Михалков и Бунин

Василий Костенко: литературный дневник

Медийное сопровождение нынешнего нового праздника, а именно трансляция (с милостивого согласия и даже по инициативе новейшего барина всея Руси 21 века – Никиты Михалкова), его нового х/ф Солнечный удар, по второму каналу ТВ.


Фильм поставлен по мотивам произведения Ивана Бунина, последнего классического барина 20-го века, ушедшей в 17-ом Российской империи, первого из русских писателей нобелевского лауреата. В 1918 году переехав из Москвы в Одессу, Бунин в 1920-м покидает Россию, написав дневниковое произведение «Окаянные дни»


Более пристрастного и эмоционально-негативного, неприкрытого отношения к происходящим событиям в литературе, наверняка не найдётся. Неслучайно, на мой взгляд , известный в своё время олигарх Березовский, будучи уже в эмиграции любил читать Бунина.
Несомненно, Михалков и Бунин одарённые люди, но, лично для меня кажется, что, есть у них кроме таланта, ещё и общая уверенность в своём превосходстве над народом, который они, по сути, не любят, но с удовольствием изучают, препарируют его тёмные стороны и с наслаждением пытаются научить любить устоявшиеся традиции, в том числе и власть.


Никита Михалков, в отличии от Бунина, который в силу революционных обстоятельств, не мог уже скрывать своей ненависти, старается больше донести свою мысль в художественной, местами лубочной манере, насыщая картину красочными сюжетами.


Михалков, на протяжении всего фильма, ставя устами главного героя, сакральный вопрос «Как? Как это всё могло случиться?» вроде бы и не даёт ответа, приглашая к размышлению, к выводам, что такого, более не должно повториться, но постоянно обращает внимание зрителя на то, какой мир (красивейший) был разрушен.


Но есть у Никиты Сергеевича в фильме один небольшой, незаметный эпизод, который мог бы , опять же на мой взгляд , попытаться стать отправной точкой ответа на этот вопрос.
На пристани, где поручик ждал свой пароход, измождённые бедные женщины, с деревянными стульчиками за спиной, разгружали баржу с мешками, где здоровый мужик ловко накидывал им на спины пудовые мешки, и они, согнувшись, схватив за лямки свои стульчики, тащились к подводам.


Наверняка, их копеечного заработка, едва хватало сводить концы с концами. В то же время поручик, ради своей прихоти за фотографическую карточку отдал 10 рублей. Скажете, что такое расслоение в обществе, уже в нашей современной России ликвидировано? Не скажите, правильно!


Потому, как разница в доходах российского населения, с каждым витком кризиса поляризуется, катастрофически, а значит социального единства у нас, пока, не наблюдается и близко.
А вот тут, то и должна Власть прилагать усилие, чтобы исправить эти экономические перекосы, чтобы нынешние «стар.леи», то бишь старшие лейтенанты, не задавали в последствии, как тот царский поручик вопрос «Как? Как это всё могло случиться?»
К ВаМ
6.11.2014г.
P.S.
Фильм провалится в прокате, точно так же как и провалилась в прокате дилогия Утомленные солнцем 2. при бюджете в 90 миллионов долларов на обе части кассовые сборы составили около 10 миллионов



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 06.11.2014. Михалков и Бунин