Бурлаки на печоре тема

Елена Хвоя: литературный дневник

БУРЛАКИ НА ПЕЧОРЕ


До появления первых пароходов на Печоре все товары здесь перевозились на каюках.
Каюками назывались грузовые судна с двускатными крышами и, часто, с каютой на корме. Длиной они были от восьми до двенадцати сажень, а шириной от трех до пяти сажень. И практически представляли собой плавучий магазин.
«За промыслами да домашними делами некогда печорцу самому заняться торговлею, потому и приходится для этого ждать ему прихода стороннего человека. Чердынцы или усольцы с давних пор ведут по всей Печоре меновый торг. Было время, когда нажива манила их настолько, что они являлись сюда на мелких и плохих судах и зачастую оставляли здесь на дне глубокой реки и товары свои и белые косточки, но прошли года и мало-помалу торговцы стали улучшать постройку своих торговых судов. Каюки стали делать и прочнее и укладистее, и красивее, так что с виду каюк непротивен, да и груза помещается в нем от 3 до 5 тысяч пудов. Бывают года, когда с Якшинской верховой пристани отправляются вниз до 50 и 60 каюков.
И чего-чего не везут чердынцы: есть тут и китайская травка, что облюблена так русским человеком, да не претит и всякому народцу, и хлеб желанный, что дороже сахара, и соль, из-за которой печорцы рады бы Бог весть что отдать, так как без нее рыбу девать некуда, и крупы разные, и холст, и сукна цветные да яркие, веревки, пакля, лен, посуда, сальные свечи и сапожный товар, все – одним словом, что может приглянуться человеку» - так писал В.Майнов в статье «Забытая река».
В своем «Дневнике во время путешествия на Печору в 1840 и 1843 года» Василий Николаевич Латкин так описывал подобную торговлю:
«Товары отпускаются на веру, в долг; покупатели берут большей частью не спрашивая о цене; цена обнаруживается при расчете. Когда оканчивается летний промысел. Приплыл давно ожидаемый каюк и товары разбираются очень скоро. До расчета половина их съедена или употреблена в дело; но вот появились промысловые лодки с белой рыбой, и начинается добросовестная расплата с одной стороны и часто совсем несовестная с другой. Но, когда с одной стороны есть желание упрочить кредит, пользоваться и впредь доверием, а с другой стороны полное сознание, что доверием сделано одолжение, добро, то при расчете неминуемо проявляется сильная и слабая сторона, и особенно, когда чай выпит, хлеб наполовину съеден, холстины и ситцы пошли на платья и рубахи, из пеньки делаются сети и канаты, солью засолена рыба, спор короток: «не нравятся цены – заплати долг, а рыбы не надо» скажут торговцы; иногда немного поспорят, и дело всегда оканчивается тем, что бочки с рыбой переходят в каюки и отправляются вверх по Печоре».
Каюки плавали по Печоре и в 1929 году. Исследователь нашего края Г.А.Чернов в своей книге «Полвека в Печорском крае» писал:
«Мясо, рыбу, дичь переправляли в Усть-Усу на больших «каюках».


На приведенных фотографиях конца XiX - начала ХХ века - каюки на реке Щугор. Здесь также можно рассмотреть узнаваемые щугорские красоты - Ворота Средние (Шер-Кырта), Нижние (Ульдор-Кырта) и Тельпос-Из.



Елена Редькина "Человек и пароход" (Исторический очерк).



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 11.02.2024. Бурлаки на печоре тема