Об Осторожном Пророке -2
Абай Кунанбаев написал много стихов, песен, перевёл на казахский стихи Пушкина, Лермонтова, Гёте, Шекспира и других великих поэтов. Но главное его произведение - это трактат "Кара сёз" или "Слова Назидания, о котором и пойдёт речь. Всю жизнь он проповедовал свою теорию, которую я бы назвал "Движение Души". Он был богатым, знатным, уважаемым человеком. Чего же ему и нам всем в жизни не хватало и не хватает, я понял прочитав его воспламеняющее душу послание нам, его потомкам.
И всё-таки, чего же нам в жизни не хватает? Когда я ещё учился в мед институте на кафедре неврологии преподаватели говорили (может быть и сейчас ещё говорят), что был такой профессор - Давиденко, который утверждал, что тому, кто решит вопрос взаимопонимания между людьми, должны поставить памятник из золота, и в полный рост. Но прошло больше пол века, а памятника всё нет. Думаю, взаимопонимания полного никогда не будет. С помощью слов. Дело в том, что слова - это не тот путь, который поможет это сделать. Всю свою историю человечество пыталось словами внушать какие-то идеи, издавало множество каких-то законов, призывало к слову божьему. Но воз и ныне там. Наука и технический прогресс на лицо. В мире переизбыток товаров, продуктов питания, но люди не могут этим правильно распорядиться, нет взаимного согласия и взаимопонимания. Я недавно читал рассказ и там два человека стоят рядом и молчат. А внутри их музыка. И они оба её слышат. Как в "Семнадцати мгновениях весны", помните? - встреча Штирлица с женой. Это взаимопонимание душ, взаимопонимание между людьми?
Пожалуй - да. Абай как раз об этом и пишет. И Абай в своих Словах, который он назвал «чёрными», подчёркивая, что не в словах дело, а в движении души.
Так что же всё-таки нужно для того, чтобы не было ненависти между людьми? Ответ на этот вопрос я нашёл у Абая. Абай это увидел, понял как это исправить, но не успел донести до людей и умер от горя.
"Живу, но не чувствую себя живым;
Смеюсь, но нет внутри радости;
Сержусь, но нет во мне злости.
Как-будто внутри всё умерло
от того что мой народ такой.
Даже не знаю люблю я его или нет".
Такой крик души Абая, такое откровенное признание (в 9-м Слове) заставляет нас – читателей сопереживать, проникнуться доверием к автору.
Абай говорит – для того, чтобы почувствовать взаимопонимание, нужно понять движение души. И не просто понять, а воспитать в себе.
Уже в самом начале Абай намечает те качества, на которые можно опереться для выбора пути и самосовершенствования души:
1.
"Чтоб править народом, а это, я знаю, не просто,
Нужна пылкость юноши – я те прошёл рубежи,
И сердце должно не остывшим
Быть, чтобы снести этот груз, хоть на время…"
Тогда бремя ответственности, которое возложил на тебя Аллах, будет легче переноситься. Народ наш вольный, не управляемый. Ему нужен герой, который поведёт его за собой.
2. Любишь богатство – выращивай скот, учись у народа. Скотоводство веками в степи совершенствовалось, это лучше, чем прозябать без дела.
3. Хочешь познать науки – познай многие языки и знания. Бойся зависти и лести. Найди своего учителя и своего ученика.
4. Можешь вере посвятить жизнь будь благочестив, отрешён от мирских забот,
5. Учить детей тоже благородный порыв, только улови указующий перст Аллаха.
В последующих главах особенно 31-м Слове он развивает эту мысль. Ты должен твёрдо сам решить, что ты этого хочешь, прежде чем выбрать путь.
"Во-первых, будь твёрдо уверен, что всё это знать тебе стоит,
В груди тогда вспыхнет огонь – загоришься ты весь.
Второе, что очень поможет:
Усердие ты воспитай, это будет основой,
Чтоб самую суть уловить.
Тогда речи умных людей и запомнить не сложно.
Что видел, что слышал, всё впитывай снова и снова,
И третье: всё то, что узнал не ленись, повтори".
Твёрдость – это первое, говорит Абай, на чём строится движение души. Как врача нейрохирурга это меня поразило. С точки зрения психофизиологии – это первый уровень нашей нервной системы, на котором закладывается движение и души и тела. Это сила мышц, твёрдость, тонус, это хорошая крепкая осанка.
Но твёрдость – это ещё и уверенность в себе, это преодоление страха, это стойкость.
Особенно в 43-м Слове он, как это согласуется с движением души.
"Есть сила души, она может
Развиться, как тело, как ум и как мышцы.
В ней качества три главных есть:
Во-первых – движенье души, что покажется сложным
Тому, кто привык подавлять то, что в юности слышим:
Внутри всё бурлит и ты сам загораешься весь.
Тот первый порыв, озаренье
Ловить нужно вовремя, не упуская.
Упустишь, и будешь жалеть.
И сразу осмыслить пути для его достиженья,
И что из чего истекает, задача простая
Уже пред тобою встаёт, как всё преодолеть".
Только не следует твёрдость цели и упорство сравнивать с упрямством. При упрямстве нет этого движения души, когда "внутри всё бурлит и ты сам загораешься весь". Там другие эмоции. Об этом в 7-м Слове
он говорит так:
"Творец нам для этого радость даёт,
Чтоб мог человек повседневно свой мозг подвергать испытанью.
И не бессознательно путь выбирал, а конкретно
Мог в жизнь воплотить свои знания, те, что наука несёт".
И далее:
"Вот дети нас лучше, умней.
Естественны к знанью порывы у них и просты.
А взрослый невежда на что тратит силы?
Скотина глупа, но не спорит, молчит, чтоб ни делали с ней.
Глупец же, тараща глаза, спорит до хрипоты,
Кичиться своею бездарностью он до могилы".
Далее о втором свойстве движения души он говорит так:
"Второе же свойство сложней.
Вот здесь не поможет бездумное книг изученье.
Притягивать будет вас всё, что наука достигла,
Подобное только ищите, что сблизит вас с целью своей.
Когда овладеете знаньем
Об этом предмете, к которому вы так стремитесь,
То сила души возрастёт.
Она вас буквально захватит энергией и обаяньем,
Вы сами себя не узнаете, как изменитесь.
Вот здесь осторожность нужна - не испортить бы всё".
Итак, и первое и второе свойство движения души не появляются сами по себе.
Они проявляются в процессе активного познания мира, но находятся они в душе изначально и проявляются последовательно.
Знаменательно, что с той же мысли начинает свой трактат «О душе» выдающийся древнегреческий философ Аристотель. Он считает, что среди прочих знаний исследованию о душе следует отвести одно из первых мест, так как «оно – знание о наиболее возвышенном и удивительном».
Самое интересное то, что второе свойство совпадает с вторым уровнем нейронной регуляции движения. А. Берштейн).
"И в то же время, если этого нет – страх, сжатие в комок, гусиная кожа, волосы дыбом, спазм сфинктеров".
У казахов с этим всё в порядке. Они не позволяли даже младенцам рано вставать на ноги, пока не сформируется правильный изгиб спины и обычай разрезания пут ножек (тусаукесер) – это не просто забава. Следующий уровень – согласованность движения мышц (синергия) – это ловкость, подвижность, умение владеть своим телом. Абай пишет, что это чувство знакомо казахам – казах на коне вырастал (в 24 слове). И он влюблён в это занятие. Не зря придуманы конные игры, байга, скачки, чтобы воспитать у детей любовь к пространству. Такие чувства знакомы орлам, соколам, быстрым ланям и сайгакам. И казахам тоже.
Третий уровень – движения, связанные с внешними предметами и явлениями. Наука учит не только получать знания, но и умению, мастерству работы руками. И казахам известны многие ремёсла, необходимые кочевнику. Творчество – это овладение множеством профессий, Абай приводит пример (во 2 слове), как ногаи (татары) могут вырастить любое растение и всякую вещь смастерить и везде побывали, занимаясь торговлей. Вольному казаху кажется это занятие мало привлекательным. Но время кочевой жизни закончилось и нужно учиться всему, пишет Абай, иначе попадёшь в сети лени. Только в творчестве человек получает истинное наслаждение жизнью и радость от преодоления преград.
Четвёртый уровень – это грамотность и само мышление, способное усвоить все накопленные за века знания путём чтения книг и самому делиться с другими мыслями с помощью письма.
Именно это Абай считает важным условием совершенствования, чтобы пройти период от кочевой к оседлой жизни. С помощью грамоты можно познать, как устроен мир, его экономику, культуру, языки. А, главное, это нужно, чтобы передавать эти знания из поколения в поколение. Только тогда государственность возникает. В мире много существует народностей и племён, но не всем удалось создать государство. В 7-м и 15-м Слове Абай пишет, что у родившегося ребёнка есть две потребности: потребность тела и потребность души в познании мира. И по нему видно – как он тянется ко всему, хочет потрогать, попробовать на вкус. А потом всё спрашивает: что – это, что – то?
И он говорит об энергии, той, врождённой энергии, которая у каждого из нас была изначально. Её мы видим у маленького ребёнка. Она у него внутри, она толкает его на познание мира, ещё не знакомого, но такого необыкновенного, который называется жизнь. И каждое движение, каждая удачная попытка сделать что-то самому, вызывает у него такую радость, восторг. Эта радость, говорит он – нам дана Создателем. Это его Природа. Так мы устроены, так устроен мир.
В 20-м Слове он отмечает, что дети увлечены жизнью, как игрой. И нужно использовать это для учёбы, потому что неутомимость эта пройдёт с годами. В 25-м Слове Абай советует в начале учить детей тюрскому (казахскому) языку, чтобы душа «прикипела» к родной земле и восточным языкам и затем русскому языку, а через него познать культуру России и Западных стран, чтобы быть с ними на равных.
А невежество Абай считал – один из главных пороков, оно тесно связано с ленью и безволием.
В 19-м Слове он советует воспитывать у детей твёрдость, устойчивость внимания к интересующему предмету или игре. Детям нужно объяснять на примере игры, что есть хорошее, а что – плохое. Он говорил: «Если, дети, вы не хотите меня слушать, то я лучше пойду свиней учить, они лучше меня понимают».
В 3-м Слове он прямо указывает на то, куда ведёт расслоение общества из-за разорения скотоводов, из-за недостатка пастбищ. Богатые нанимают разорившихся соседей, а сами ленятся, только едят мясо и пьют кумыс, и развлекаются. И детей перехваливают, воспитывая в лени.
Ленивый становится со временем трусливым. Отсутствия навыков порождает страх при столкновении с опасностью. Трусливый безволен. В нём нет ни твёрдости характера, ни подвижности тела. Он забыл радости движения тела на просторах степных. Радуют только накопленные богатства. Это болезнь, это унизительное существование восклицает Абай уже в первых словах.
Безволие богатых ведёт к хвастовству богатствами и одеждами, к вычурному надменному поведению. Такой человек становится самовлюблённым эгоистом и невеждой. Даже если в нём появляется твёрдость, то это тупое упрямство. Он кичится своей безграмотностью и пустословием. А если проявляется гибкость и ловкость, то это только в виде лживой изворотливости, обмана и подкупа, как способа получать привилегии. Бесчестие же – это главный из пороков, который порождает воров, проходимцев, попрошаек среди народа, которые атакуют богатых ленивых баев. Наш народ всегда был гостеприимным и этим пользуются бесчестные люди, говорит Абай. Они входят в доверие помощью лести и наговоров на соседей. Они внедряются в разные партии, бродят по аулам, распространяя слухи, вносят панику в жизнь простых людей. Нет гнуснее бесчестия и воровства. А всё начинается растлевающей, беззаботной лени и праздной жизни одних и бедности и безысходности других.
