Лао Шэ Под пурпурными стягами

Карина Райс: литературный дневник

;;;;Лао Шэ.Под пурпурными стягами;;;;


Этого замечательно автора читаю впервые...и не пожалела. «Под пурпурными стягами» — семейно-исторический и отчасти автобиографический роман Лао Шэ. Он повествует о событиях, происходивших в Китае на рубеже XIX–XX веков, когда родился писатель. В ту пору в стране ещё правила маньчжурская династия Цин. 1В книге описывается повседневная жизнь людей того времени (1898–1899 годы) — от лавочников и духовных лиц до представителей знати. Главными героями становятся члены семьи писателя, принадлежавшие к Восьмизнамённой армии — маньчжурским военным, которые познали лишения бедности, ужас падения личности и искажения народных обычаев. 1Роман не завершён. По некоторым источникам Лао Шэ прекратил над ним работать в 1962 году, оставив 11 глав, в которых успел рассказать лишь о своём собственном рождении в преддверии Праздника весны (иначе говоря, Китайского Нового года). В сборник произведений Лао Шэ «Под пурпурными стягами» также вошли эссе писателя о себе и своей семье и фрагмент очерка сына писателя — Шу И о последних днях жизни отца. 
Мне понравилось. Хотя могу сказать , что оказывается интересно читать о жизни народа, простых людей в разные времена... В разные периоды истории... О том как люди жили и как эту жизнь описывали писатели. Мне понравилось, что к истории отнеслись с уважением. Получилось трогательно...Каждый персонаж, а в книге их не мало, раскрыт мастерски: нежный и честный отец, бережливая и простая мать, резкая и высокомерная тётя, старший зять, упрямый и ведущий праздную (какую он мог её себе позволить) жизнь, как и его отец, покорная старшая сестра (тогда в порядке вещей было думать, что «материнская семья обязана помогать замужней дочери, потому что дочь вроде как бы товар с наценкой»), завистливая и неразумная свекровь, консервативных взглядов старик-лавочник, неопытный и хитрый американский пастор, страдающий чревоугодием...
Когда-то все они принадлежали к своему миру, отличающемуся происхождением, культурными традициями, семейными устоями и положению в обществе. Знаменные маньчжуры дорожили своей свободой, дававшей им возможность делать всё, что заблагорассудиться.
Знаменные маньчжуры дорожили своей свободой, дававшей им возможность делать всё, что заблагорассудиться. Они были уверены, что такая жизнь пришла к ним от предков (то есть это их право) и преподнесена как вечный дар, которым они как потомки должны непременно пользоваться.


Стать ремесленником для знаменного маньчжура означало начисто потерять чувство самоуважения, приблизить себя к китайскому народу. Когда же династия Цин распадалась на части, их судьба была одинаково плоха. Непонятно, кто из них главный, поскольку каждая история уникальна, интересна и тесно переплетена с жизнью другого.



Другие статьи в литературном дневнике: