Жак Маритен, Творческая интуиция в искусстве и поэ
человек испытал, как бы помимо собственной воли, движение интроверсии, свойственное разуму; он погрузился в себя — и не затем, чтобы искать Бога. Общий процесс самоосознания также является отличительной чертой нашего времени. В то время как мир по преимуществу отворачивался от духовности и от той любви, которая является нашей подлинной целью, ради внешних благ и эксплуатации чувственно воспринимаемой природы, вселенная имманентности являла себя, иногда сквозь тесные врата; субъективная углубленность открывала в науке, искусстве, поэзии, в самих страстях человека и его пороках присущую им духовность; потребность в свободе становилась тем острее, чем больше было стараний заранее избежать подлинных условий и подлинного познания свободы. Короче, в силу амбивалентности истории век рефлексов при всех поражениях и потерях, связанных с этим понятием, принес также несомненное обогащение, и это следует отнести к его достижениям в познании творчества и гуманизма, тем более что это познание должно было влиться в тот внутренний ад, который носит в себе человек, и стать его жертвой. Этот мрачный путь не безысходен, а идолы, родившиеся в нем, пополнили нашу субстанцию.
современная культура, каковы бы ни были ее положительное историческое назначение и достижения, по своей духовной доминанте является антропоцентрической: гуманизм здесь отделен от Воплощения.
Господство над рождаемостью не через целомудрие, а через нарушение естественного хода дел; господство над расой путем евгенической стерилизации неполноценных субъектов; господство человека над самим собой путем упразднения семейных связей и заботы о подрастающем поколении; господство над жизнью путем самоубийства и эвтаназии. Примечательно, что определенная идея господства человека над природой оплачивается впечатляюще единообразно, одним и тем же результатом: прекращением жизни.
О гуманизме, очищенном кровью Христа, о гуманизме Воплощения.
Такой гуманизм, соблюдая иерархию сущностей, ставит над жизнью активной жизнь созерцательную, он знает, что созерцательная жизнь прямее ведет к любви к первому Началу, заключающему в себе совершенство. Это не значит, что активная жизнь должна быть принесена в жертву, но она должна тяготеть к тому ее типу, который она принимала у людей совершенных, то есть к такой активности, которая целиком вытекает из преизбыточного созерцания. Но если принять созерцание святых за высшую ступень человеческой жизни, то не следует ли тогда сказать, что все действия людей и сама цивилизация должны быть ориентированы на него как на цель? Кажется, что должно было бы быть так, говорил (может быть, не без некоторой иронии) св. Фома Аквинский. Ибо для чего рабский труд и торговля, как не для тела, обеспеченного всем жизненно необходимым и, следовательно, готового для погружения в созерцание? Для чего нравственные добродетели и благоразумие, если не для усмирения страстей и обретения внутреннего умиротворения, что так нужно для созерцания? Для чего все управление гражданской жизнью, как не для укрепления внешнего мира, необходимого для созерцания? — «Таким образом, если рассмотреть их как следует, то все функции человеческой жизни, кажется, служат тем, кто созерцает истину».
Св. Фома учит: чтобы вести нравственную жизнь, чтобы в ходе жизни развивать в себе добродетели, человек нуждается в некотором минимуме благосостояния и материальной обеспеченности. Это положение означает, что нищета в социальном смысле является разновидностью ада; оно означает также, что социальные условия, которые ставят большинство людей в обстоятельства, вынуждающие грешить и требующие известного героизма от тех, кто хочет жить по закону Божию, следует, рассуждая по строгой справедливости, неустанно разоблачать и стараться изменить.
Порядок сам по себе благо. Но он не абсолютное благо. Порядок есть и в аду. Внешний и зримый порядок создается ради внутреннего и невидимого порядка; телесный порядок существует ради духовного порядка, а последний — ради порядка милосердия.
Не будем говорить о видах ложного или чисто внешнего порядка: о порядке при тирании, карикатуре на гражданский порядок; о законах академизма, искажающих законы поэзии. Есть механический, или принудительный, порядок, и есть порядок естественный, или спонтанный, а еще органический, или жизненный, порядок; есть порядок детерминизма и порядок свободы. Есть порядок природы и порядок благодати; есть порядок разума и порядок милосердия. В порядке от Ветхого Завета главным был именно писаный закон, а в порядке от Нового Завета — благодать Духа Святого.
разум не только должен познавать порядок, берущий начало в мысли Творца; есть также порядок, который он должен создать сам, поскольку он есть разум практический: это порядок человеческих вещей и действий, который определяет, согласно св. Фоме, область этики.
Человеческий порядок вовсе не существует ни в вещах, ни в природе, это порядок свободы, и его надо не только провозглашать и принимать, но и создавать.
И наша трагическая участь (на самом деле — не трагическая, ибо она имеет божественное начало) — это обязанность работать над его созданием наугад, под гнетом полной темноты нашей истории, при уничижении в нас того разума, который отчасти является ее творцом и который может предвидеть лишь то, что вытекает из прошлого. Беспорядок, имеющий серьезнейшие последствия, — вот что выходит из презрения к вечному порядку и ожидания нового порядка, который возникнет в будущем как результат движения истории, совершаемого и подгоняемого доверенными лицами той же самой истории, левитами ее революционного процесса, избранниками бога имманентности, в которых находит свое самосознание. Но столь же серьезный беспорядок порождается забвением того, что человеческий порядок делается вместе с историей, и для того, чтобы быть тем, чем он должен быть, ему надлежит непрерывно создаваться усилиями разума и воли, воображения и добродетели, спасая от козней времени и выковывая из ресурсов, имеющихся в данное время, все то, что способствует земному благу и вечному благу человеческого бытия. С этой точки зрения некоторые явления очевидного беспорядка, расстройства и разрушения могут представлять собой историческое проявление более глубоких и более скрытых беспорядков, расплату за небрежности и упущения тех, кто забывает, что правосудие, это та сила, которая сберегает общество.
порядок прежде всего надо наводить внутри нас самих, ибо все начинается изнутри, первым условием работы — по водворению истинного порядка — будет полное подчинение души истине. В молитвах, читаемых на Великую пятницу, когда Церковь молит Господа об устранении всех зол, терзающих мир, она прежде всего просит, чтобы Он избавил мир от всех заблуждений.
сказать «культура», или «цивилизация», значит иметь в виду что-то земное, или мирское, в человеческом бытии. Тогда верно, что культура — это «цветение собственно человеческой жизни, включающее не только материальное развитие, необходимое и достаточное для того, чтобы дать нам возможность вести праведную жизнь здесь, на земле, но также, и прежде всего, нравственное развитие, развитие умозрительной деятельности и деятельности практической (художественной и этической), которая заслуживает названия подлинно человеческого развития». В этом смысле не относится к культуре то, что не является гуманистическим. Антигуманистическим по самой своей сути было бы абсолютное отрицание культуры, цивилизации.
Дьявол, как вампир, присосался к истории; тем не менее, история движется и движется, как двигалась. Только к Церкви как таковой он не имеет никакого отношения. Он участвует в движении мира и в каком-то смысле его стимулирует. Главным образом, он в своей — нехорошей — манере делает то, что люди добра по забывчивости не делают, потому что погружены в сон. Это попустительство, но таков факт. Везде, где время не искуплено Кровью Христовой, им владеет князь мира сего. Но время принадлежит Богу; это он прежде всего хочет движения и новизны. Можно найти только одно раскрывающее эту ситуацию слово — в песни Хабакука (по Вульгате). Он там говорит, что дьявол идет впереди Бога. Он идет перед ним. Он предательски готовит ему пути. По правде говоря, история двуглава. Вождь всех добрых людей ведет ее, со своей стороны, туда, где Бог весь и во всем; вождь же всех злых людей, со своей стороны, ведет ее туда, где тварь остается наедине с собой. Когда эти обе стороны, которые в каждый отдельный момент находятся в смешении, закончат свое разделение, закончится и сама история.
Христианин знает, что у Бога нет противоположности. Для христианина также существует конфликт света и тьмы, конфликт истины и заблуждения; но в наличной реальности невозможно существование ни чистой тьмы, ни чистого заблуждения, потому что все сущее, в той мере, в которой оно существует, исходит от Бога. В понимании атеистов, или, если угодно, врагов Бога, каковым, например, считал себя Прудон, невозможно, чтобы Бог служил врагу Бога. Тогда как в христианском понимании враг Бога находится на службе у Бога. У Бога есть противники (не в метафизическом, а в нравственном плане). Но эти противники также находятся на службе у него. Ему служат и мученики, и палачи, которые превращают их в мучеников. Все происходящее в мировой истории служит тем или иным образом успехам Церкви и, более или менее непонятным образом, определенным успехам мира. Это в значительной мере расширяет наш горизонт.
Статья 1351 Свода канонического права: «никто не должен быть принужден к обращению в католическую веру вопреки своему желанию».
Соблазн Истории
Тот, кто избирает своим принципом двигать историю или двигаться вместе с ней и в ногу с ней, принуждается тем самым к сотрудничеству со всеми, кто ее движет. Налицо довольно пестрая компания. Мы не сотрудники истории, мы сотрудники Бога. Отлучать себя от истории значит искать смерти. Вечность не покидает время, она им владеет сверху. Надо, насколько это возможно, воздействовать на историю, но прежде всего надо служить Богу; однако надо и смиряться перед тем, что она часто делает против нас (она никогда ничего не сделает против нашего Бога). Важно также с точки зрения существования в истории, что речь идет не об успехе (который никогда не бывает долог), а о факте бытия (что неизгладимо).
Есть два подхода к пониманию господства человека над собой. Человек может стать хозяином своей природы, предписывая всей совокупности своих внутренних энергий закон разума, разума, поощряемого благодатью. Такая работа, являющаяся построением самого себя в любви, требует, чтобы наши ветви подрезывались, дабы они могли держать на себе, не обламываясь, собственные плоды; это называется умерщвление плоти. Такая мораль — это мораль аскетическая. То, что наследники рационализма пытаются предписать нам сегодня, это совсем иная мораль, мораль антиаскетическая, исключительно технологическая. Соответствующая техника должна позволить нам рационализировать человеческую жизнь, то есть удовлетворить наши желания с минимумом возможных неудобств, и все это без внутреннего изменения нас самих»Флоренсийа. Я прекрасно понимаю, что речь идет, в конечном счете, о переделке человека и переделке радикальной; но осуществлять ее придется все же извне и средствами техники, желая при этом подражать действию благодати. Такая мораль не освобождает человека, она убивает его и гальванизирует. Техника-это хорошо, машина-это хорошо. Надо отвергнуть дух архаизма, желание упразднить и машины, и технику. Но если машина и техника не будут укрощены, подчинены человеческому благу, то есть полностью и строго подчинены законам движения личности к ее истинным целям и превращены в средства самой аскетической морали, ориентированной на полноту жизни по духу, то история человечества будет обречена на нескончаемые беды.
Природа и человек
Говоря о прекрасном, надо в первую очередь отметить такой факт, как своеобразное взаимопроникновение природы и человека. Это взаимопроникновение совершенно особого рода, ибо в нем нет ничего от обоюдного поглощения. Каждая из двух сторон
остается тем, что она есть, сохраняет свое сущностное тождество и даже более мощно утверждает его в тот момент, когда ее наполняет или проницает другая. Но та и другая уже не обособленны; человек и природа таинственным образом смешиваются меж собой.
Когда человек испытывает радость от восприятия прекрасного, он не только вступает с природой в отношение интенционального, или духовного, отождествления, которое и составляет познание - «познавать - значит отождествляться с иным как таковым). Человек прельщается природой (сколь бы преображенной она ни представала, когда созерцаемый объект - произведение искусства). Она как бы проникает в его кровь и выражает в нем свое собственное стремление. Что искусство со времени его возникновения у людей всегда имело магическую цель - утверждение спорное. Но в более глубоком, хотя и метафорическом, смысле искусство само заключает в себе некую магию, которая, очистившись с течением столетий, является чисто эстетической, когда вторжение природы в человека приносит одну только радость от
вИдения или интуиции, радость от чисто интенционального, или надсубъективного, становления.
И наоборот, в том, что связано с эстетическим чувством, всегда в какой-то мере сказывается своеобразное вторжение человека в природу.
Рассмотрим объекты эстетического наслаждения, в которых менее всего ощутим человеческий отпечаток: таковы, например, стройное математическое доказательство или, в области искусства, красивая абстрактная композиция, арабская мозаика или
арабский орнамент; нежная свежесть цветка, закатные отблески солнца, экзотическая птица; таковы все величественные зрелища, являемые нетронутой природой, - пустыня, девственный лес, горы или огромные, с шумом низвергающиеся водопады,
своим великолепием приводящие в трепет бесчисленных паломников. В действительности здесь повсюду тайно присутствует человек, здесь есть человеческое мерило, хотя оно и скрыто. Все эти «не человеческие» вещи представляют человеку какое-то качество человеческого духа, которое в них таится, как, например, интеллектуальная гармония и логичность, если взять стройное,
или «изящное», математическое доказательство или красивую абстрактную композицию. Что же до той красоты, которая просто радует чувства, то число, или соразмерность, присутствует и здесь, и поэтому чувствам доставляет удовольствие свойство, им тоже присущее; а в отношении самих физических качеств, если красивый цвет в сочетании с окружающими красками «проясняет глаз», как говорил Дега, значит, он на «вещном» уровне отвечает потребности глаза в ритмическом сосредоточении и расслаблении и соответствует той нематериальной прозрачности,
благодаря которой внутреннее действие чувства получает завершенность •
Наконец, что сказать о величественных картинах дикой природы? В них тоже кроется нечто человеческое, но это - некое чувство, не имеющее в себе ничего общего с эстетическим восприятием (я назвал бы его неразвитым (brut) или чисто субъективным чувством): оно рождается в нас самих и переносится нами на
вещи, а затем возвращается к нам в отраженном виде. По отношению к природе с ее необузданной силой, с ее отчужденностью и непроницаемостью это, в частности, чувство бесконечной не соразмерности между природой и человеком - не только подавляющей и поражающей нас, но и подспудно пробуждающей в нас неясные и неопределенные героические устремления: в нашем сознании брезжит вопрос, сквозь какие страшные испытания нам пришлось бы пройти, чтобы стать способными преодолеть эту несоразмерность. Отсюда - то ощущение одновременно и страха,
и готовности бросить вызов, которое, как я полагаю, лежит в основе чувства возвышенного, но вместе с тем делает это чувство весьма отличным от чистого восприятия красоты и снижает его эстетическую ценность. (Не говоря уже о том, что для экскурсантов, а бывает, и для философов возвышенное - это часто всего
только ошеломляющее.)
4."Но оставим все те случаи, о которых мы сейчас вели речь, - когда объект эстетического восприятия хотя и предполагает некоторое неявное отношение к человеку, все же, сколь возможно, отделен от человеческой жизни. Теперь я хотел бы отметить, что, если не считать частных случаев, красота природы тем очевиднее,
а эстетическое наслаждение или эстетическое восприятие при ее созерцании тем чище и живее, чем глубже и обширнее влияние человеческой жизни на природу.
Иногда нам довольно одной лишь силы воображения. Плавно медленный ход облаков в небесной выси, бескрайняя морская даль - «Свободный человек, всегда ты к морю льнешь»6* - вечно будут говорить человеку о человеческой душе.
Но влияние на природу мы оказываем и в действительном существовании. Бывает, что человек овладевает природой в ее физической и духовной реальности, - под этим последним выражением я подразумеваю внутреннюю способность природы быть
означаемой. И именно тогда лучше всего видна ее собственная красота. Бухта Рио-де-Жанейро, просторная, солнечная, с дивными очертаниями - один из тех уголков природы, которые недаром вызывают восхищение. Но насколько же более прекрасной,
насколько более чарующей - до глубины затрагивающей само чувство прекрасного - предстает с наступлением сумерек Марсельская гавань, когда она открывает один за другим свои сооруженные человеком бассейны с их хитроумным устройством, - лес
корабельных мачт и подъемных кранов, море огней, наплыв воспоминаний! Когда вы мчитесь в автомобиле вдоль Гудзона или пересекаете холмы ВИРДЖИНИИ (о ходьбе нет и речи, американцам неведомо это медитативное удовольствие), вообразите себе на
миг, что местность, расстилающаяся у вас перед глазами, еще усеяна хижинами воинственных индейцев: красота природы внезапно воспрянет и обретет смысл, потому что возобновится связь между природой и человеком; нынешние обитатели этих мест еще не успели сообщить земле предустановленную человеком форму.
Но взгляните на те мощные формы, предельно насыщенные человеческим трудом, которые промышленность внедрила там и сям на равнинах или по берегам рек: здесь связь уже установлена, природа признает новую красоту. Когда, оставляя позади океан, вы минуете Геркулесовы столбы и попадаете в Средиземное море, от чего красота тающих в воздухе берегов и моря, многообильного, как сама жизнь, звучит торжествующей песнью? Отчего незатейливые извивы дорог Кампани преисполняют вас чувством, кажется, неисчерпаемым в своей глубине? Быть может, тому причиной
Вергилий, и греческие герои (хоть в эти мгновения вы не думаете о них), и едва ощутимое освежающее дыхание памяти? Все эти места на земле несут отпечаток человеческого ума и усилий человеческой воли. Единство человека и природы утверждается в ходе истории; и потому природа светится знаками и значимостью, от
которых расцветает ее красота.
Из этого анализа мы можем вывести двоякое заключение. Первое: природа тем более прекрасна, чем больше она насыщена эмоцией. Эмоция играет существеннейшую роль в восприятии красоты. Но какого рода эмоция? Не та, которую я выше назвал
неразвитым или чисто субъективным чувством, а иная, неотделимая от познания • Как и эмоция, обусловленная всеми теми знаками и той значимостью, которыми изобилует природа, завоеванная человеком, она составляет или содержит в себе наслаждение,
заключенное в созерцании. Такая эмоция превосходит чистую субъективность и влечет дух к уже познанному, заставляя его стремиться и к расширению своих познаний. Тем самым она побуждает нас грезить.
Второе заключение: знаки и значимость, о которых я говорил, остаются в общем виртуальными или латентными, по крайней мере в тот момент, когда путешественник поражается красотой пейзажа. Никакое частное воспоминание, никакая частная мысль
не выражены в его сознании. Но эти знаки и эта значимость тем не менее сохраняют свою силу по отношению к опыту прекрасного. Запомним этот факт,
- к нему мы еще вернемся. Скрытые знаки, невыраженные смыслы, оказывающие давление на ум - давление едва сознаваемое или вовсе неосознанное, - играют важную роль в эстетическом чувстве и в восприятии красоты. Поэтому слова Оскара Уайльда, что природа подражает искусству, как мы видим, не более чем трюизм, если речь идет о нашем восприятии красоты природы. Ибо искусство и человеческое видение - это один из тех путей, которыми человечество вторгается в природу, так что она оказывается осмысленной и означенной людьми. Каким было бы наше эстетическое проникновение в природу без зеркал, созданных поколениями художни-
ков и поэтов? Лишь после того как золотистые фоны ранней средневековой живописи сменились у Джотто каменными утесами и горами, мы б обнаружили красоту гор. Удовольствием от прогулки по Риму мы отчасти обязаны Пиранези; этим удовольствием мы равно обязаны и такому зеркалу, как театр: палаццо с охристо-желтыми стенами, раскрытые лавки и мастерские, зияющие, точно гроты, подле них люди на старых улицах - во всем этом есть очарование сцены. Станем глядеть на лица так, словно перед нами портреты, - наши глаза испытают еще большее удовольствие. Эпикуреец от искусства, совершающий поездку в нью-йоркской подземке, наслаждается без конца сменяющейся экспозицией портретов работы Сезанна, Хогарта или Гогена, бесплатно устроенной для него природой, - или же Сёра, когда зажигаются все огни.
Важнейший факт, которого мы не можем не признать, - это резкое различие и противоположность подхода, духа и поэтического восприятия Востока и Запада в том,
что касается отношения между Вещами и художническим Я.
В целом можно сказать - и восточные писатели это особенно подчеркивают, - что искусство Востока находится в прямом противоречии с западным индивидуализмом. Восточному художнику было бы стыдно думать о своем Я и проявлять В своем творчестве собственную субъективность. Его первая обязанность - забыть о себе. Он смотрит на Вещи, он размышляет о тайне их внешнего облика и тайне их скрытой жизненной силы; в своем творчестве он раскрывает обе эти тайны, будь то ради наслаждения человека и украшения человеческой жизни или же ради сакральных молитвенных и культовых ритуалов. Но так как восточное искусство есть в основе своей искусство религиозное или питаемое религиозными идеями, оно входит в соприкосновение с Вещами не из любви к самим Вещам, а из стремления к иной,
незримой и обожествляемой реальности, знаками которой служат Вещи; эту реальность искусство через посредство Вещей открывает одновременно с Вещами.
В действительности только религия возвела искусство на тот уровень жизни, который равнозначен самой жизни искусства и который сущностно необходим для его собственной истины и его собственного величия, - я говорю о жизни символов. Восточное искусство всецело устремлено к Вещам; и однако же, как и всякое подлинное искусство, оно не приемлет реализма.
Отметим теперь две специфические черты, которые помогут нам понять, почему в восточном искусстве господствуют именно Вещи и чистая объективность Вещей, а не человек и его субъек тивность.
Во-первых, как и всюду, где религиозный инстинкт человечества не был преображен Евангелием, различные религии, с которыми связано восточное искусство, изначально были призваны сохранять и оберегать человеческое сообщество через социальную, правовую и ритуальную эффективность сакральных действий. Поэтому восточное искусство сосредоточено прежде всего на мире объектов, включенных в ритуал, оно отворачивается от человека в поисках священных реальностей, знаками которых
являются Вещи, и священных ликов, отражаемых в мире, точно в зеркале, - в поисках мифического универсума, чуждого человеку, сверхчеловеческого и порой жестоко бесчеловечного. Как же могло подобное искусство избежать опасности идолопоклонства? Пока Бог не восприял плоть, пока незримое не стало зримым, человек склонен обоготворять вместе с невидимыми силами Знаки и Вещи, с помощью которых искусство являет их его взору; и чем глубже его искусство, или чем большую оно приобрело символизирующую способность, тем больше он к этому
склонен.
Во-вторых, для восточного мышления искусство не ограничивается созданным произведением. Вернее сказать, произведение искусства - не просто предмет, сделанный мастером и обладающий своим собственным существованием. Произведение достигает завершенности, произведение существует только тогда, когда его видят, - как точка соприкосновения, где соединяются две души (душа художника и душа зрителя): оно подлинно существует лишь как средство актуально-идеальной коммуникации. Отсюда следует, что восточный художник не просто полностью обращен к Вещам, а обращен к ним постольку, поскольку должендуховно открыть их другим. И это (вкупе с влиянием, именно потому и оказываемым на него традиционными наставлениями) тем более обязывает его отрешиться от самого себя и сделать забвение собственного Я главной своей добродетелью.
6. Такова, на мой взгляд, первая, самая общая данность в том, что касается Востока и поэтического подхода восточного искусства. Но рассмотрим вопрос подробнее. Азия «ничто, если она не дух», - сказал Окакура Какудзо, ее единство - единство духа. Однако в этом единстве есть и многообразие. Анализируя различия
между главными типами восточного искусства, представленными Индией и Китаем, мы придем к более конкретным выводам.
Каким образом индийское искусство полностью обращено к Вещам? Я отвечу, что искусство это находится в плену у вещей; оно обнаруживает поглощенность души той жизнетворной мощью, заключенной в Вещах, что порождает все великолепие, пленяющее чувства.
Без сомнения, индийское искусство, как и индийская философия, подчинено практической цели (духовного порядка). Созданное художником - не столько про изведение искусства, сколько средство некоего незримого воздействия, оказываемого на дух. Я думаю не только о тех иератических схемах, которые, если можно так выразиться, служат вспомогательным аппаратом для экстаза йоги; мне приходят на память отрешенный взгляд и улыбка Будды, повторяемые в его бесчисленных изображениях, чтобы привести зрителя в состояние спокойного созерцания.
Но, с одной стороны, все, что не есть Абсолют, - иллюзия; с другой же стороны, сама эта иллюзия есть проявление Абсолюта, не в том смысле, что всякая сотворенная реальность причастна Абсолюту, а в том смысле, что Абсолют отображается в грезе; и единственно подлинное Я - это Абсолют. Значит, можно сказать, что греза эта священна: как и чистый цветок лотоса, который покоится на глади вод, илистая почва, куда уходит корнями лотос, священна; все священно. Здесь нет аскетического очищения чувств, а есть скорее самораспространение и саморазвитие некой жизненной силы, неразделимо чувственной и духовной, - вплоть до конечнoгo освобождения от самой этой жизненной силы и от всякого чувственного или интеллектуального представления.
Нет и восхождения к Абсолюту от сотворенных реальностей (по скольку мир ирреален и сотворенных реальностей не существует). Как же образы, порождаемые грезой, могли бы направить дух к реальности высшей, к Единственной Реальности? Мудрец ищет лишь полного уединения и обращается исключительно к своему внутреннему Я. Индийскому искусству (если не считать некоторых грекобуддийских произведений) не свойственно одухотворение видимых вещей. Сфера искусства - майя, царство чувств. Оно изображает мираж, но оно всецело во власти этого миража и неистощимого
богатства форм, пленяющих чувства. Такое увлечение тем более непреодолимо, что первая обязанность художника, в восточном представлении, - отождествиться с тем, что он должен выразить.
Как бы ни пытался он про никнуть взором за пределы природы, единственное, что ему удается, - это отождествиться с самим жизненным началом, с неистовым эросом, влекущим грезу о мире к бесконечным рождениям и обновлениям, с бьющей ключом творческой силой. Он побежден природой и несокрущимой плодотворной энергией становления.
Итак, индийское искусство, которое не перестает искать сокровенный смысл Вещей, находится, как я уже сказал, в плену у Вещей и отдается мощи их внутренней витальности и великолепию их витальности внешней. Приверженное вызываемым ими девяти эмоцuям, оно являет великое множество движущихся и танцующих, радостных, скорбных, героических или патетических фигур, порою сладострастных, порою диких; обилие изысканных деталей или величественных разрастаний из камня, что кажутся
гигантскими сплетениями корневищ и ветвей, порожденными душою лиан и тропических лесов. Оно взрывается буйством орнаментов и красот. И мы спрашиваем себя, не было ли это убеждение в иллюзорной природе всякой реальности, воспринимаемой
чувствами, следствием и противовесом чрезвычайно интенсивной чувственной витальности?
Искусство, столь изобилующее прекрасным, прекрасного не ищет. Оно всегда предназначено к тому, чтобы произвести некоторое практическое действие - эротическое, магическое или религиозное. Но даже в самых блестящих своих воплощениях оно помнит об изменчивости дерева и глины, которые послужили для
него первым материалом, так же как и об изменчивости природы (сто лет назад отец Юк (Нuс) еще мог любоваться на Тибете фигурами, тщательно выделанными из сливочного масла). Это искусство равнодушно к красоте человеческого облика. Человек для него - лишь одна из космических видимостей, и одна из теней,
отбрасываемых танцующим Шивой.
7. Китайское искусство тоже целиком повернуто к Вещам, но иначе, нежели индийское. Его характерное отличие в том, что оно не пленено Вещами, а, скорее, само захватывает их в плен, в свете своеобразного анимистического транснатурализма. Это искусство представляет собой созерцательное усилие открыть в Вещах и явить заключенную в них душу, внутреннее начало их динамичной гармонии, их «дух», мыслимый как некий незримый обитатель, который нисходит в них от духа вселенной и сообщает им типичную для них форму жизни и движения.
Здесь нет порыва к Абсолюту, к Высшему, к единственному Я; мы находим здесь скорее космическое верование, сакральное почитание Дао, или изначального источника, и небес, где предсуществуют духи всего, что имеет зримую форму, и откуда они нисходят в Вещи, чтобы, скрываясь в них, формировать их и служить
внутренним началом их движения. И сами Вещи обладают существованием, хотя и скоропреходящим, - это врожденное убеждение, глубоко вкорененное в китайской душе, могло быть заслонено буддийским ирреализмом, но оно всегда оставалось в силе.
Вещи не сон, у них есть своя реальность. Значит, сами Вещи (коль скоро они реально причастны бытию) могут быть одухотворены, т.е. взгляд созерцателя способен открыть дух, таящийся в них, и дать ему проявиться. И чувства, посредством которых постигаются вещи, тоже могут быть очищены. Именно такое очищение и одухотворение ставит своей главной целью китайское искусство.
Что предписывает первый из шести знаменитых канонов Се Хэ?
Заботиться о том, чтобы движение жизни обнаруживало особый духовный отзвук, который художник улавливает в вещах, когда он вдохновляется своей сопричастностью духу космоса. Не менее показателен второй канон. Если штрихи, нанесенные кистью и
передающие контур, преобладают над всеми другими изобразительными средствами, так что живопись становится чуть ли не разновидностью каллиграфии, то, значит, сама сила и живость этих штрихов выражают (тонами сепии) движение жизни, подмеченное в Вещах, и ее структурную гармонию (и в то же время они свидетельствуют о силе вдохновения художника.
Китайский созерцательный живописец достигает единства с Вещами не затем, чтобы его увлекло их всепорождающее течение, а для того, чтобы уловить их внутренний дух. Он вбирает их в себя; он передает их духовное значение, оставляя в стороне все телесное преизобилие форм и красок, все богатство деталей или орнамента - все, чем насыщаются чувства; он стремится к тому, чтобы Вещи были в большей мере самими собой на шелке или на бумаге, нежели в своем природном бытии, и в то же самое время пытается раскрыть их родство с человеческой душой. Он наслаждается их внутренней красотой и помогает зрителю разгадать ее.
Именно таким образом китайский художник, как я говорил выше, захватывает Вещи в плен.
Еще одна характерная особенность китайского искусства, отличающая его от искусства индийского, состоит в том, что оно придает важнейшее значение пустым пространствам и периодам безмолвия: важнее всего внушающая способность произведения, а согласно даосскому представлению несуществующее столь же
значимо, как и существующее. Это особенно сближает китай скую живопись с музыкой, в которой паузы не менее важны, чем звуки, - тогда как произведения индийского искусства предельно наполнены неудержимым фонтанированием жизни и обилием экспрессивных форм, пресыщающих глаз. Нельзя сказать, чтокитайский художник отличается от индийского большим знанием анатомии или большей заботой об анатомической точности.
Но китайская скачущая лошадь выражает самый дух мощногодвижения животного, тогда как лошади и слоны Индии, ее плясуны и красавицы - это спицы в колесе природы; они лишь восхищают или изумляют чувства. Текучесть китайского искусства это текучесть мелодии; текучесть индийского искусства - текучесть потока, выходящего из берегов.
Наконец, в том, что касается отношения искусства к прекрасному - трудный вопрос, который я сейчас затрагиваю лишь мимоходом, - я уже отмечал, что индийское искусство не проявляет непосредственного интереса к красоте. Если отличать сознательное намерение художника от витального динамизма действующей в нем художнической способности, то можно сказать более конкретно, что ни индийское искусство (разве только втайне), ни индийский художник не стремятся к красоте, я подразумеваю - не стремятся из любви к прекрасному.
Китайский художник тоже не стремится к красоте ради нее самой - как и наши средневековые мастера; но китайское искусство, как и западное искусство Средневековья, в действительности стремится к красоте как к своей высшей трансцендентной цели. Иными словами, поиски красоты не тревожат сознание китайского или средневекового европейского художника, который наслаждается красотой вещей, но хочет только создать «хорошее» произведение и сделать его средством духовного назидания)). Однако поиски красоты ради нее самой, или в качестве высшей трансцендентной цели, присутствуют и главенствуют во внутреннем неосознанном динамизме китайского искусства, как и искусства средневековой Европы, - тогда как самый динамизм индийского искусства, я бы сказал, устремлен к иной высшей цели: это не красота, а практика, практическое применение, и в частности побуждение к духовному опыту, к переживанию будь то всепожиpaющeгo потока становления или всемогущества божества. Это искусство (vertu d'art) находит красоту попутно, хоть ее и не ищет.
Что до китайского искусства, то, несмотря на его тяготение к портрету, оно еще не почувствовало особенную красоту человеческого облика. Оно интересуется не столько красотой человеческого тела, сколько красотой пейзажей, птиц и цветов.
Некоторые отмеченные мною черты делают китайское искусство в определенном смысле более близким к нашему, чем искусство индийское. Однако в нем сохраняется преобладание Вещей над человеческим Я, характерное для восточного искусства
в целом. Беда в том, что при таком стремлении к чистой объективности одушевляющий и животворный дух, который китайcкoe искусство ищет в Вещах, легко становился своего рода формулой, раз и навсегда предначертанной для различных категорий
объектов. При этом страсть китайцев к систематизации, к непререкаемым правилам, к рецептам, их культ учителей, по стопам которых должны идти ученики и которых они должны почтитeльнo копировать, ввергала китайское искусство в соблазн академизма, столь же докучного, как и наш: отсюда бамбук, неизменно твердый в своей неподатливой гибкости; неизменно бесстрашные, ибо они цветут зимой, сливовые деревья; неизменно чистые орхидеи, ибо они расцветают в одиночестве; неизменно благородные хризантемы, ибо у них душа отшельника; горы, непременно приветливые по весне и погруженные в сон зимою; беспременно грубые крестьяне, беспременно утонченные дамы, беспременно бравые военачальники.
8. К чему служат эти замечания о китайском и индийском искусстве? Какое можно вывести отсюда заключение?
Специфическое различие, существующее между китайским и индийским искусством, происходит не от Вещей, созерцаемых человеком, а от людей, созерцающих Вещи. Все выделенные мной отличительные черты выражают лишь невидимую человеческую
структуру - духовную и телесную, религиозную, интеллектуальную и чувственную, образованную природой и историей, детерминизмом и свободой, - характеризующую глубинную субъективность индийского и китайского народов. Типично индийским или
типично китайским восточное искусство делает тот факт, что при поэтическом подходе, свойственном каждому из этих двух искусств, даже тогда, когда, в обоих случаях, художник отворачива ется от человеческого Я и взирает лишь на Вещи, творчество в действительности отражает не только смутное (obscure) открытие
Вещей, но также - непроизвольно, подспудно, неосознанно - смутное открытие коллективного человеческого Я Индии и Китая.
Примем в соображение к тому же многообразие школ и стилей, оформившихся в китайском и индийском искусстве с течением веков, наполненных бурной чередой событий, перемен, испытаний. Благодаря поэтическому подходу, присущему каждой из
этих школ, созданные ими произведения отразили, помимо смутного открытия Вещей, смутное открытие особой коллективной субъективности.
Рассмотрим наконец сами индивидуальные творения, великие творения, которые сквозь века доносят до нас потрясение от какой-то незабываемой творческой интуиции. В замечательной беспристрастности восточного художника, и через эту беспристрастность, в его чистом стремлении раскрыть Вещи в их чистой объективности, и через это стремление, нам помимо воли художника смутно, во тьме, открываются также и его индивидуальная душа, уникальность его единичной эмоции, потаенный мрак его собственной единичной субъективности. Чем более удается восточному художнику забыть свое личностное начало и принести его
в жертву Вещам, тем в большей степени оно фактически присутствует и живет в его творении.
Итак, первое заключение (правда, частичное, поскольку оно относится лишь к искусству Востока): восточное искусство противополагает себя западному индивидуализму и никогда не говорит «я». Оно старается спрятать человеческое Я и останавливает взор только на Вещах. Оно устремлено прежде всего к сверхпри
родному, чтобы приобщиться к нему и выразить его, и в частности к тому сакральному элементу, который содержится в природе и Вещах и обозначается ими. Но по мере того как оно открывает потаенный смысл Вещей, восточное искусство вместе с тем неизбежно открывает, смутно и невольно, творческую субъективность
художника. Чем более успешно поэтическое восприятие, одушевляющее искусство, познает и показывает нам внутреннюю сторону Вещей, тем больше оно при этом раскрывает и проявляет человеческое Я.
Это заключение действительно и для древнегреческого искусства, и, замечу в скобках, оно не опровергается искусством ислама: последнее, поскольку ему воспрещено изображать человеческие фигуры (по крайней мере в общественных зданиях), развивал ось в плане чисто абстрактной объективности. Искусство ислама ориентировано на математическую гармонию и на ритмический строй, но во всех своих розетках и арабесках, во всехсвоих гирляндах и пальмах, цветках и фестонах и в самом своем наслаждении красками оно невольно выдает живую чувственность, поглощаемую чистым пламенем интеллекта, творческой субъективности, от которой оно исходит.
Если вернуться к эллинскому искусству, то мы знаем (это стало общим местом, но это истина, и ее вполне достаточно для нашей цели): оно со всей убедительностью свидетельствует о «греческом чуде» как об изумительном проявлении человеческого
разума. Человек и его разум отражают сокрушительный натиск космических сил и пытаются противостоять коварным умыслам жестоких богов; они полны решимости выведать тайну этой беспощадной природы, где они всегда узники, и этой жизни, для которой лучше бы и вовсе не родиться. Вооруженные незримыми идеями, они сражаются с Вещами. Орфей зачаровывает диких зверей, но его разрывают менады. Судьба и свобода столкнулись лицом К лицу. Как бы ясно ни сознавало искусство заключенную в Вещах сверхчеловеческую силу - божественную, магическую или дионисийскую, - оно решилось раскрыть умопостигаемость вещей и явить их сопричастность разуму.
Именно тогда, когда из-за такого конфликта и такого напряжения в победе разума еще проглядывал загадочный и грозный смысл Вещей, греческое искусство достигло небывалого блеска и обрело бессмертие. Впоследствии ему удалось отстоять во множестве несравненных творений свой подлинный поэтический подход, но в конце концов оно впало в двойную ложь подражания и идеализма. В период своего упадка оно было искажено подчинением обособленной власти Вещи-в-себе как предмета копирования и заботой о канонах идеальной красоты этой самой Вещи-в-себе. Оно стало находить удовольствие в тех смягченных формах, которыми Пракситель приводит в восхищение историков искусства, - формах совершенно рационализированных, но
глухих и немых, замкнутых в себе и неспособных что-либо отобразить.
В противоположность тому, что мы отметили по поводу китайского искусства, в Греции не только искусство, но и сам художник стремится к прекрасному, и притом в высшей степени сознательно и намеренно. Такое выделение трансцендентного
значения красоты, причастной божественным атрибутам, было великим событием в духовной истории человечества; в то же время это был важный этап на пути человеческого духа к самосознанию (естественно, чреватый теми «прекрасными опасностями», которым придавал большую цену Платон). Одновременно греческое искусство признало привилегированное положение человека в объективной сфере прекрасного; оно открыло, что в природе нет ничего прекраснее человеческого тела, и откровение это ослепилo его, заставив преклоняться перед человеческим обликом. Таким образом, оно в конце концов потерпело двоякое поражение, оказавшись побежденным природой и обличьем, эстетической подчиненностью внешней стороне Вещи-в-себе и идолопоклонническим культом человеческого тела.
В заключение этих кратких замечаний следует сказать, что кроме названных выше существенных различий греческое и восточное искусство имеют и одну важнейшую обшую черту: греческое искусство, как и восточное, целиком повернуто к Вещам; творческая субъективность обнаруживается и раскрывается в произведении вопреки этой основной направленности, независимо от воли художника и помимо его сознания. В борьбе с Вещами и с природой греческое искусство всегда обращено именно к ним. Человек, при всей исключительности своего облика, остается объектом в природе, вещью в мировом целом, подчиненной совершенству и божественной сущности всей совокупности Вещей. Правда, начинает утверждаться определенный индивидуализм, но единственно в отношении таланта или индивидуального мастерства художника, а не внутреннего содержания индивидуального Я. Греческий художник, возможно, был не настолько склонен забывать о себе самом, как китайский, но это касается заботы о собственном превосходстве в глазах публики и соперников, а отнюдь не о своем
внутреннем мире, противопоставляемом Вещам. Внутренняя тайна личности еще не открылась человеку.
в противоположность искусству Востока, западное искусство постепенно переносило акцент на художническое Я; на последних этапах своего развития оно все более и более глубоко погружалось в индивидуальный, непередаваемый мир творческой субъективности. Раскрытие Я по своей важности полностью вытеснило изображение внешней красоты. Но, показав себя по-настоящему способным открыть и выразить творческую субъективность, искусство одновременно и в той же мере старалось
открыть и выразить неявные аспекты и бесконечно варьирующиеся значения тех Вещей, зримый облик которых прячет, но может и обнаруживать, благодаря духовной силе человека, безбрежную стихию бытия. Не в самом ли высвобождении запредельной явлениям реальности и объективных значений, присущих Вещам, мы нашли главный признак высвобождения творческой субъективности, которое совершилось в современной живописи?
Все заключение в целом, я думаю, можно изложить так. С одной стороны - как мы видели на примере искусства Востока, - когда искусство, обращенное единственно к Вещам, открывает Вещи и их скрытые смыслы, оно открывает также, смутно и не
вольно, творческую субъективность художника. Пытаясь постичь и явить главное в Вещах, их сокровенное значение, которым они живут, поэтическое восприятие, одухотворяющее искусство, в то же время несет в себе невольное откровение и явление челове ческого Я. С друтой стороны, когда искусство, обращенное прежде всего к художническому Я, открывает творческую субъективность, то одновременно оно смутно открывает Вещи, их скрытые аспекты и скрытые смыслы - и в действительности даже с большей силой проникновения (я говорю о проникновении в глубины осязательного телесного бытия и осязательной природы).
Пытаясь раскрыть и явить художническое Я, поэтическое восприятие, одухотворяющее искусство, в то же время улавливает и являет главное в Вещах, запредельную явлениям реальность и сокровенное значение, которым они живут.
Заявляющая о себе глубинная потребность в самовыражении порождает новое отношение художника к Вещам и придает ему специфический характер. Внутренний смысл Вещей загадочным образом улавливается через художническое Я; и то и другое
одновременно проявляется в произведении искусства. Это момент, когда поэзия обретает самосознание.
Аристотель показал - и это стало одним из неоспоримых достижений философии (во всяком случае, если философы знают свои собственные сокровища), - что безусловно исходным различием в деятельности интеллекта является различие между созерцательным, или теоретическим, и практическим интеллектом. Речь идет не о разграничении двух различных способностей, а лишь о разграничении двух в корне различных способов, какими одно и то же начало души - интеллект, или разум, - осуществляет свою деятельность.
Созерцательный интеллект познает единственно чтобы познать. Он жаждет видеть, и только видеть. Истина, постижение сущего - в этом его единственная цель, в этом вся его жизнь.
Практический интеллект познает, имея в виду действие. Он изначально нацелен не на постижение бытия, а на руководство человеческой деятельностью и на выполнение человеческих задач; он поглощен созиданием. Мысленно формировать то, что долж
но обрести существование, судить о средствах и целях, управлять или даже распоряжаться нашими творческими способностями - вот из чего складывается его жизнь.
Такое различие определяется не случайными обстоятельствами. Это существенное различие. Ибо весь динамизм интеллекта и характерный для него подход к своей цели зависят от самой этой цели и в корне различны, когда цель - чистое познание и когда цель - действие.
Томас Стернз Элиот. Бёрнт Нортон:
Пристал сапфир, прилип чеснок,
В грязи по ось ползет возок,
Поскрипывает дерево.
В крови вибрирует струна,
И забывается война
Во имя примирения.
Пульсация артерии
И лимфы обращение
Расчислены круженьем звезд
И всходят к лету в дереве,
А мы стоим в свой малый рост
На движущемся дереве
И слышим, как через года
Бегут от Гончих Псов стада,
Бегут сейчас, бегут всегда
И примиряются меж звезд.
(Из поэмы «Четыре квартета».) Пер. А. Сергеева
Джуна Барнз. Страж, что бдит в ночи: Сумерки сотканы из сказочных порождений страха - страха, исчерпанного до дна и кажущего свою изнанку. Всякий день продуман и расчислен, только ночь не рассчитаешь наперед. Есть дорога, ведущая к Библии, но есть и другая, погруженная в сумрак ночи. Ночь ... «Берегись Тьмы за этой распахнутой Дверью!» ...
Сердце у него выскочить из груди готово, так темно кругом! Иные вступают в
ночь, как воду легко рассекает блесна, иные же - выставив голову вперед, будто
бодаться собираясь, - не дают они своего молчаливого согласия. Рога их сухо по
трескивают, это похоже на стрекотание цикад; поздно сбрасывают они рога
(англ.).
" Роберт Фрост. Шелковый шатер:
Она - как в поле шелковый шатер,
Под ярким летним солнцем поутру,
Неудержимо рвушийся в простор
И вольно парусящий на ветру.
Но шест кедровый, острием своим
Сквозь купол устремленный к небесам,
Как ось души, стоит неколебим
Без помощи шнуров и кольев - сам.
Неощутимым напряженьем уз
Любви и долга к почве прикреплен,
Своей наилегчайшей из обуз
Почти совсем не замечает он;
И лишь когда натянется струна,
Осознает, что эта связь прочна.
Пер. Г. Кружкова (Р. Фрост. Неизбранная дорога.
Глава IX
Три явления творческой интуиции
Поэтический смысл, или внутренняя мелодия.
Действие и тема.
Число, или rармоническое распространение
1. Современная поэзия сделала большие открытия в области образов и их таинственной жизни в недрах души. Еще более значительные открытия сделала она относительно интериоризации музыки, высвобождения поэтического смысла - в особенности относительно самосознания и поэтического познания. С другой
стороны, современной поэзии обычно ставят в упрек - и как раз те, кто прекрасно знает и высоко ценит ее, - серьезный и, быть может, неустранимый недостаток в том, что касается интеллектуальной силы, позволяющей произведению охватить всеобщие и объективные ценности в единстве большого замысла, - одним
словом, в том, что касается темы.
В этой связи соображения, изложенные Уолдо Франком во Введении к «Collected Poems», Харта Крейна, имеют, как мне думается, всеобщее значение. Аллен Тейт, пишет он, уже отметил в своем Введении к «White Buildings»'*, что там отсутствует
«надлежащая тема» и что «последовательность имажистских стихотворений ~ это последовательность миров. Стихотворения Харта Крейна представляют аспекты единого вИдения; они связаны с центральным воображением, с единой способностью оценки, которая является одновременно и движущей силой поэзии, и формой ее воплощения». «Это центральное воображение, - продолжает Уолдо Франк, - лишенное объединяющего
начала, или темы, колеблется и сбивается; оно обращается к себе самому, вместо того чтобы подчинить себе противостоящую ему субстанцию стихотворения. Вот почему в первой группе фрагмент стихотворения иногда значительнее всего целого». А через несколько страниц мы читаем: «Космос Данте, изображаемый в пору культурной зрелости, когда жизнь человека была напрямую связана с его миросозерцанием, вмещает Время и личности ...
Космос Крейна (по причинам, которые мы рассмотрели, когда охарактеризовали Крейна как дитя современного человека, как чистосердечного поэта созданных культурой слов) не содержит в себе Времени; и его чувство личности - неустойчивое, ускользающее. Странствие Крейна - странствие индивидуума, не уверенного в своей собственной форме и потерянного для Времени.
Различие это сразу же высвечивает слабые места эстетики "The Bridge" в сравнении с эстетикой в определенной мере сопоставимых с поэмой Харта Крейна поэтических произведений космического поиска, таких, как "Commedia" или "Дон Кихот". Это
один из примеров того, какую роль играет культурная эпоха в создании даже самого личностного произведения гения. Вполне естественно, прибавим мы от себя, что современный поэт - дитя современного человека. Однако, прежде чем двигаться дальше, стоит прояснить кое-какие понятия, которые - наряду с понятием поэтического смысла касаются сущности поэтического произведения.
Что означает понятие тема?
Это слово вызывает мысль о чем-то, что предложено, или выставлено, для обсуждения. Литературоведы говорят нам, что тема, которую не следует смешивать с сюжетом, - это «основная идея» или <общая идея>, представленная в поэтическом сочинении; идею эту можно даже заключить в интеллектуальное «высказывание» (отчего она, правда, утратит свою подлинную природу и свое поэтическое достоинство). Но этого далеко не достаточно, чтобы нас просветить. Каково соотношение темы с творческой эмоцией? Каково ее функциональное значение в поэтическом произведении? Я думаю, в первую очередь необходимо отметить,
что тема относится, строго говоря, не к тому, чем является поэтическое сочинение, а скорее к тому, что оно полагает своей целью или задачей, чего оно стремится достичь.
Поэтическое сочинение, однако, не имеет собственной воли, разве только метафорически. Но в вещах, которые не обладают волей сами по себе, как физические действователи, есть свойство, соответствующее тому, что составляет волю в наделенных волею действователях, - а именно действие. В вещах есть действие. Не
было ли усвоено понятие действия в области искусства? Нет ли действия в поэтическом сочинении? Итак, рассмотрим, прежде всего, понятие действия произведения.
2. Не случайно, что понятие действия, особенно существенное для нашего исследования, прекрасно освещено в книге о театре. Работа Фрэнсиса Фергуссона «The Idea of а Theater» посвящена в основном этому понятию, иллюстрирует его значимость путем широкого сравнительного анализа. Приводя цитату из Аристоте-
ля: «Трагедия есть подражание действию», Фрэнсис Ферryссон указывает на то, что действие означает не «события какой-либо истории, а очаг, или средоточие, душевной жизни, откуда в данной ситуации проистекают события». Иными словами, действие не надо смешивать с интригой. Интрига - это или «форма», т. е.
«первая актуализация трагического действия», или, во вторичном смысле, совокупность средств, позволяющих произвести определенное впечатление на публику. Действие есть нечто гораздо более глубокое и простирающееся гораздо дальше - притом же и гораздо более простое, - что реализуется на разных уровнях аналогии; это нечто в основе своей духовное, что относится, по существу, к «изменчивой жизни души», проецируемой вовне в определеННQЙ сфере.
Я думаю, можно сказать, что драматическое действие - это духовный порыв или духовное движение, которое, исходя от группы человеческих действователей, объединенных не которой ситуацией, увлекает их и в результате вызывает то или иное развитие событий во времени, наполняя происходящее определенным значением. Главный парадокс театра заключается в том, что, с одной стороны, эти человеческие действователи наделены свободной волей и могут до известной степени изменять течение событий, с другой же стороны, само произведение, не обладающее свободной волей, более совершенно, если все здесь вытекает из внутренней необходимости, так что действие тоже должно развиваться с непреложной необходимостью. Этот парадокс - только следствие и свидетельство транспозиции или пересоздания, чему неизбежно подвергается природа, переходя в произведение искусства. Он побуждает нас обратить внимание еще на одно чрезвычайно важное обстоятельство: аристотелевская формула «подражание действию», выражающая суть трагедии, да и вообще всякого драматического произведения, относится не просто к последовательному nредставлению или отображению действий, совершаемых в человеческой жизни, - последовательному, или, говоря языком Бергсона, состоящему из неподвижных
моментов, примыкающих друг к другу во времени, как изображение состязаний в беге или футбольного матча на киноэкране. «Подражание действию» само есть действие, которое аналогично действиям, совершаемым в человеческой жизни, и которое
трансформирует их согласно придуманному человеком образцу (ритуальному по своему происхождению). И это действие - аналогичное действиям в человеческой жизни - есть действие самого произведения, действие пьесы.
Иными словами, действие, о котором мы сейчас ведем речь, действие трагическое или драматическое, - это свойство драматического произведения, а не изображаемых им вещей. Точно так же «трагический ритм действия» - три момента, называемые у
Кеннета Бёрка (Burke) Poiema, Pathema, Mathema, а у г-на Фергуссона - Замысел, Страсть (или Страдание) и Осознание, явно принадлежат к произведению как его неотъемлемое свойство, а не к человеческой жизни, которой оно «подражает». Итак, очевидно - и для меня это очень важное положение, - что само произведение наделено таким свойством, как действие. Действие есть имманентное качество произведения. Произведение не только существует, оно действует, оно свершает (fait).
3. Действие - это формирующее начало драматического произведения, и потому оно проявляется в нем преимущественным образом. Но оно отнюдь не составляет исключительную привилегию театра. Понятие действия - понятие аналогическое, значимое во всей области искусства. Действие - это необходимое свойство любого произведения искусства. Единство действия, писал Кольридж, «собственно, не правило, оно само по себе есть важнейшая цель не только драмы, но и эпической поэмы, лири ческой оды, всякого поэтического творения, вплоть до огненного язычка эпиграммы, - более того, поэзии в общем, как собственно родового понятия, включающего в себя в качестве видов все изящные искусства».
Возможно, мы придем к лучшему пониманию действия в сфере поэзии, если обратимся к метафизике и к философской теории действия в первичном и всеобъемлющем смысле этого слова.
Философы различают два рода действия - действие «переходное», посредством которого одна вещь видоизменяет другую, и действие «имманентное» (принадлежащее к категории качества), посредством которого живой действователь совершенствует свое
собственное бытие. Имманентное действие стремится главным образом к тому, чтобы усовершить в актуализации сам действователь; в то же время оно производит определенный эффект или определенный продукт (например, понятие в интеллекте), остающийся внутри действователя.
Принимая аристотелевские понятия акта как полноты или совершенства в бытии и существования как actus primus, первого акта и акта всех актов, томистекая философия учит, что действие, или операция, будь то переходное или имманентное, есть actus secundus, конечный эманирующий акт, или преизобилование существования, - посредством которого бытие само утверждает себя сверх субстанциального существования. Ибо вещи обладают бытием (sont) и существуют прежде своего действования. Во всем, кроме Бога, действие отлично от сущности действователя
и от его акта существования.
