Россия - неопалимая купина. Сан-Торас.
Неопалимая Купина
Сан-Торас
Неопалимая Купина
Там, где сжигают корабли,
Где вечно молнии и громы,
России голос незнакомый,
Звучит вдали.
Она всегда легко карала
И гениев, и бунтарей,
Не берегла, не защищала,
Ни своих нищих, ни царей.
Теперь, державное строенье,
Республик слаженная связь -
Все рухнуло в оцепененье
В густую, вздыбленную грязь.
Конец империи! Россия,
Скрывая горечь, стыд и боль,
Стоит средь мировой стихии,
Как голый сказочный король.
Смешной, обманутый... Не так ли?
Слепец, безумец и чудак...
Но в неоконченном спектакле
Объявлен, господа, антракт.
Мы сами души свои гложем -
Кто убивал и кто любил.
Мы сами прах свой подытожим
Средь преждевременных могил.
Стоят забытые гробницы
И глыбы грабленых дворцов,
И в ступоре стоит столица
От новых русских подлецов.
И пусть кровавым покрывалом
Укрылась бедная земля,
Пока еще не прозвучало:
Конец, финито, вуаля!
Очнется разум постепенно
От обморока смутных дней.
Летящий ангел, непременно,
Коснется Родины моей!
Пусть от его прикосновенья,
Загадочно и неспеша,
Из вязкой глины безвременья
Восстанет русская душа.
И с яростной жестокой силой,
Рванется к выси голубой,
И миру явится Россия
«Неопалимой Купиной». *
*Икона «Неопалимая Купина» - Икона Божией Матери - находится в Московском Благовещенском соборе. Неопалимая купина была одним из ветхозаветных прообразов, указывавших на Богоматерь, тот куст, который Моисей видел горевшим, но не сгоравшим в огне. (Исх. 3). Купина знаменовала собою непорочное зачатие Марии от Духа Святого.
В 1812, когду Москва была занята французами, которые сожгли город, из многих погибших храмов уцелела Неопалимовская церковь. Иконе приписывается чудодейственная сила защиты от огня "огненного опаления". По преданию, икона была писана на камне той самой скалы, где Моисей видел таинственный куст. В России икону обносили во время пожаров, предохраняя соседние здания от огня.
СЕРЕБРЯННЫЙ ВЕК
Поэтам серебряного века
Сан-Торас
Твои осколки, век Серебряный,
Густая россыпь серебра,
Цепочкой тонкой с нами скреплены,
Как нити правды и добра.
А мир закручен кругом белкиным,
Сгорает мир на вертеле
Как в подмосковном Переделкино
Свеча сгорала на столе.
Забудь запреты, ложь и патоку!
Но трудно раны врачевать,
Когда Иосиф шел на каторгу,
Не выжить шел, а умирать!
Когда в чужом краю, в Елабуге,
Марина отказалась жить.
И вознеслась душа по радуге,
Душа, рожденная любить!
И рифмы страстные, мятежные
Застыли на краю строки,
А думы горькие и грешные
Сложились в белые стихи.
Они кружат, как шарфик газовый,
Подхваченный взрывной волной,
А небо светится алмазами
И серебром, и сединой.
Из цикла черный квадрат
Сан-Торас
Из цикла «ЧЕРНЫЙ КВАДРАТ»
«Ты вечности заложник
У времени в плену».
Б.Пастернак
Бессонница... Ах, он заснуть бы рад!
Ночное небо звездность обещало.
Оконной рамой схваченный квадрат:
Конец всему? Или всему начало?
Запечатлеешь ночь. Автопортрет.
Безумство красок... Это тоже было!
Тогда он написал сплошное «нет»
Оконной точкой, чернотой бескрылой.
С тех пор не умолкает вечный спор:
Что это? Вызов? Прихоть бракодела?!
Шедевр, насмешка или просто вздор?!
Черный квадрат! Неслыханное дело!
Он дух искусства в сердце поразил.
Вместо сирени - обморок квадрата.
Ты б написал ромашки, Казимир,
Лужок ромашковый в пучке заката.
Мир с изумлением в квадрат взглянул:
Глумишься ты над нами?! Ты - безбожник!
Была бессонница. Ах, если б он заснул!
Не засыпай! Не спи, не спи, художник!
Воспоминание об Италии
Сан-Торас
На перекличке католических крестов
Фонтан в манжетах паутины нем.
Погасло пламя инквизиторских костров,
Но вьется плющ, захватывая в плен
Полуразрушенные кладки стен.
И узких троп каскадная гряда,
И скошенной соломы бурый стог,
И листьев шелк, и веток провода,
И черепашьи панцири дорог
В монастыри уводят, как в острог.
А в келье спит измученный монах,
Устав от индульгенций и постов.
Лампады греют кров, на образах
Чернеют перекладины крестов
И кисти рук от праведных трудов.
Долина спит, спит горная река,
Несут холмы на сгорбленных плечах
Созвездия, луну и облака.
Сгорает день в молитвенных кругах
И ночь выносит утро на руках.
А в складках кожи старого ствола
Струится сонный дождевой поток
Стекает каплями кленовая смола,
Кружит листва над проредью дорог
И радугу раскрашивает Бог!
А небо дремлет низко на холмах,
Мостится с боку на бок целый день.
Сиесты тень на солнечных часах,
Багровый мак свалился набекрень,
Накрыв панамой одряхлевший пень.
Сорвать в петлицу?! – Наклоняться лень!
Из цикла Черный квадрат Прогулки по интернету
Сан-Торас
ПРОГУЛКИ ПО ИНТЕРНЕТУ
Погас очаг... Не развожу огня,
За рай под солнцем не затею драку,
Бессмысленеет жизнь день ото дня,
Не заведу ни друга, ни собаку.
Но мир богат! Он дарит свой прогресс,
Свой "Майкрософт", сумняшийся ничтоже,
Где голубой экран шире небес
Жизнь отражает и вполне похоже.
Открою "поиск", напишу "поэт",
Скользящей стрелкой упираясь в "Гугол",
Вдруг вспомнится Есенинский куплет,
Где нет за гробом ни жены, ни друга.
Ну кто не одинок? Сильней ли тьмы
Взгляд из угла моргающей лампады?
И что надежнее: охранные псалмы
Или домов чугунные ограды?
Вопрос повис. На "Яндекс" захожу...
Что литераторы? О чем стихи слагают? -
В России больше выпадет бомжу,
Чем выпадет тому, кто сочиняет.
Открою "Яхо" ... "Буккеры" кому?
Кто нынче дум властитель у народа?
Что "Вавилон" повесил на корму? -
В литературе штиль, застой природы!
Так истребляли, что не счесть потерь.
В подлунном мире живы ли пииты?
Емели мелят - алфавит Емель.
Нажму turn off, что, в общем-то, "иди ты!"
Экран погас. Картинки больше нет...
Провидец ты, Малевич! Это круто!
Мир долго думал: в чем его секрет? -
Черный квадрат! Отключенный компьютер!
Гугол – Google – интернет. сайт
Яндекс – Yandex – интернет. сайт
Яху – Yahoo – поисковый сайт
Вавилон – Babylon – литературный сайт
Turn off – в пер. с англ. – выключить
В Венеции у Бродского
Сан-Торас
Теперь в Венеции прохлада.
На площади Святого Марка,
Возле старинного фасада,
Взлетают голуби над аркой.
И музыканты в белых буклях
Несутся в небо за смычками,
В кафтанах бархатных и туфлях
За музыкой, за голубями.
Чтобы все головы подняли
Навстречу солнцу, наконец-то!
Чтоб на весеннем карнавале
Народ заглядывался в детство.
Смотрю наверх - пора покрасить
Собор, что торт позавчерашний.
Под бой курантов восвояси
Скульптуры исчезают в башне.
И мне пора средь масок плоских
Пробраться к пристани на катер
Туда, где лег недавно Бродский,
Где много мраморных распятий,
Где травы шелестят живые,
Когда-то им же и воспеты,
Где карандашики цветные
Ему оставили поэты
В коробке. Там, у изголовья,
Записки, рифмы, обещанья...
Не захотел лежать у моря
На родине. И с ней прощанья
Не захотел. Как опостыло
Это стремленье... Что есть силы
Губить певцов, губить, Россия,
Разбрасывая их могилы!
ПРИМ. АВТ.
У изголовья могилы И. Бродского на Венецианском кладбище поэты оставляют свои ручки в знак уважения и признания.Эта традиция ученых всего мира - оставить свою ручку мастеру.
У Бродского всегда лежат в коробке, ему в дар, стихи и ручки от поэтов .
МОЙ ПИТЕР
http://www.stihi.ru/2010/09/01/8230
© Copyright: Сан-Торас, 2010
Свидетельство о публикации №110091807331
Другие статьи в литературном дневнике:
- 24.02.2013. Россия - неопалимая купина. Сан-Торас.