"Давно мудрецами замечено:
Ленивый, как правило, будет труслив и безволен;
Безвольный труслив и хвастлив;
Хвастливый невежествен, глуп, хоть и хвалится вечно,
А глупый невежда - бесчестен. Порока нет более,
Чем этот гнуснее. В нём праведной жизни обрыв."
Это порочный замкнутый круг – один порок рождает другой. У таких людей страх изворотлив, стремясь избавиться от него обманом, они покупают радость ложью и деньгами.
В 26 Слове Абай открывает нам в чём радость казахов: в байге, соколиной охоте, борьбе – в том, чтобы другим досадить, имея лучших борцов, скакунов и ловчих птиц. Сами не участвуют, но радуются, когда соседи проигрывают, смеются над ними. Такая купленная, не выстраданная радость и ложное веселье не даёт успокоения душе и требует всё больше и больше развлечений.
Вскоре наступает расплата в виде уныния, безысходности, депрессии, истерик. Это обычное продолжение для несформировавшейся психики. Оно сменяется периодическими приступами злости, беспричинной ярости и гнева. Свой не праведный гнев они оправдывают гордыней и превосходством над остальными людьми.
Используя власть и гордыню, несчастный попадает уже на преступную стезю. Совершив преступление или бесчестный поступок, можно ещё остановиться, раскаяться, признаться в содеянном. Об этом Абай очень красочно говорит в 36 слове о совести:
"И стыд это признак той чести,
Достоинства, что запятнал, уронил ты
То, что раньше было в тебе.
Ты можешь его возвратить верой, если
Раскаешься, примешь страдания с миром,
Не будешь другим желать бед".
Но разум его труслив, и негодяй продолжает действовать так же по новому кругу. Интересно то, что каждая порочная черта характера ведёт в замкнутый круг таких же порочных: уныние - к гордыне, гордыня к невежеству, невежество к трусости, трусость к бесчестию. Это такой закон психологии общий для всех людей и народов, который Абай открывает, наблюдая за своим народом и, понимая, страдает от этого. Достаточно увидеть у человека одну из этих черт и можно догадываться о наличии и других. Или готовности к ним.
Абай душой и сердцем прочувствовал вредность и низость таких черт в человеке. Говоря о необходимости обучения грамоте, он встречал у казахов такой ответ: Зачем нам учится? Мы по лицам понимаем, кто – есть – кто. По-видимому, казахи и сам Абай хорошо разбирались не только в существовании такого «набора недостатков», но и угадывали их по лицам. Он говорил, что бесчестные люди скорее друг с другом договорятся, а доверчивые, добрые быстро попадают в их силки и стараются сторониться друг друга. Нельзя плохо думать о своём народе, говорит Абай. И те, кто, прочитав его послание потомкам казахам, должны правильно его понять, а не обвинять его в плохом отношении к народу.
В 11-м и 17-м Словах он пишет, что кража и воровство уже превратились у нас в способ разжиться. Абай восклицает: "Где найти те слова чтобы убедить людей не воровать, не поступать бесчестно?" Он говорит людям: чтобы изжить в себе эти наклонности, нужно следовать велению сердца.
И Абай сетует в 8-м Слове: кому нужны наставленья? Никто не хочет им следовать. Но думает: всё же, что будут нужны в будущем. И спрашивает себя в 22-м Слове – кого же мне уважать тогда – бая, мирзу, волостного, бия? Нет уже прежних уважаемых людей. Богатство и власть затмили им глаза. Бедняков он жалеет – я к ним со своими наставлениями и не лезу.
Как возникает такое движение души. Рассмотрим такую цепочку:
лень, трусость, хвастовство, безволие, гордыня, невежество, изворотливый страх, бесчестие.
Лень мыслей и действий в конечном итоге переходит по цепочке в невежество, а невежество и изворотливый страх рождают бесчестье. Здесь не хватает одного, главного свойства души, о котором говорит Абай и которое всё изменит – это сердечность.
Рассмотрим вариант правильного формирования движения души :
- опасение (осознанный страх, сила, смелость, уверенность в себе, твёрдость – 1-я стадия ),
- возмущение (праведный гнев, согласованность движений до автоматизма – 2-я стадия),
- творческое целенаправленное действие, достижение целиудовлетворение (победная радость – 3-я стадия),
- осмысление (радостное раздумье или не довольство, оценка, фиксирование, передача знаний – 4-я стадия),
- успокоение, свобода, созерцание (задумчивая печаль, сомнение, беспокойство, озарение – 5-я стадия).
В этой схеме каждая последующая стадия движения души рождает предыдущую, как и в предыдущей схеме. Причём, если в первом цикле: ленивое раздумье рождает трусость и изворотливый (умный) страх, то во втором: радостное раздумье рождает анализ, покой или сомнение и тревогу.
Такое циклическое движение энергии эмоций напоминает смену сезонов года.
Зима – страх, весна – возмущение, лето – радость, сезон дождей – радостное раздумье, осень – печаль, созерцание. Это то, что нам преподносит древняя восточная философия. Конечно, Абай, возможно, читая арабских и персидских поэтов и учёных, возможно знал и об древнекитайской философии пяти элементов (У-Син").
Не зря же он говорит:
"Давно мудрецами замечено:
Ленивый, как правило, будет труслив и безволен…"
Но у Абая обязательными качествами в этой схеме «движения души» - нужны сердечность и совестливость. Абай в 36 Слове говорит, что у нас много молодых смелых юношей, джигитов, которые могут защитить свою честь и землю или вступиться за слабого. Таких смельчаков называют журектi – сердечными (жур – сердце). Чтобы быть смелым нужна твёрдость духа (воля) и тела (сила мышц), ловкость (синергия, согласованность движений). Но, воля должна направляться сердцем, как и разум должен подчиняться велению души и сердца. Только тогда «движение души» будет правильным.
В 17 слове он приводит притчу, в которой спорят три качества: воля, рассудок и сердце. А наука у них -судьёй. И судья решает спор в пользу сердца. Если воля и разум поступают без сердца, то натворят много бед. И сердце, и сам человек будет от этого сильно страдать.
"За разумом сердце с охотой
Пойдёт по тропинке, где замысел добрый,
Но если задумал ты зло,
Отпрянет с брезгливостью и ничего ты
Не сделаешь с ним. Воля тоже попробуй
Ты с сердцем идти невпопад - не позволит оно".
В слове 36-м он приводит пример, когда смельчак бьёт беззащитного и говорит, что сердце у него сильно изменилось – стало волчьим.
Но если все трое в согласии:
"Все трое когда в человеке
В гармонии, можно тогда говорить -
Что пыль с ног того человека лечебна!
Незрячим глаза он откроет и будет навеки
И богу угоден, и будет в согласии жить
С велением сердца. Так сказано в книге священной".
В 37 слове Абай возмущён поведением людей, совершивших зло. Такие люди замкнулись в себе в своём уныние и готовы пойти на новое преступление. Бойтесь спровоцировать их, но нельзя их бросать. Тому же, кто говорит, что их не исправить – я бы вырвал язык. Всегда нужно давать человеку надежду на исправление. Ведь за самой суровой зимой приходит весна. Вот именно здесь у Абая так ярко выражена мысль о цикличном движении души, что согласуется с цикличностью природы в смене времён года.
В Слове 36-м он говорит о совести – именно совесть и есть в основе всех поступков, которые идут от сердца. Он описывает, как человек мучается, если совершил бесчестный поступок, и даже его близкие мучаются за него.
Но стыд за себя он сильнее:
"Не можешь смотреть ты в глаза больше людям,
Подобен ты жалкому псу.
И слёзы текут, и язык твой немеет.
А жизнь без прощенья тебе в тягость будет.
В стыде – крепость веры и суть".
В ком же нет стыда, в том и веры нет, заключает Абай.
"А тот, кому стыд тот не ведом -
Не знает мучений, свершив преступленье
Не то что проступок какой.
Он будет юлить, отпираться и следом
Опять зло творить без стыда, без стесненья
Такому ни что не нарушит покой".
