Записки Интроверта 63

Костя Тюрин: литературный дневник


А теперь писать, писать
Для ума и для забавы
Вдохновение опять
На вершину тянет славы


Что поэзия? Любовь!
Ну а проза – крик по счастью
Вот он мир мой без оков
Наделенный божьей властью



Ага…Давно не выходил на связь. Боролся с тревогой. Было пару нервных срывов, ну теперь лучше. Чуть более недели назад ходил в Сатирикон на Фауста. Постановка не понравилась. Начали за здравие, а закончили сонным царствием. Мученическая скука одолевала меня на протяжении всего спектакля; особенно хочу выделить со знаком минус второе действие, оно не просто скучное, а до жути нудное. Жвачка. Такое ощущение, что все великое из Фауста убрали: все душевные мытарства, все тревоги доктора; убрали всю дьявольскую харизму Мефистофеля, а оставили только чистую, наивную любовь между Гретхен и Фаустом и именно это продемонстрировали перед зрителями. Все. Занавес. То есть слезливая любовь-морковь и ничего более. Получилась банальная мелодрама, причем действительно, очень скучная и неоригинальная. Нет, увольте, актеры молодцы, старались, выкладывались, на «ура» показали свой профессионализм (еще бы, как никак Сатирикон, у Константина Аркадьевича не забалуешься), но как-то не свежо и ярко все было. Сердце не екнуло. Думаю, можно было поставить не то, чтобы лучше, но сильнее, экспрессивней. Побольше грома и побольше молний! Это же Фауст. Это же Мефистофель. «Гоните действий ход, живей, за эпизодом эпизод». Я не отговариваю идти, сходить стоит, может кто-то из вас будет в восторге и скажет, что это лучший спектакль текущего года. Как говорится билеты в кассе.


В продолжение темы хочу пару слов сказать о «Докторе Живаго». Вообще, я хочу сказать о романе много, но мой прозаический талант на сегодня слишком скудный, поэтому ограничусь несколькими предложениями. Я прочитал в воскресенье этот роман. Хочу сказать, что я не ожидал такой приторности и слащавости. Мыльная опера. Да, именно так. А еще, как правильно сказал Набоков: «Роман с Банальными совпадениями». Вот уж поистине, как в дешевом кино. Сам Юрий Андреевич Живаго представляется читателю инфантилом, ловеласов и неумеющим твердо принимать решения. Он жалок и как литературный герой мало, что может дать современному мужчине. Живаго бесхарактерный; у него слабая, неустойчивая целеустремленность в жизни и у него абсолютно нет чувство ответственности. Изменял жене, потом изменил жене и любовнице, в сумме от троих женщин родил пятерых детей и еще что-то там ноет, страдает. И я говорю про не нравственность, а говорю про то, что в целом у человека насыщенная совершенно неодинокая, а с мужской точки зрения и вовсе похотливая, завораживающая жизнь. Вы скажете время тяжелое было. Время всегда тяжелое. Сейчас лучше, что ль? Хотя, скорее всего я не прав. Современному мужчине, который любит менять женщин как перчатки, да еще возвышать свое эго на женском счастье, Живаго как раз будет символом свободы и раскрепощенности. Короче говоря, роман сопли, глупые совпадения и абсолютно неоправданные метания главного героя.
К слову, о слащавости. Прочтите отрывок. Я когда читал, у меня аж зубы сводили от этих соплей.


«— Я и сама не знаю, как тебе ответить. Держи меня все время в подчинении. Беспрестанно напоминай мне, что я твоя слепо тебя любящая, не рассуждающая раба. О, я скажу тебе.
Наши близкие, твои и мои, в тысячу раз лучше нас. Но разве в этом дело? Дар любви, как всякий другой дар. Он может быть и велик, но без благословения он не проявится. А нас точно научили целоваться на небе и потом детьми послали жить в одно время, чтобы друг на друге проверить эту способность. Какой-то венец совместности, ни сторон, ни степеней, ни высокого, ни низкого, равноценность всего существа, все доставляет радость, все стало душою. Но в этой дикой, ежеминутно подстерегающей нежности есть что-то по-детски неукрощенное, недозволенное.
Это своевольная, — разрушительная стихия, враждебная покою в доме. Мой долг бояться и не доверять ей.»


Никогда так люди не говорили и не рассуждали. Ну может быть в начале 19 века, но в 20-ом, когда царили голод, смерть, война, доносы; когда брат шел на брата, такого сахару в речах и в помине не было. Я в этом просто уверен. В таких чудовищных условиях, только грубость и предельная лаконичность скатывалась с уст, но эта грубость и эта лаконичность в то время была оправдана.
Хорошо, чтобы совсем не замарать своей рецензией этот роман, я хочу дать положительную оценку стихам в конце книги. Так называемые «Стихотворения Доктора Живаго». Почему-то именно эти стихотворения меня впечатлили, нежели другие стихи Пастернака в других его именитых сборниках. Позволю себе выделить «Март». Привожу его ниже:


Солнце греет до седьмого пота,
И бушует, одурев, овраг.
Как у дюжей скотницы работа,
Дело у весны кипит в руках.


Чахнет снег и болен малокровьем
В веточках бессильно синих жил.
Но дымится жизнь в хлеву коровьем,
И здоровьем пышут зубья вил.


Эти ночи, эти дни и ночи!
Дробь капелей к середине дня,
Кровельных сосулек худосочье,
Ручейков бессонных болтовня!


Настежь всё, конюшня и коровник.
Голуби в снегу клюют овес,
И всего живитель и виновник —
Пахнет свежим воздухом навоз.


Есенин да? чистый Есенин. Если бы я не знал, что это Пастернак, то сходу сказал бы, что Есенин. Гениальное произведение. Планирую его выучить наизусть. Вы знаете, в этом стихотворение живительная сила. Я прочитал его уже раз двадцать и при каждом прочтение всегда улыбаюсь; на душе становится легко и свободно. Вот уж поистине искусство лечит. Я повторюсь, что Пастернак в этих двадцати пяти стихотворений, что представлены в «Живаго» как поэт открылся мне с новой стороны. Очень странно, отчего его иные творения я отталкивал столь рьяно? Виноват, исправляюсь. Невероятно свежий слог, замечательная рифма, а главное глубокая, умная поэзия.



Другие статьи в литературном дневнике: