Апокриф. Яхве; Демиург: несовершенный дух-творец мира, «злое» начало, в отличие от Бога, «доброго» начала. В гностических текстах — как ранних (собрание Наг Хаммади, в частности Апокриф Иоанна), так и в поздних («Пистис София») обозначался именем Ялдабаоф (Иалтабаоф); происходил от эона Софии, возжелавшей творить самостоятельно и породившей демиурга, описываемого как порочного, ограниченного демона, одним из эпитетов которого являлось слово «сакляс» («глупый»). Ялдабаоф, согласно Апокрифу Иоанна, стал богом над материей, создал ангелов и властей, совместно с ними сотворил из вещества тело человека по подобию божественного эона Человека, пребывавшего гораздо выше материи. В целом, отождествлялся с ветхозаветным Яхве. В книге Апокриф Иоанна Богослова, которая была найдена в библиотеке Наг-Хаммади, Самаэль — третье имя демиурга. Другие имена — Ялдаваоф и Saklas (Сакла). В этом контексте, Самаэль означает «Слепой бог». Судя по всему, вот эта история "падения" - как всегда, нас обманывали насчет истинного положения вещей: И София Эпинойи, будучи эоном, зачала мысль от себя и замысла незримого Духа и предвидения. Захотела она породить образ в себе самой без разрешения Духа /30/ - без его одобрения, и без своего сотоварища - без его ведома. И хотя облик её мужественности не был одобрен и не нашла она себе согласия и задумала без разрешения Духа /35/ и знания его согласия, породила она. {10} И из-за непобедимой силы, которая есть в ней, мысль её не осталась бесплодной, и вышел из неё труд несовершенный и отличавшийся от того, как выглядела она, /5/ потому как создала она это без своего сотоварища. И было это несходно с образом матери своей, ибо было другой формы. Когда же увидела она (последствия) воли своей, приняло это вид несообразный - змея с мордой льва. Глаза его /10/ были подобны сияющим огням, что сверкали. Она отбросила его от себя, за пределы этого места, дабы никто из бессмертных не увидел его, ибо создала она его в неведении. И окружила она его /15/ световым облаком и поместила трон в середине облака, дабы никто не увидел его, кроме святого Духа, который зовётся матерью живых. И назвала она его именем Йалдабаот. Это /20/ первый архонт, который взял большую силу от матери своей. И удалился он от неё и двинулся прочь от мест, где был рождён. Cтал он сильным и создал для себя другие эоны /25/ из пламени светового огня, который пребывает (и) поныне. И соединился он со своей надменностью, которая в нём, и породил власти для себя. И когда смешался свет с тьмой, побудил он (свет) тьму светиться. А когда смешалась тьма со светом, затемнила она свет и стал он ни светом, ни тьмой, но стал /15/ сумеречным. Итак, у архонта, который болен, три имени. Первое имя - , второе - Сакляс, третье - Самаэль. Нечестив он в своей, которая в нём. Ибо сказал он: /20/ 'Я - Бог, и нет другого бога, кроме Меня', ибо не ведает он о силе своей, о месте, откуда произошёл он. Тогда стала мать носиться туда-сюда. Осознала она изъян, когда /15/ сияние света её уменьшилось. И потемнела она, потому как сотоварищ её не согласился с ней". И сказал я: "Господи, что это значит: носилась она туда-сюда?" Но улыбнулся он (и) сказал: "Не думай, что это так, как /20/ Моисей сказал: 'над водой'. Нет, но когда узрела она злодеяние, которое произошло, и кражу, которую совершил сын её, раскаялась она. И была она охвачена забвением во тьме /25/ неведения и начала стыдиться. возвращаться, но перемещалась. Движение же было метанием туда-сюда. Надменный же взял силу от матери своей. Ибо был он неведающим, полагая, что нет никого другого, если только /30/ не одна мать его. Когда же увидел он множество ангелов, созданных им, возвысил он себя над ними. И когда поняла мать, что покров тьмы был несовершенным, узнала она, /35/ что сотоварищ её не был согласен с нею. {14} Раскаялась