У детей ещё не сформировано понятие справедливости, но подсознательно она есть – она ещё проявляется в виде страха, стеснения. Увидев незнакомого взрослого, ребёнок бежит к матери, плачет. Взрослый, если робеет перед каким-нибудь чином, это не стыд, а трусость, недостойная мужчины.
Стыд, смущение, неуверенность в себе, паника, смятение духа - всё это многочисленные проявления страха, которые не должны подавляться, а должны преодолеваться проявлениями воли, мотивированной нравственным поведением.
Даже вскипающим изнутри гневом и злостью нужно управлять по велению сердца и совести. Эти две эмоции помогают друг другу и стимулируя и сдерживая, чтобы действие стало добродетельным, сердечным. Такая радость достаётся не легко и раздумье тогда и становится целомудренным. При срывах механизма, стыд играет положительную роль, вводя в состояние горя, катарсиса, чтобы не выйти в опасную, кажущуюся лёгкой рефлексию зла. Нужно целенаправленно тренировать базовые функции движения эмоций, это твёрдость физическую и нравственную (гордость, честь), гибкость - синергию, согласованность движений и чувств. И далее-творческое горение (стремление творить), радость познания мира и себя в нём. И не стоит смеяться без причин. Весёлость должна быть искренней. Радуйся хорошим делам людей, проявляй к ним внимание,- советует Абай. Помоги человеку в печали сочувствием. Но высмеивай невежд и проходимцев. В 30-м Слове назидание такое: будь добр и смел, будешь в белых одеждах. А бахвал хоть и красиво одет – то просто пятно.
Кстати, о смехе в 21-м слове он пишет так, что все мы в детстве любим, когда нас хвалят. Но есть три вида бахвалов: Одни хвалятся в своей семье, другие в ауле, а третьи в городе. Он не одобряет все три, но первых самыми невежественных и кичливых особенно. Хвастовство сбивает человека с пути. Даже если кто-то хвалит, ты не должен останавливаться на достигнутом.
В 7-м Слове он говорит, что у детей богом заложено чувство радости познания мира. Его нужно не потушить, а беречь эту божью искру.
В 31-м Слове. Когда ты слышишь умные вещи:
1 – твёрдо узнай, что тебе нужно. Тогда в груди вспыхнет огонь, загоришься весь!
2 – усердие воспитай чтоб понять всё, что узнал.
3 – не ленись повтори.
Увлечение каким-то делом у детей вспыхивает быстро. Чтобы оно не потухло нужно поддержать у него этот порыв, превратив в игру и самому включаться и радоваться результату. И, главное, запомнить и научить других.
Трех бойся врагов ученья. Это: тоска, беспечность, тяжёлое раздумье. Тяжёлое раздумье ведёт к страху, беспечность к унынию, а уныние к злости. Имея инструмент правильного движения энергии души, можно проанализировать своё поведение. Главное, не отчаиваться. Если вы задумались над этим, вы уже находитесь на стадии анализа. Не хватает только спокойного раздумья. Пускай не радостного. Представьте, что вы попали повторяющийся стереотипный круг эмоций, что это дурная привычка с вами это уже было не раз. Тяжёлое раздумье начнёт немного рассеиваться. Не надо бояться страха. Нужна твёрдость, а за твёрдостью согласованность действий. Делать нужно то, что вы умеете, стереотипное действие устраняет и страх, и раздумье. Но главное, чтобы перейти на другой цикл «движения души» нужна подсказка сердца, совести. Тогда вы увидите направление цели.
Но не исключай веселья. Страсть тела тоже опьяняет разум, сторонись её.
В 32-м Слове Абай спрашивает. Как же науку усвоить? В начале уясни, что она тебе нужна – чтобы творил ты сам. Тогда откроется тебе весь мир, блаженство найдешь в познанье, прими его с любовью, истово. Картины веков познаешь, и сама истина падёт тебе в руки. Но опасности подстерегут, бойся самодовольства, спесивости, чтобы не стал склонен к похвальбе, будь скромен, не спорь. За правду борись отважно и стойко. Развивай речь, изучай законы полемики: мулафазу и мукафазу. Творить добро – главная цель.
