма свой жизненный цикл и, что особенно важно – у каждой клетки свой жизненный цикл, особенно у нейронов и нервных, передающий импульс волокон. И именно здесь может быть надо искать причину совершенства и не совершенства эмоций. Деструктивные эмоции требуют большой траты энергии, чтобы удалить их, «спрятать» в подсознание.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 22.07.2024. Случайный диалог. Предисловие к книге.