она в обильных слезах. И вся Плерома слушала молитву покаяния её, и восхвалили они ради неё незримый девственный /5/ Дух. И , и когда , святой Дух излился на неё ото всей их Плеромы. Ибо сотоварищ её не пришёл к ней (сразу), но пришёл он к ней (тогда) через Плерому, дабы исправить её изъян. И была она взята не /10/ в собственный эон, но на небо сына её, чтобы могла она оставаться в девятом до тех пор, пока не исправит изъяна своего. И возник глас с эона-неба возвышенного: 'Человек существует, и /15/ сын Человека'. Услышал (это) протоархонт Йалдабаот и подумал, что глас исходит от матери его. Но не знал он, откуда он исходит. И преподал (это) он, Метропатор /20/ святой и совершенный, Пронойа совершенная, образ Незримого, который есть Отец всего, через которого всё стало существовать, Первый Человек. Ибо явил он свой облик в человеческой форме. /25/ И весь эон протоархонта задрожал, и основания преисподней пошатнулись. И в водах, которые над материей, нижняя сторона осветилась образа его, /30/ который открылся. И когда взглянули все власти и протоархонт, увидели они всю часть нижней стороны освещённой. И благодаря свету увидели они вид образа на воде. {15} И сказал он властям, которые были с ним: 'Пойдём, сотворим человека по образу Божию и по подобию Нашему, дабы образ его мог стать светом для нас'. /5/ И создавали они совместными силами и по знакам, которые были даны им. И каждый из властей вносил черту по форме образа, увиденного им в своём естестве. Создавал он сущность /10/ по подобию первого, совершенного Человека. И сказали они: 'Назовём же его Адамом, дабы имя его стало для нас силой света'. И когда пожелала мать забрать силу, которую отдала протоархонту, просила она Метропатора Всего, всемилостивого. Послал он, по святому повелению, пять светов /20/ в место ангелов протоархонта. Они (светы) советовали ему, что надо вывести силу матери. И сказали они Йалдабаоту: 'Подуй в лицо его от духа твоего, и тело его восстанет'. И подул он в лицо духом своим, который есть сила матери его. Не знал он (этого), ибо пребывал в неведении. И вышла сила матери из /30/ Йалдабаота в естественное тело, которое вылепили они по образу того, что существует от начала. Тело двинулось и набрало силу, и было светящимся. И взяли его архонты и поместили в раю. И сказали ему они: 'Ешь!', что значит - терпи, ибо /20/ наслаждение их горько и красота их порочна. И наслаждение их - обман, и деревья их - нечестивость, и плод их - смертельная отрава, и обещание их - смерть. Древо же своей /25/ жизни посадили они в середине рая. И научу вас я, что есть тайна жизни их, которая есть то, что порешили они вместе, то есть подобие духа их. /30/ Горек корень этого (древа), и ветви его - смерть, тень его - ненависть, и обман в листьях его, и цветение его - помазание лукавства, и плод его смерть, и /35/ вожделение - семя его, и растёт оно во тьму. {22} Место обитания тех, кто вкушает от него - ад, и тьма есть место их отдыха. А то, что называют они древом познания добра и /5/ зла, есть Эпинойа света, - перед ним встали они, дабы он (Адам) не мог узреть полноты своей и распознать наготу позора своего. Но это был я, сделавший так, чтобы вкусили". И /10/ сказал я спасителю: "Разве не змий научил Адама есть?" Улыбнулся спаситель и сказал: "Змий научил их есть из-за греховности порождения, вожделения, разрушения, чтобы смог он (Адам) /15/ быть ему полезным. И узнал он (Адам), что не был послушен ему (протоархонту) из-за света Эпинойи, которая есть в нём, которая направляет его в его мыслях быть выше протоархонта. И захотел он (протоархонт) забрать силу, которую сам он отдал ему. /20/ И наслал он забвение на Адама". В качестве Самаэля Князь мира активно участвовал во многих делах: © Copyright: Натэлла Климанова, 2024.
Другие статьи в литературном дневнике:
|