Наум Сагаловский. Эксп. обзор. Итоги года-2021В лонг-листе конкурса представлены 29 подборок стихов, по 3 стихотворения в каждом, всего 87 стихотворений. Должен признаться, что ко всяким поэтическим конкурсам я отношусь отрицательно. Когда-то, в 2012-м году, я опубликовал заметку о премии “Народный поэт”, позволю себе кое-что из неё процитировать: «Служенье муз не терпит суеты, как сказал Александр Сергеевич Пушкин. Это я к тому, что страсти вокруг премии "Народный поэт" есть суета сует и всяческая суета. На сайте Стихи.ру более трёхсот тысяч авторов, опубликовавших что-то около 11 миллионов произведений (сейчас уже 850 тысяч и 53 миллиона. – Н.С.). Даже отвлекаясь от того, скольких авторов можно вообще назвать поэтами и сколько произведений заслуживают называться стихами, выбрать из этого безумного количества трёх лауреатов – дело совершенно невозможное. И – добавлю – бессмысленное.» «Лично я против всяческих поэтических конкурсов, потому что оценивать и сравнивать стихи – абсурдно. В оценке произведений искусства, а стихов – в частности, есть лишь один критерий: нравится – не нравится, вот и всё. Если произведение автора нравится бОльшему числу читателей, это совсем не означает, что он, автор, стоит выше других. Кто выше – Пушкин или Лермонтов? Твардовский или Симонов? Галич или Бродский? Они все – большие поэты, но разные, сравнивать их нельзя, равно как нельзя сравнивать и менее заслуженных авторов сайта Стихи.ру. Восприятие поэзии – дело вкуса, грамотности, культурных пристрастий и ещё многого чего. Возражают – вот, проводятся же конкурсы музыкантов, чтецов, театральных коллективов, почему же не проводить конкурсы поэтов? Тут есть, как говорили в Одессе, две большие разницы. В этих конкурсах оценивается ИСПОЛНЕНИЕ чужих произведений, а не их АВТОРСТВО. Исполнение же вполне можно оценить по известным критериям – насколько оно соответствует тому, что написал автор, насколько оно художественно и выразительно, сколько собственных мыслей и эмоций добавил к чужому произведению исполнитель. Я могу понять конкурс поэтов, когда они пишут стихи на общую заданную тему, тогда легко определить, кто эту тему выразил лучше других. А как объективно оценить чувства поэта, движение его мысли, особенности его (её) стихотворения? Это, я думаю, невозможно.» Каюсь – несмотря на всё это, я согласился участвовать в составе жюри конкурса, мне просто любопытен был и нов сам процесс оценки произведений. Но, повторюсь, процесс этот совершенно субъективный, и я буду выражать своё личное мнение, никак не вдаваясь в большие подробности касательно стиля, художественных особенностей, изобразительных средств и т.д. представленных произведений, вроде того, что писал один из экспертов предыдущего конкурса: «Она (подборка стихов. – Н.С.) привлекает своей акварельностью, современностью, свободой и тем загадочным лексиконом, за которым мне почему-то увиделась молодая красивая женщина – цукатный хлеб, органза, джинсы скинни, платье бейкер, бейсболка ред, течение хуанпу…» Это замечательно, но я так не умею. Я считаю хорошими те стихи, которые созвучны моим чувствам и переживаниям, которые каким-то образом затрагивают мою (говоря высокопарно) душу. А теперь – вкратце о всех подборках, в том порядке, в каком они представлены в именном лонг-листе. http://stihi.ru/2021/12/12/4290
Это подборка прекрасных стихов. В них нет никаких вычурных метафор, гипербол и прочих красивостей, но они западают в душу. Тёзка автора – Довлатов – устами одного из своих персонажей говорил: “Не пиши ты эпохами и катаклизмами! Не пиши ты страстями и локомотивами! А пиши ты, дурень, буквами – А, Б, В”. Вот и эти стихи написаны именно буквами, простыми словами, но в них – настоящая поэзия.
