Сергей Каратов о книге Зиновия Антонова Я всё ещё.Рецензия в "Независимой газете" Зиновий Антонов за пазухой держит не камень, а небольшой букет фиалок Тэги: поэзия, лирика, философия Зиновий Антонов. "Я всё еще…" можно всяко например идя с тобой в кино или заведя себе собаку или с мужиками в домино
а так ведь у меня-то в жизни полный шторм жизнь всегда кончается спектаклем та что продолжается как сон «Спектакль» звучит не для красного словца, это вся сознательная жизнь автора, тесно связанная с театральной жизнью. Родился Зиновий Антонов в Киеве, через театроведческий факультет Института театроведческого искусства связал свою жизнь с театром, работал театральным критиком в разных храмах искусства от Киева до Москвы. Качественному подходу к словотворчеству Зиновия помогла и учеба в Литературном институте. Единственная пока книга Зиновия вышла под его 65-летие. Его труды как театрального журналиста и критика публиковались в журналах «Театр», «Театральная жизнь», газетах «Московский комсомолец», «Литературная газета» и других изданиях. Но стихи активно увлекли его главным образом после ухода из Государственного академического театра имени Моссовета. Несмотря на хмурый внешний вид, Зиновий отзывчивый и сердечный человек. Иногда бывает ворчливым, но быстро отходит, и снова душа его открыта для диалога. Таков он и в стихах. Шумит, витийствует, но за пазухой держит не камень, а скорее небольшой букет фиалок. Характерно, что невоздержан по отношению к общественным перекосам, но вполне самокритичен и к своим недостаткам, к мыслям и суждениям. Приведу в качестве примера стихотворение: пересекая жизни полосу я вам несу я что-то вам несу такое чтобы слушать листопад под звон дождя и томный скрип цикад под переклик разбуженных ворон где редкий лес и поле и перрон
сжигал на солнце только б не остыл не понимая что беда не там что ты виной всему один и сам что поезд твой давно уже ушел пока ты ел халву и пил крюшон теперь сиди кудрявый гой еси и чушь приличным людям не неси Стихи его иногда грешат многословностью, через которую прорываешься, как Одиссей прорывался сквозь заслоны богов, морских чудищ и соблазнительных нимф к своей возлюбленной жене Пенелопе, ждущей его в родной Итаке. Да, много слов, но зато каково путешествие! И как закольцовывается интригующее начало и многозначительная концовка стихотворения: «непременно любой ценой / доказать что мы лучше многих / что вселенский спаситель Ной / лишь для нас свой ковчег построил». Лирическому герою Зиновия Антонова хочется тишины, чтобы без войны и вины пожить остаток лет, но нет, снова запахло войной. А ты встань и докажи, что ты Цезарь, Иисус и Иов, что ты крут. Но ему хочется улететь на другую планету, стать глухим, притвориться больным, воззвать к Богу. Кажется, все так страшно, кругом нагнетается опасность Армагеддона, но вот что показывает нам концовка стихотворения: «а в окне то ли дождь, то ли снег / И не видно кто б строил ковчег». Надо сказать, что Зиновий отказался от знаков препинания и прописных букв в своих стихах. Его произведения в основном довольно большие, основанные на ассоциативном мышлении, на внезапных тематических переходах, добавляющих новые смыслы и лексические вольности, которые смотрятся как находки. Интересны его метафоры: «потно ударит под кепку полуденный зной». Зиновий мастерски выписывает гротесковых персонажей, которые «сшибая светофоры, вытаптывая минные поля / полезут вверх на солнечные горы». Поэт нередко вставляет неологизмы, которые не сразу ложатся на душу, поскольку приходится разгадывать, что они означают: «куда летали жажду утоля все крикатамы из соседних селищ / И воластопы из морских глубин». Но когда он возвращается к чистой лирике, у него получаются великолепные стихи. Приведу лишь две первые строфы: она нарочно выбирала ад ей рай был скучен и совсем несносен был для нее всегда эдемский сад где никогда не наступала осень
не для тебя плоды любуйся цветом когда случались простыни в крови тогда лишь вспоминать могла об этом Очень хорошо, когда поэт выходит на откровенный разговор с женщиной, которая стала его судьбой, его надеждой, но с которой не все так гладко: «я устал каждый день забывать / что с тобою нас нет друг у друга». Значит, нет и ревности, о, высокие отношения: я не стану тебя ревновать поиграем как будто бы снова мы способны друг друга понять с полу… нет даже с четверти слова С годами накапливается скепсис, приходит философия пофигизма «где осталась горькая усталость» и «наплевать куда потащат тело», а то, что в мире происходит, – то тоже воздух не озонирует: «ни прав ни правил все смешалось в каше / размеренных и непомерных мер / мир разделен на наших и не наших». Прежде, когда у автора стихи копились годами, он чувствовал себя богачом. А с выходом книги у него вдруг не остается ничего. Он опустошен. Вероятно, своеобразный поэт Велимир Хлебников, который повсюду носил свои стихи в наволочке и лишь чудом не потерял их, наверняка почувствовал себя нищим, когда его творческий багаж был наконец издан. Книга «Я всё еще…» – итоговая в каком-то смысле. Зиновий Антонов вложил в нее много надежд. И она того достойна. И хочется разговор о ней закончить стихами лиричными и позитивными, обращенными к женщине: я верю и стелю занавески зашторив осторожно пытаясь понравиться ей кофе прямо в постель посижу с ней не споря завтра новый и кажется солнечный день "ЭКЛИБРИС" при "НЕЗАВИСИМОЙ ГАЗЕТЕ" за 15 августа 2024 г. © Copyright: Сергей Каратов, 2024.
Другие статьи в литературном дневнике:
|