Требование к МинКульту защитить памятники Петербурhttp://democrator.ru/problem/4299?p=2 11:47 • 29.03.11 Глубокоуважаемый Александр Алексеевич! В ходе археологических исследований, проведенных в период с 2006 по 2010 годы на территории выявленного объекта культурного наследия «Ниеншанц (Охта I) Шведская крепость 1611-1703: участки культурного слоя, грунтовый могильник» (далее – ВОКН «Ниеншанц – Охта I»), расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Красногвардейская пл. д. 2 (в границах территории, установленной учетными карточками от 20 мая 2003 и 30 марта 2009 г.), были обнаружены следующие объекты, обладающие признаками объектов культурного наследия: Кроме того, на территории, определенной в качестве местонахождения ВОКН «Ниеншанц – Охта I», включённого в утвержденный приказом КГИОП №48 от 10 мая 2001 г. Список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, но находящейся за пределами территории, определенной Учетными карточками от 20 мая 2003 и 30 марта 2009 г., еще в 1993 г. был выявлен могильник XVI – XVII вв. Несмотря на то, что ЗАО «ОДЦ «Охта» отказалось от планов строительства делового центра на территории Охтинского мыса в Санкт-Петербурге, судьба расположенных там многочисленных объектов археологического наследия по-прежнему вызывает тревогу. С началом таяния снега объекты деревоземляной архитектуры подвергнутся воздействию различных агрессивных факторов окружающей среды, что неминуемо приведёт к их порче, разрушению и безвозвратной потере как уникального источника по древней и средневековой истории Невского края. Поэтому все обнаруженные на Охтинском мысу объекты археологического наследия нуждаются в срочной консервации. В отличие от мероприятий по музеефикации памятников, требующих серьёзных финансовых вложений и времени на разработку концепции и методики музеефикации, простая консервация этих объектов путём т.н. «обратной засыпки» грунтом может быть выполнена силами даже небольшого числа энтузиастов под руководством нескольких специалистов и при минимальном бюджете. Так, СЗНИИ «Наследие» – организация, проводившая масштабные раскопки на Охтинском мысу в 2006-2009 гг., – предлагает законсервировать объекты археологического наследия Охтинского мыса за собственный счёт. Проводившая раскопки на Охтинском мысу в 2010 году Охтинская археологическая экспедиция в лице её руководителя к.и.н. Н.Ф. Соловьёвой также выразила готовность законсервировать объекты. Однако собственник участка – ЗАО «ОДЦ «Охта» – не заинтересован в сохранении объектов археологического наследия и препятствует доступу археологов на территорию ВОКН «Ниеншанц – Охта I». При этом у КГИОП Санкт-Петербурга, согласно позиции данного ведомства, отсутствуют полномочия по обязыванию собственника земельного участка допустить археологов для проведения консервации объектов археологического наследия. Более того, собственник участка, желая продать его по максимальной цене, предпринимает действия, направленные на снятие с участка обременения в виде статуса ВОКН. Так, еще в 21.08.2009 под давлением собственника КГИОП радикально сократил границы ВОКН «Ниеншанц – Охта I», исключив из них земельный участок 78:11:6001А:34, принадлежащий ЗАО «ОДЦ «Охта». Это решение было оспорено гражданами, и в декабре 2010 года КГИОП представил в Куйбышевский районный суд решение (от 22.12.2010) об отмене предыдущей корректировки и восстановлении границ ВОКН. Это решение было положено в основу определения суда о прекращении дела в связи с отменой оспариваемого документа. ЗАО «ОДЦ «Охта», участвуя в деле в качестве заинтересованного лица, против прекращения дела по указанным обстоятельствам не возражал. Однако 09.03.2011 в Арбитражный суд Санкт-Петербурга было подано заявление ЗАО «ОДЦ «Охта» о признании незаконным решения КГИОП от 22.12.2010 и снятии обременений с участка. До тех пор, пока объекты археологического наследия не будут включены в Единый государственный реестр объектов культурного наследия, их судьба, статус, формы охраны будут предметом нескончаемых судебных разбирательств. При этом угроза утраты культурных ценностей, археологической информации, содержащейся в объектах Охтинского мыса весьма реальна. Потери, которые понесёт при этом культура народов Российской Федерации, будут, увы, невосполнимы. В силу сложившихся обстоятельств, для реализации консервационных мероприятий необходимо прямое вмешательство Министерства культуры РФ. У Министерства культуры имеются все основания для правового обеспечения мероприятий по консервации памятников. Во-первых, это положения 73-ФЗ, согласно пп. 1 ст. 9 которого «к полномочиям федеральных органов государственной власти в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны ОКН отнесено установление… ограничений при пользовании ОКН и земельными участками…, в пределах которых располагаются объекты археологического наследия». Во-вторых, на сегодняшний день действует утверждённый 30.03.2009 план границ ВОКН «Ниеншанц – Охта I», согласно которому территория Охтинского мыса, на которой расположены упомянутые объекты, входит в территорию ВОКН «Ниеншанц – Охта I». Следует отметить, что паспорт памятника был утверждён ещё 16.02.1998, поэтому оснований для сомнения в статусе объекта не имеется. ВОКН подлежат государственной охране до решения вопроса об их включении или об отказе во включении в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (п. 8 ст. 18 73-ФЗ). Поскольку в соответствии с п. 1 ст. 49 73-ФЗ, собственник участка, на котором расположены объекты археологического наследия, может распоряжаться земельным участком с соблюдением условий, установленных 73-ФЗ для обеспечения сохранности ВОКН, то Министерство культуры вправе установить такие условия в виде обязанности собственника участка не препятствовать проведению консервации объектов археологического наследия. На основании изложенного просим Вас: - дать предписание собственнику земельного участка 78:11:6001А:34 (ЗАО «ОДЦ Охта») о проведении срочной консервации всех раскопов археологических экспедиций, работавших на данном земельном участке; - дать поручение о проведении государственной историко-культурной экспертизы следующих объектов археологического наследия, обнаруженных на Охтинском мысу: стоянок эпох неолита – раннего металла (5-3 тыс. до н.э.) и следов обитания в эпоху бронзы и раннего железного века; древних поселений мысового городища новгородского времени и крепости Ландскрона; фортификационных сооружений городища новгородского времени (рвов); фортификационных сооружений крепости Ландскрона 1300-1301 гг. (рвов, вала, сруба деревянной крепостной башни); древнего поселения крепости Ниеншанц XVII в.; фортификационных сооружений крепости Ниеншанц 1611-1650-х гг. (рвов); фортификационных сооружений крепости Ниеншанц 1650-х – 1703 гг. (рвов, валов и бастионов), остатков каменной постройки, и деревянных сооружений Ниеншанца с целью решения вопроса о включении или отказе во включении их в Единый государственный реестр объектов культурного наследия; - в случае принятия решения о включении археологических памятников в Единый государственный реестр объектов культурного наследия дать поручение об определении зон охраны этих памятников. Сокуров Александр Николаевич Кинорежиссер, заслуженный деятель искусств РФ, член Совета по культуре и искусству при Президенте РФ Приложение: полный текст Заключения комиссионной историко-культурной археологической экспертизы, проведённой на основании Определении о назначении комиссионной историко-культурной археологической экспертизы от 16.02.2010, вынесенного Куйбышевским районным судом Санкт-Петербурга по гражданскому делу №2-737/10. Размещение и подписи: © Copyright: Иг Финн, 2011.
Другие статьи в литературном дневнике:
|