Первое стихотворение (“Поминовение”) – это, по сути, рифмованная проза: Бабушка прибиралась и готовила еду, В таких случаях не надо ничего рифмовать, а излагать события прозой, минуя процесс стихосложения, оно и намного проще и быстрее. Тем более, что “ничего – молоко" – это вообще не рифма. Во втором стихотворении (“Чешуя”) есть такая строфа: Вот идут мальчики, вот идут старики, Какая может быть чешуя на мальчиках, стариках, отцах и мужьях? И почему она горит? Странно. В третьем же стихотворении (“Камедь”) имеет место несуразная рифма “спины – паладин”, нехорошо. ИНГА СТАШЕВСКА (три шорт-листа в октябре 2020) Здесь тоже в первом стихотворении (“Хорошо бы”) непорядок с рифмами: “колбасой – кольцо”, “гранат – весна”, “мать – зима”. Второе стихотворение (“Солнце моё”) вообще непонятно о чём, не говоря уже о рифмах “садах – благодать”, “волос – слов”. Зато третье стихотворение (“Время Осень”) – очень хорошее. Это и есть поэзия.
Стихи этого автора замечательны, но в них меня настораживает какой-то постоянный сарказм. Кроме того, я с недоверием отношусь к его каламбурам типа “менестреляный воробей” и “сам себе остолюбэ”. Знаю, что многим это нравится, но я равнодушен к таким изысканиям. Но повторяю – стихи замечательны, они мне очень по душе. Я хорошо знаком с творчеством Габриэля и считаю его одним из лучших современных русских поэтов. Правда, ранняя его лирика импонирует мне больше того, что он пишет сейчас.
Стихи неплохие, но какие-то они монотонные и скучные. Есть несуразности. Во втором стихотворении (“посметь”) вызывает недоумение фраза “...где тыква превращается в карету / проигрываем в туфельку надень / коль не на ночь...” Что такое “проигрываем в“? В третьем стихотворении (“ниточки до земли”) тоже такое: “нам небесные станции узловые / опускают ниточки до земли”. Какие ниточки? Откуда они?
Первое стихотворение-сонет (“Бессмертны, наги, юны, влюблены”) особого интереса не вызывает. Зато второе (“О поэте и поэзии”) совершенно замечательно, за исключением странного образа – “девочка, плетущая колбаски”. Что это означает – не имею ни малейшего понятия. Какие колбаски, и почему их надо плести – загадка. Так же называется и третье стихотворение – “Девочка, плетущая колбаски”. Бедная девочка.
Первое стихотворение (“лишний мир”) – хорошо написано, но непонятно, о чём. Второе (“живут”) и третье (“массаракш!”) тоже неплохи. Следовало бы, правда, дать сноску-пояснение, что означает слово “массаракш”, не все читали братьев Стругацких. Википедия гласит: “Массаракш – распространённое ругательство, употребляемое жителями вымышленной планеты Саракш, дословно обозначающее “Мир наизнанку”.
Никакого впечатления эта подборка не производит. У меня вызывает возражение название второго стихотворения – “Колыбельная по нерождённым“. Колыбельная не может быть “по” кому-то, это не реквием. Она может быть “для” или “кому”.
Два первых стихотворения не впечатляют абсолютно, зато третье (“Семидесятые”) – очень хорошее.
Скучные стихи, непонятно, для чего написанные. Да и некоторые рифмы тоже: “горой – сугроб”, “десять – взвесью”. Я, вообще говоря, сторонник точных рифм. Вовсе не ратую за них, но всё же рифма – это созвучие, а где оно?
Стихи в этой подборке, надо сказать, неплохо зарифмованы, но они – ни о чём, их можно было бы и не писать. А коль скоро они написаны, то – не выставлять хотя бы на всеобщее обозрение.
Впечатление от этих стихов довольно грустное, хотя написаны они совершенно профессионально. В былые времена их назвали бы декадентскими. В первом стихотворении (“когда тебе чуть за двадцать...”) вызывают возражение такие образы: “поэзия – мать повстанцев, / не ведавших, что творят” и “поэзия – мать великих / бессмертных самоубийц”. Это, конечно, красиво, но притянуто, извините, за уши. А дальше там идёт: “...самоубийц, / летающих с тех же горок”. С каких горок, тем более – с тех же? Ни о каких горках прежде речи не было вообще. Третье стихотворение (“стынет небо цвета стали, поглотив в себе рассвет...”) – депрессивное, но замечательное.
Опять же, стихи неизвестно о чём, но с огрехами. В первом стихотворении (”Кто останется”) “свет – Москве”, “строчат – печаль” – никак не рифмы. Во втором (“И только”) имеет место строка “не хватает дня близорукой роще” с довольно сомнительным эпитетом. С чего вдруг роща близорука? В третьем стихотворении (“Хоть плачь”) примечательна рифма “дождю – люблю”.
Тот (или та), кто отобрал эту подборку, сильно ошибся (или ошиблась). В ней ничего от поэзии нет. Хочется только отметить такие строки: “не о тебя крошиться / и не тебе / чайную рвать душицу / о том стебле” хотя бы потому, что здесь неправильное ударение в слове “стеблЕ”, надо – “стЕбле”.
Об этой подборке ничего сказать не могу, она мне категорически не нравится. Много т.н. бедных рифм, не буду их даже перечислять.
Одна из лучших подборок, все три стиха замечательны.
Не хочется повторяться, но я не понимаю, зачем надо писать такие стихи. Неужели автора волнует то, о чём он пишет? (Это, ясное дело, вопрос явно риторический). Ну, и рифмы здесь тоже оставляют желать.
Первое стихотворение (“Мыслете Покой”) и второе (“Эпитафия”) – очень хороши. Третье (“Вешние воды”) мало интересно.
Здесь же хороши первое (“Гвоздь”) и третье (“Кошка”) стихотворения. Второе (“Не хочу”) – неплохое, но какое-то оно не от мира сего, воспринимается трудно.
К сожалению, ничего хорошего сказать об этой подборке не могу. А жаль.
Первое (“Про братцев”) и третье (“Китай”) – очень хорошие стихи. Второе же (“Андрюшенька”) — так себе.
Совершенно пустые стихи. Да и некоторые рифмы в первом стихотворении (“сны Стивена Кинга”) безобразны: “всё – прорастёт”, “та-та-та – мини-бар”, “да – слова”. В чём дело?
Мне нравится только третье стихотворение (“Война”), я вполне его воспринимаю. Во втором (“Молодость”) есть неудачные рифмы и непонятный образ – “неба сроднилась ладья / с рифами из кирпича”. Убей Бог, не знаю, что это такое.
Все три стихотворения прекрасны. Душа радуется. ГЕРА ШТОРМ (отборочный тур) Какие-то совершенно необязательные стихи. Ничего больше сказать не в силах.
Замечательная подборка, все стихи – на высоком уровне. МАРИНА НАМИС (отборочный тур) Вероятно, моя землячка. Первое стихотворение (“Осенний свет”) и третье (“Под вечер тяжелеет тишина”) – хороши, хотя в третьем есть неловкие рифмы “тишина – нас”, “заболев – земле”. Второе (“как небо”) – ниже уровнем.
Хорошо лишь третье стихотворение (“телепаты”). А в первом (”кто не спрятался”) тоже непорядок с рифмами: “документы – верны”, “трупов – подумал”, “красным – маски”. И ещё бросается в глаза завуалированное народное выражение “Сбер с ним”.
Предмет первого стихотворения (“Лютня”) совершенно ни к селу, ни к городу, зато второе (“Ира”) и третье (“Без пьедестала”) – очень хороши.
1. Сергей Пагын
Лучшие стихи, вошедшие в шорт-лист 1. Сергей Пагын – “Вот майский дом – недавно побелён” (http://stihi.ru/2021/03/23/1935) Должен признаться, что 29 подборок стихов в целом произвели на меня мрачное впечатление, вероятно потому, что в них чувствуется некая безысходность, неоднократно упоминается смерть, большинство из них – какие-то упадочнические, с жалобами на жизнь, в них почти нет юмора. Понимаю, что лирика вообще несколько грустна, но не до такой же степени! Хотя – так уж получилось, и что есть – то есть. В заключение скажу вот что: не всё, что написано в рифму, является поэзией. Об этом замечательно высказался прозаик Вячеслав Пьецух: “Между поэзией и стихосложением наблюдается такая же разница, как между чревовещанием и урчанием в животе”. Надо запомнить.
© Copyright: Игу Имбирь, 2022.
Другие статьи в литературном дневнике:
|