Вновь об Уоллесе Стивенсе...

Про За: литературный дневник

Выдержки из статьи "Как читать американских поэтов XX века" Льва Оборина
https://arzamas.academy/mag/402-americans


И за этим нарочито скучным фасадом скрывалась одна из самых великолепных поэтических фантазий XX века... (Это о нём)


...его первый сборник «Фисгармония» вызвал недоумение и восторги критиков, отмечавших, что поэт «лезет вон из кожи, лишь бы не походить ни на кого из писавших до него»...


Книги Стивенса ошарашивают одними заглавиями: «Император пломбира», «Мышиный данс-макабр», «Черви у небесных ворот», «Человек со слабыми голосовыми связками», «Желание предаться любви в пагоде» - все это вызывает в памяти русских футуристов с их «Дохлой луной» и «Засахаре кры», которые выходили примерно в то же время, когда Стивенс дебютировал в печати. Однако тут дело было не в эпатаже: Стивенсу, безусловно принадлежащему к числу модернистов, было важно удовольствие, которое дает сочетание необычных образов, изобретение сюжетов, будто выдернутых из огромного потустороннего эпоса...


Стивенс считал воображение высшей и благороднейшей ценностью поэта. Способность творить миры, новые нарративы освобождает и поэта, и того, кто воспринимает его искусство, позволяет не зависеть от диктата старых больших нарративов. Поэзия для него - поиск необходимого, обеспечивающего жизнь, а не существование; он даже предполагал, что в качестве Supreme Fiction, «Высшего Вымысла», поэзия может заменить религию. Способность обходиться так с поэтическим языком вселяла в него чувство превосходства...




Другие статьи в литературном дневнике:

  • 27.01.2022. Вновь об Уоллесе Стивенсе...