Рекомендации по искусству хайку
Автор Сусуми Такигучи. Перевод Ирины Ваци, за что Ирине большое спасибо.
* Старайся писать хайку только о том, что случилось с тобой, избегая ложных или воображаемых ситуаций или сценок.
* Старайся писать хайку только тогда, когда ты глубоко взволнован, испытываешь настоящее вдохновение и ощущаешь поэтическую связь с темой или предметом, то есть не фальшивишь в чувствах.
* Старайся писать сразу, немедленно после "хайку-ощущения", не откладывая на потом. Редактирование и изменения - существенная часть процесса написания хайку, но не стоит растягивать его во времени или разрабатывать излишне детально. Если не пишется легко, забудь об этом и займись чем-нибудь другим.
* Старайся отказываться от клише и банальностей в выражениях и словах, если они используются снова и снова многими поэтами хайку.
* Старайся отказываться от приукрашивания или "накладывания толстым слоем", даже если нашел блестящую идею. Будь в своих стихах простым, откровенным, ясным, прямым и скромным.
* Старайся не объяснять. Хайку - не наука, и не нуждается в объяснении и толковании, если оно удалось.
* Старайся не заниматься осмысливанием, размышлениями, философствованием. Не морализируй и не теоретизируй.
* Старайся не сообщать, а выражать.
* Старайся не быть слишком умным и хитрым, прибегая к бесполезным уловкам и ухищрениям, супер-остроумным и самонадеянным, неискренним и самовлюбленным, излишне оригинальным и таинственным, скрытным и эзотерическим.
В хайку важна только естественность.
* Старайся "не обнажаться", не выдавать свои субъективные ощущения: "я счастлив", "я доволен", "мне грустно", "одиноко", "радостно", "весело"... Чувства выражаются через конкретные образы, объекты, предметы - пусть они говорят вместо тебя.
* Старайся сохранять некоторую отстраненность (отрешенность) даже в самых драматических и трагических обстоятельствах. Это не значит быть холодным и жестким, но и обнажать нищету и страдания не стоит - помни, что хайку произошло от haikai no renga, а потому ирония и чувство юмора необходимы для сохранения духа хайку.
* Старайся не копаться в мелочах, не объяснять детали, а стремись дать основу (самое существенное, важное, необходимое), полагаясь на читательское воображение.
Если в твоем хайку есть глубокое чувство, то твое хайку будет глубоким. Если ты сам труден для взаимопонимания, то и твое хайку будет трудно понять.
Хорошее хайку происходит от всего тебя, так же как красивое пение исходит от всего певца, от мироощущения, от разума, души, от жизненного опыта.
http://granquin.livejournal.com/180224.html
Другие статьи в литературном дневнике:
- 25.10.2016. Рекомендации по искусству хайку