Повышай знания, это опора – чтоб не свернуть с пути, а главное, характер воспитай – он сосуд хрупкий не разбей!
В 29-м Слове говорится. Не верь глупым пословицам. «Если бедняк не будь совестливым, ловкач снег может поджечь». Верь хорошим: «Дороже жизнь человека, чем дворец золотой!»
В 33-м Слове говорится. Захотелось богатым стать. Это не порок. Богатство – казаха мечта. Научись разведению скота, в народе много знаний накоплено. Или учись ремеслу. Путь выбирай честный. Льстецов сторонись. Подарят скакуна -- мнимая дружба опасна разорением. Не будь доверчив как первый снег. Но если сам обманешь – опорочишь себя.
Сердечность и движение души должны воспитывать и духовные лица. В12-м Слове Абай сокрушается, что некоторые священники не всегда исполняют правильно намаз. И сами не учатся, а кичатся, чалмой обернув голову. В 10-м Слове он говорит о вере и что есть к ней 2 пути: Первый, когда ты учишься у близких людей, молишься вместе с ними и второй, когда сам, читая духовные книги, воспитываешь веру и твёрдость духа.
В 27-м Слове Абай приводит диалог Сократа с учеником Аристодимом. Сократ, спрашивает – чьи дела тебе больше нравятся: человека или Бога? Ученик отвечает, что ему нравится, как Бог всё создал разумно, но зачем он создал зло? Абай говорит, что Бог любит нас и дал нам самим сделать выбор.
В 28-м Слове. Люди задают вопрос: Раз Создатель безгрешен, значит то всё, что случается – его воля. Он добро и зло создал. Он всё может уничтожить, Он – всесилен! Да, говорит Абай, но это, чтобы вы учились добро выбирать, а не зло, чтобы стали сильными, сопротивляясь злу!
В 23-м Слове. Казах говорит: я молюсь как все, что в этом плохого? Абай поясняет, что и толпа наказуема и каждый человек в толпе тоже. Разве лучше – когда все от мора падут и что толку невесте от дурака, который как все с запахом.
В 34-м Слове говорится о том, что если казах истинный мусульманин, то для него не могут быть земные заботы важней небесных. Будь благочестив. В этом мире мы – гости!
В 35-м Слове Абай сообщает о том, что в день Судный Бог призовёт хаджей, мулл, суфиев и скажет: вы служили для почёта и славы, значит не искренне. Зачем же я вам дал богатство? И поставит в сторону. Других поставит отдельно – вы честно служили и вам место в раю.
В 38-м Слове Абай даёт назидание потомкам:
«О дети мои, вы сердцу отрада.
Я силы в вас черпаю, я вам пишу эти строки
В надежде на вашу любовь.
Ищите путь к истине в них. Торопиться не надо,
Пусть ум будет острым, желанье к наукам глубоким,
А я как наставник приду в трудный час вам на зов».
Будьте искренны, и она приведёт вас к правде, она защита от злобы. Твёрдость характера в правде, а искренность как крылья, но нужно третье без чего не победить зло – это знания.
Бог Всеведущий и Всемогущий. Он дал это людям, чтоб ведал и мог! Познать и преобразить мир! Ещё Он дал нам Зоркость, Чуткость и Речь чтобы разум взрастить. Аллах не нуждается в том, что создал. Люди не знают, как поступить со всем. Он наверно, и жадность создал не зря, чтоб богатства накопились, чтобы не растратили, не съели скот. За Пророком шли и богатые, но сохранили веру и честь.
Стремление к знаниям, честность и сострадания – вот то, что нужно людям сохранить! Истина, Разум и Благо рождаются из них.
В 37-м Слове Абай говорит: Гуманность не подачка, а принцип жизни. Тот, кто следует этому – поцелован творца устами. Невежда всё переиначит – умное слово станет как прыщ на лице.
Толпа безрассудна, кто дал яд Сократу, Христа распял, сжёг на костре Жанну Д,арк, Пророка закопал в остатках верблюда? Каждый виновен, кто видел и не помешал этому. Скажете – людей не исправишь, не правда!
Я вырвал бы язык тому, кто это сказал. Нельзя оставить человека один на один со злом! Страшен кто в гневе замкнулся. Дать надежду надо. Здесь явная связь деструктивная (уныние ведёт к злобе).
Всегда после зимы – весна. Мир – океан, время ветер, волны одна за одной – братья. (Ещё один пример цикличного движения природы и «движения души»). Простой человек может большего добиться, трудом, выше царя вознестись. Чем старость торгует бородой, молодость знаниями – победит. Друг – тот, кто поможет в печали. Откройся тому. Стань опорой. Беспечных – гони. Дружи с тем, кто многих привечает.
Гнев бесполезен бессильный. Любовь без верности – грех. В науке – без ученика нет смысла. Добился не жди похвалы. Зависть толпы велика. Сам себе ты судьёй будь.
В 24-м Слове читаем. Нас 3 миллиона казахов. Казах на коне вырастал. Есть сила и удаль, близки и пение, и музыка, есть тяга к искусству. Есть в мире города, где 3 млн. живут дружно. Когда ж мы станем лучше? Пока же на каждую сотню скота зарятся 200 бесчестных людей.
В 39-м Слове Абай вспоминает. Вот были же люди когда-то, не как нынешняя молодёжь (умники, франты). Хорошего много было, нельзя ребенка с водой выплеснуть. Две вещи ценили: 1) Вожак должен быть (ел-басы, топ-басы называли) – глава, совесть нации. За ним шли. 2) Единство народа. Нельзя личные обиды решать. Лучше простить. Решимость и стойкость в единстве – как асык, залитый свинцом – бита, не костяшка какая-то. Решали, вспомнив имена общих предков, чтобы их не предать.
В 40-м Слове. Мы вот старики, мудрые. Плохого слово не скажем, когда умер кто. А живые не можем ужиться. На той и поминки помощи нет, а вот на должника устроить набег – пожалуйста. Добро делить. Поможешь кому – станешь его врагом. Почему честные – бедны? Почему мудрым словом не завлечь, а на сплетни сбегаются все.
В 41-м Слове читаем. Как переделать жизнь казахов?
1. Во власти должен быть человек, у которой много денег, и достойный человек.
2. Детей всех заставить учиться, а, чтобы родители позволили – дать им скота и денег.
3.Сперва медресе и начальные школы. Потом выбор наук – высшее образование. И девушек знаньям учить духовным, чтобы детей воспитывали верно.
И в 42-м Слове он добавляет. И надо, чтобы все трудились. А не слонялись по аулам.
В 43-м Слове Абай советует снова. Развивать те качества, что дала природа с помощью «движения души»:
Первое – порыв в юности – озарение,
Второе – осмысление путей к цели;
Третье – овладеть знаниями – вас захватит энергией. Но осторожно, чтоб зло не совершить. Остановись, остынь!
Четвёртое – впечатлительность сердца – суметь не запутаться в мыслях! (кто еще так скажет!) Опереться на разум и волю поможет сердце.
Пятое – не поддаться порокам:
Самодовольство, корысть, беспечность – зло.
Кто поддался – сел на коня необъезженного –
несётся в пропасть.
В 45-м Слове Абай говорит вновь о самом сокровенном – о Боге. И то, что он дал человеку самое главное для «движения души», он оставил почему-то напоследок. У многих народов есть боги, они ведут людей и объединяют. Создатель всё сотворил и дал нам главное! Каждый это должен в себе искать. Это свойство души от Бога. Это знает мать и ребёнок. Даже жеребец и кобыла без этого род не продлят.
Это – Любовь. Тот у которого много любви, тот и справедлив. А знания и наука без любви – вред человеку и на пути его рок.
Другие статьи в литературном дневнике:
- 03.06.2024. Об Осторожном Пророке -2