Естественно, такие понятия лишь аналогически применяются к тем духовным качествам, в которых можно усмотреть «онтологические» элементы поэтического сочинения, или произведения как творения духа. В поэтическом сочинении, этом
загадочном органическом целом, состоящем из слов и значений, нет различия между субстанцией и акциденцией, как в природных сущих. Различие «онтологической» функции поэтического смысла и действия связано с их отношением к творческому источнику, с их интенциональной ценностью (т. е. ценностью их как раскрывающих творческий источник, в силу нематериального и чисто направленностного существования, присущего значению).
Так вот, первая и главная интенциональная ценность, заключенная в поэтическом произведении, - это поэтический смысл, потому что поэтический смысл ближе всего к творческому источнику, - смысл, непосредственно означающий субъективность
поэта (наполненную бытием), открываемую во мраке не-понятийной эмоциональной интуиции. Поэтическое произведение получает свою сущность (т. е. свою интуитивную сообщительность (communicabilite) и способность доставлять наслаждение
уму) и свое существование для духа от поэтического смысла - либо прямо и сразу (в случае поэтического произведения в строгом смысле слова), либо только начальным образом (в случае драмы ). Что касается действия, то оно эманирует от творческой
интуиции как вторая интенциональная ценность поэтического произведения, следовательно, предполагающая поэтический смысл и дополняющая его. Действие - аналогически - есть actus secundus, конечный эманирующий акт, вследствие которого поэтическое творение преизобилует существованием. Поэтическое творение обладает своего рода «переходным действием», внешним и дополнительным, - действием, оказываемым на читателя (таково, например, «очищение страстей», производимое
трагедией). Обладает оно и своеобразным «имманентным действием», внутренним и главным: как и трагедия, представляющая в этом отношении парадигму, всякое произведение искусства не только есть, но и «свершает». Оно пребывает в движении, оно действует. И действие это относится к самой его субстанции. «Имманентное действие» такого рода, действие поэтического творения, - это ТО, что поэтическое творение свершает; это порыв или развивающееся в нем движение, посредством которого оно внутри себя самого утверждает себя вовне. Через свое действие
оно изъявляет нечто, что составляет конечный плод интеллектуальной ясности: значение действия или, иначе говоря, тему.
4. Итак, мы вернулись к теме. Но теперь мы знаем, что тема - это предел и значение действия. С одной стороны (хотя поэт может придавать большее значение либо самому действию, либо тому, что оно обозначает), тема в поэтическом произведении несушествует отдельно от действия (как это было бы с тезисом, вве
денным сюда извне); тема имманентна жизни поэтического произведения, потому что она - значение действия. Поэт может использовать сколько угодно понятийных утверждений, когда этого требует поэтический смысл или действие, но только через действие они вносят реальный вклад в выражение темы. С другой стороны, будучи значением действия, тема, как и действие, предполагает поэтический смысл и берет начало в творческой интуиции. Специфический эффект действия в том, что оно переводит поэтическое знание из его первоначального состояния, или с его
первоначального уровня, - когда вещи и творческое Я улавливаются в неразделимом единстве, схватываются во мраке через эмоцию - в более объективное и более всеобщее состояние, или на новый уровень, когда созидательное знание, конечно, еще не может сушествовать в терминах понятийного и логического разума (оно существует в плане действия), но уже вышло из мрака - плодотворного и созидательного мрака - субъективности.
Происходит процесс относительной деперсонализации. Но это уже не выражение поэтического знания и творческой эмоции в их чистом первоначальном состоянии, т. е. не поэтический смысл, а порыв или движение, в котором творческая эмоция, утрачивая свое первоначальное состояние, отчасти объективируется. Тема, или значение действия, может быть охарактеризована как объективация или интеллектуализация - еще имплицитная и конкретная - содержания творческой эмоции. Она не сводима ни к какому чисто логическому высказыванию, однако в дальнейшем
она может быть переведена в такое высказывание - утрачивая
при этом свою собственную природу.
Таким образом, тема в поэтическом произведении - элемент, самый близкий к рациональной интеллектуальности. Через нее поэтическое произведение принимает в себя и являет нам некое объективное содержание, несущее в себе всеобщее значение и насыщенное мыслью. Неудивительно, что ценность и богатство темы зависят (вплоть до того что становятся показательными) от всего интеллектуального багажа поэта - от его более или менее целостного универсума знания, от остроты его ума и силы восприятия, от его способности понимания и степени владения своим интеллектом, от широты и взаимного соответствия его умственных горизонтов - как от необходимого предварительного условия творчества.
И все же остается истинным отмеченный выше основополагающий факт: поэтический смысл, или внутренняя мелодия,- первое и непосредственное выражение, первенец творческой эмоции - важнее действия и темы. Действие и тема - дополнения, или объективные отражения, поэтического смысла: если они не созвучны и не едины с ним, они портят поэтическое произведение. Их исток - в творческой эмоции: без нее они не обладают поэтическим существованием. Замысел темы может возникнуть
в уме независимо от творческой эмоции, но он ничего не дает, если не проходит через творческую эмоцию; сама тема, смысл действия, выполняет свою функцию в поэтическом произведении только благодаря творческой эмоции.
Конечно, в конкретной жизни души все переплетено, так что не всегда ясно просматривается природное первенство, установленное философским анализом. Когда поэт размышляет над какой-то темой, или когда у него возникает замысел сюжета, или когда он получает заказ от издателя, это может побудить его написать поэтическое сочинение. Но тут мы наблюдаем только психологическую мотивацию, а не сам поэтический процесс. Поэт уже подвергся воздействию поэтической интуиции, чем и объясняется то, что он думает именно об этой теме; или же он будет
ждать, когда придет поэтическая интуиция. В противном случае он напишет поэтическое сочинение, лишенное существования.
Тема не имеет собственной творческой силы. Она получает свою объединяющую силу от творческой силы поэтической интуиции.
Всякая сила исходит от поэтической интуиции.
Встает вопрос: каким образом поэт облекает аргумент эмоциональной силой, необходимой для поэтического эффекта?»
Если бы вопрос заключался в этом, ответа на него не было бы, и не было бы самого стихотворения. Поэту не приходится облекать аргумент эмоциональной силой, потому что он не начинает с аргумента. Он начинает с творческой эмоции, или поэтической
интуиции, аргумент же возникает потом. Донн развил свою тему
выразительно и красноречиво - потому что творческая искра и творческая способность исходили не от избранной им темы, а только от его творческой эмоции, которую я определил бы как внезапную уязвленность непостижимым контрастом - вредоносные минералы и я (в стихотворении Джона Дона); в силу этой эмоции и существует все стихотворение.
5. Действие и тема имеют отношение ко второй интенциональной ценности поэтического произведения. Через них поэтический смысл дополняется, или объективно отражается, таким же образом - говоря аналогически, - как в природных вещах субстанция дополняется качеством. Еще одно существенное свойство, которое я назову Числом или гармоническим распространением (expansion harmonique), составляет третью интенциональную ценность, благодаря которой поэтический смысл и действие дополняются, или отражаются вовне, таким же образом - аналогически говоря, - как в природных вещах субстанция распространяется через количество".
В живописи, музыке, хореографии или архитектуре, как и в поэзии, существует поэтическое пространство, где единство произведения как зарожденного в духе развертывается через взаимнyю экстрапозицию частей, распростирающихся либо во времени, либо в физическом пространстве. Все эти части связаны между собой, сама же взаимосвязь частей зависит от целого, которое предшествует им в уме художника и предъявляет каждой из них свои требования единства.
Эта витальная согласованность множественного, этот витальный порядок, приводящий к сложному оркестровому единству части, борющиеся за утверждение своих собственных индивидуальных требований, и есть число, или гармоническое распространение, поэтического произведения. Свойство это - самое доступное чувствам и самое явное, поэтому значение его столь очевидно, что в произведении воспринимается в первую очередь расположение частей, царящие между ними соразмерность и соответствие и их взаимное влияние; и именно законы расположения частей больше всего привлекают деятельное или дискурсивное внимание как художника, так и критика. Но, сколь бы оно ни было существенно, число, или гармоническое распространение, будучи погружено в материю произведения, есть лишь своего рода внешнее отражение поэтического смысла и действия в живой и плодотворной математике чувственных видимостей. Благодаря числу и гармоническому распространению произведение обладает своеобразной внешней музыкой. Действительно, так как у него есть число, то его зрительные или звуковые качества, его воздействие на чувства и его способность доставлять им наслаждение, заключенная в нем доля чувствительности и чувственности не лишены тайной размеренности, идущей от разума и логики. Противоположное физическому пространству, поэтическое пространство числа, или гармонического распространения, - это не пред существующая пустая среда, в которой располагаются вещи; оно возникает в результате самого распространения различных частей произведения в их взаимном согласии и соперничecтве, так что оно является - или должно было бы быть - всегда полным, преисполненным значимых интенций, устремлений и воздействий, будь то положительных или отрицательных (безмолвие, пустоты, моменты передышки, пробелы и интервалы, оставленные для невыраженного и несуществующего, имеют такую же власть над духом, как и то, что выражено положительно).
Это абсолютно уникальное пространство, для каждого произведения свое, есть зрительное или звуковое воплощение того всеобщего закона соразмерности, в соответствии с которым творческий разум одновременно обнаруживает и скрывает себя и в искусстве, и в природе.
Все это бывает особенно наглядным тогда, когда частями произведения, как, например, в романе, оказываются персонажи в состоянии конфликта, на чьих внутренних глубинах сосредоточен главный интерес. В этом случае поэтическое пространство становится неким миром, число же, или гармоническое распространение, становится витальным порядком - сводящим величайшее разнообразие в единство таинственного замысла, - благодаря которому творческое провидение управляет неким универсумом свободных действователей.
Но, как мы увидим, соразмерность между частями произведения, а также между всеми частями и целым зависит и проистекает от более глубокой и более фундаментальной соразмерности, скрытой в духовной структуре произведения.
6. Теперь мы должны ближе рассмотреть связь трех выявленных нами интенциональных ценностей с творческой интуицией или эмоцией поэта. Я сказал бы, что для творческой интуиции возможны три различных состояния, сообразно духовным сферам, в которых она действует.
____
В духовной сфере, представляющей ее собственный мир - созидательный мрак предсознательной, не-понятийной жизни интеллекта, - поэтическая интуиция находится в чистом, изначальном, природном состоянии, в девственной неприкосновенности, в том состоянии, в каком она даруется Богом. В произведение она переходит через посредство поэтического смысла.
Но по мере развертывания продуктивной деятельности поэтическая интуиция продвигается в «четвертое измерение»; это измерение - ни ширина, ни высота, ни глубина, а степени качественного многообразия в особой перспективе или под особым
углом зрения интеллекта. Так поэтическая интуиция проникает в мир утреннего вИдения интеллекта, или рождающегося логоса.
Там она пребывает уже не в соприродном ей состоянии, а в состоянии, ей чуждом, свойственном произведению как зарожденному в уме, произведению как мыслимому. И тогда определенная объективная виртуальность, которая содержалась в поэтической
интуиции, как бы отделяется от нее и переходит в акт: поэтическая интуиция переходит в произведение через посредство действия и темы.
Как я уже заметил, здесь очень важно понять, что первостепенная роль интеллектуального багажа поэта и объема его приобретенного знания относятся к условию, предварительно требуемому в порядке «материальной причинности». Было бы большой ошибкой приписывать им какую-то другую ценность. Только через поэтическую интуицию, только соединяясь с нею в ее чистом, изначальном состоянии, этот интеллектуальный багаж и это приобретенное знание берут на себя «формальную» роль в художественной деятельности. « ... Характер слов человека в минуту
радости, печали или гнева не может не зависеть от количества и качества тех общих истин, понятий, представлений и слов, их выражающих, которые прежде отложились в его сознании».
Здесь высказана очевидная и основополагающая истина. Но то, что прежде отложилось в сознании, - всего лишь материал, припасы, пища. Сколь бы ни была богата почва, соки земли должны влиться в живой сок деревьев. Даже самые глубокие и самые емкие понятия, алмазы самого мощного разума и всеобъемлющего знания, ни к чему не послужат, если они не доведены до своего рода интенционально-опытного слияния с субъективностью и до состояния текучей, простой и полностью индивидуализированной эмоциональной интуитивности в предсознательном мраке поэтического знания. Все должно пройти сквозь этот созидательный мрак. Без сомнения, в том, что касается используемого материала, из творческой интуиции, сколь бы подлинной она ни
была, не может возникнуть никакое значительное и последовательное действие или тема, если способности души разобщены или расстроены, а ее интеллектуальная ткань изношена либо повреждена. Но действие и тема в произведении ничто, если они не
исходят от изначальной духовности творческой эмоции и поэтической интуиции и не насыщены этой духовностью.
Наконец поэтическая интуиция проникает в сферу дневного зрения интеллекта, или сформировавшегося логоса, - сферу добродетели искусства. Здесь она оказывается в еще более чуждом ей состоянии; теперь она относится к произведению в nроцессе создания. И продуктивные возможности, которые в ней содержались, приведены в актуальное состояние, так как она одушевляет добродетель искусства и обусловливает способы исполнения произведения. Поэтическая интуиция переходит в произведение через посредство числа, или гармонического распространения. И
здесь тоже все законы и правила соразмерности и слаженности ничто, если их не пронизывает скрытый огонь творческой интуиции.
Но тут возникает новый вопрос. Не может ли произойти некоторое разделение или разрыв в момент, когда поэтическая интуиция переходит из первого состояния во второе, оттого что поэтический смысл произведения частично объективируется в действии?
Иными словами, оттого что поэтическое произведение не только есть, но и свершает? Я не считаю, что «красота есть сообразно тому, что она свершает» (утверждение Кеннета Бёрка). Я скорее сказал бы: красота свершает сообразно тому, что она есть (эта формулировка без всяких оговорок приложима к поэтическому творению, или песни как таковой, но, как мы увидим, должна быть смягчена, когда речь идет о драме или pомане). Как и во всяком самостоятельно существующем бытии, сущность - даже когда она дана через поэтический смысл лишь в состоянии рождения или в начальном своем состоянии (как в драме или романе или же в пластических искусствах) - сущность представляет собой тайну более глубокую и непроницаемую, нежели действие, и первое правило действия - свершать сообразно тому, что есть дейcтвyющee. Это правило, я думаю, применимо к поэтическому произведению аналогически. Действие произведения может искажать его поэтический смысл. Если подлинных трагедий так мало, то это потому, что в трагедии преобладает действие и оно грозит перерасти поэтический смысл и вытеснить его. В плохой трагедии, как,
например, в трагедиях Вольтера, есть только действие, но не поэтический смысл; это значит, что действия в ней нет вообще, а есть только интрига. Чудо Софокла, Шекспира и Расина в том, что драма, благодаря поэтическому смыслу, лучится такой сообщительностью, несет в себе столько поэтического знания, обладает
столь свободным и столь автономным существованием, что действие, хотя оно одушевляет целое, кажется воочию зримым чистым движением внутренней песни произведения, слагающейся в душе поэта.
Итак, можно сказать, что в духовной структуре поэтического произведения различие в близости к творческому источнику между поэтическим смыслом, с одной стороны, действием и темой с другой, открывает ДЛЯ действия и темы возможность, ВЫЙДЯ из
под власти творческой эмоции, не согласоваться с поэтическим смыслом и таким образом (поскольку они взаимозависимы) привести к его вырождению или размыванию.
_______
Отсюда явствует, что наиболее важная для произведения соразмерность - это соразмерность между действием и поэтическим смыслом. Именно из этой первичной соразмерности происходит число, или гармоническое распространение (как в музыке гармония происходит от изначальной соразмерности между темой и мелодией), а равно и другие упомянутые выше соразмерности - частей между собой и частей со всем целым, - которыми полнится поэтическое пространство.
Добавлю между прочим, что все эти рассуждения могут помочь нам уточнить критерий различения «самодовлеющих» или «автономных» искусств и искусств «функциональных». В последних произведение - например, лодка - всецело подчинено выполняемой им функции, определяется единственно требованиями его действия (переходного действия) или его употребления. В самодовлеющих же искусствах произведение «субстанциально», или существует само по себе, оно определяется в первую очередь его поэтическим смыслом, и действие его - это, прежде всего, имманентное
действие.
_____
Когда произведение - песнь, его действие есть проявление его сущности; когда произведение получает свою поэтическую сущность от своего действия и своего гармонического распространения, равно как и от своего поэтического смысла, - как в живописи, скульптуре, архитектуре (или в романе), - действие его уже
заключено в самой его сущности.
______
А если произведение еще и функционально, как в архитектуре, то сама эта функциональная ценность предстает как следствие или свойство субстанциальной ценности. Во всяком значительном произведении архитектуры поэтическая сила столь велика, что функциональное назначение оказывается как бы поглощенным самостоятельным существованием или внутренней необходимостью некоего созданного человеком мира; все, что предназначено - с самого начала - для практического использования и для обслуживания человеческих потребностей, предстает лишь как следствие и развертывание внутренних требований такого самостоятельно существующего мира.
Я сознаю приблизительность и предварительный характер положений, выдвинутых в этом разделе. И все же я надеюсь, что они смогут послужить для дальнейших исследований и привлечь внимание к центральным проблемам, нередко остающимся в тени при анализе поэтического произведения, идет ли речь о поэзии
или живописи или же о каком-либо другом из тех искусств, которые принадлежат к «самодовлеющим».
Подведу итог: поэтический смысл, или внутренняя мелодия, действие и тема, число, или гармоническая структура, - это три явления (epiphanies) поэтической интуиции или творческой эмоции, переходящей в произведение.
И в заключение скажу, что исследование внутренних духовных истоков поэтического произведения в душе поэта и основных элементов, образующих саму его духовную структуру, проливает некоторый свет на конкретное соотношение этих трех элементов
с тремя составляющими красоты. Сияние или ясность, безусловно первое, и важнейшее, свойство красоты, представлено в основном (я не говорю - исключительно) в поэтическом смысле, или внутренней мелодии, произведения; целостность - в действии и теме; гармония - в числе, или гармонической структуре.
Другие статьи в литературном дневнике: