У меня не осталось ни одного врага...

Оленька Лазарева: литературный дневник

Памяти Антуана де Сент-Экзюпери.


31 июля 1944 года из разведывательного полета не вернулся выдающийся летающий писатель — Антуан де Сент-Экзюпери. Его самолет пропал в ходе боевого вылета с целью проведения аэро-фотосьемки районов в Савойе, через которые предстояло продвигаться войскам антифашистской коалиции после их высадки на средиземноморском побережье. Много десятилетий не было известно даже примерное место его падения. Оно было случайно обнаружено в 1998 году близ Марселя, когда сети рыбака извлекли со дна моря браслет-цепочку, на которой были выбиты имена Сент-Экзюпери и его жены Консуэло.


Однако это не раскрыло обстоятельств гибели военного летчика. Лишь в 2008 году некто Хорст Рипперт – 88 летний ветеран Второй мировой войны, бывший пилот германских военно-воздушных сил признался, что это он 31 июля 1944 года сбил в упомянутом районе французский самолет. Бывший гитлеровец сказал также, что если бы он знал, что вражеский самолет пилотирует Сент-Экзюпери, то он не стал бы его сбивать, поскольку в молодости он читал и обожал его книги.


Данная статья впервые была опубликована на одном из исламских порталов. По какой же причине Антуан де Сент-Экзюпери, человек из прошлого, казалось бы, далекий от какой-либо исламской составляющей стал темой для статьи на исламском портале?
Прежде всего нужно сказать, что он прожил честную жизнь и в своих книгах прославил силу человеческого духа, благородство его труда и красоту окружающего мира, который он открывал для себя и для своего читателя с высоты. Его книги создают в читателе удивительное настроение, когда вдруг начинаешь видеть в простых и знакомых вещах неожиданную глубину и мудрость.


Безусловно, Экзюпери был одаренным мастером чувства и слова и не удивительно, что в его творчестве чувствуется присутствие живого дыхания Создателя, вдохновлявшего своего романтичного посланника к людям и говорившего с человечеством через его книги. Экзюпери писал:


«Земля помогает нам понять самих себя, как не помогут никакие книги. Ибо земля нам сопротивляется. Человек познает себя в борьбе с препятствиями. Но для этой борьбы ему нужны орудия. Нужен рубанок или плуг. Крестьянин, возделывая свое поле, мало-помалу вырывает у природы разгадку иных ее тайн и добывает всеобщую истину. Так и самолет - орудие, которое прокладывает воздушные пути, - приобщает человека к вечным вопросам» (Планета людей).


Антуан де Сент-Экзюпери не просто писатель-гуманист, сочинявший свои произведения в кабинетной тишине. Он – труженик и воин, сохранивший веру в великое предназначение человека, пребывая в труде ли, в горниле войны ли, среди огня, крови и смерти. В книге «Планета людей», есть эпизод, в котором такое обыденное событие, как доставка служащих аэропорта и пилотов на вахтовом автобусе вдруг становится для Экзюпери моментом глубокого озарения и понимания смысла человеческого бытия:


«Я прислушивался к разговорам вполголоса. Говорили о болезнях, о деньгах, поверяли друг другу скучные домашние заботы. За всем этим вставали стены унылой тюрьмы, куда заточили себя эти люди. И вдруг, я увидел лик судьбы.


Старый чиновник, сосед мой по автобусу, никто никогда не помог тебе спастись бегством, и не твоя в том вина. Ты построил свой тихий мирок, замуровал наглухо все выходы к свету, как делают термиты. Ты свернулся клубком, укрылся в своем обывательском благополучии, в косных привычках, в затхлом провинциальном укладе, ты воздвиг этот убогий оплот и спрятался от ветра, от морского прибоя и звезд. Ты не желаешь утруждать себя великими задачами, тебе и так немалого труда стоило забыть, что ты - человек. Нет, ты не житель планеты, несущейся в пространстве, ты не задаешься вопросами, на которые нет ответа: ты просто-напросто обыватель города Тулузы. Никто вовремя не схватил тебя и не удержал, а теперь уже слишком поздно. Глина, из которой ты слеплен, высохла и затвердела, и уже ничто на свете не сумеет пробудить в тебе уснувшего музыканта, или поэта, или астронома, который, быть может, жил в тебе когда-то».


По роду своей национальной и профессиональной принадлежности Экзюпери, будучи пилотом почтовой авиации, много времени провел в Северной Африке, общаясь с представителями различных племен, исповедующих ислам. В его произведениях можно найти много сюжетов о нравах, характере, жизни, представлениях и быте туарегов, берберов, арабов-бедуинов и чернокожих мусульман:


«Каждый день я пил чай в шатре у какого-нибудь мавра. Сняв обувь, я растягивался на толстой кошме (единственная роскошь в обиходе кочевника, основа, на которой ненадолго возводит он свое жилище) и любовался плавной поступью дня. В пустыне всем существом ощущаешь, как идет время. Под жгучим солнцем держишь путь к вечеру, когда прохладный ветер освежит и омоет от пота усталое тело. Под жгучим солнцем дорога ведет животных и людей к этому великому водопою столь же неуклонно, как к смерти. Праздность - и та обретает смысл. И каждый день кажется прекрасным, подобно дороге, ведущей к морю».


Представитель Франции, колонизовавшей североафриканские просторы, Экзюпери, тем не менее, без злобы и высокомерия относится к людям, населяющим эти земли. В его описаниях они предстают гордыми, непокорными воинами, и одновременно – несколько наивными и простодушными, как дети:


«В Сахаре мы сталкивались с непокорными племенами. Они появлялись из таких глубин пустыни, куда нам не было доступа, мы только пролетали над ними; осмелев, мавры даже заезжали в Джуби или Сиснерос: купят сахарную голову либо чай и опять канут в неизвестность. Во время этих наездов мы пытались хоть кого-то из них приручить. Иногда, с разрешения авиакомпании, мы брали в воздух какого-нибудь влиятельного вождя и показывали ему мир с борта самолета. Не мешало сбить с них спесь - ведь они убивали пленных даже не столько из ненависти к европейцам, сколько из презрения. Повстречавшись с нами где-нибудь в окрестностях форта, они даже не давали себе труда браниться. Просто отворачивались и сплевывали. А столь горды они были оттого, что мнили себя всемогущими. Не один такой владыка, выступая в поход с армией в триста воинов, повторял мне: «Скажи спасибо, что до твоей Франции больше ста дней пути...».


Пустыня не раз испытывала Экзюпери на прочность и многому его научила. Однажды пилотируемый им почтовый самолет разбился в Сахаре. Запасов воды и пищи не было. Впереди экипаж ожидала лишь мучительная смерть. Но Всевышний провел писателя через это испытание чтобы он осознал каким великим даром является для человека простая вода. И летчик, покорный и смиренный перед своим Создателем написал о воде такие строки, которые звучат как молитва благодарности Всевышнему:


«Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобою наслаждаешься, не понимая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь. С тобой во всем существе разливается блаженство, которое не объяснить только нашими пятью чувствами. Ты возвращаешь нам силы и свойства, на которых мы уже поставили было крест. Твоим милосердием снова отворяются иссякшие родники сердца.


Ты - величайшее в мире богатство, но и самое непрочное - ты, столь чистая в недрах земли. Можно умереть подле источника, если в нем есть примесь магния. Можно умереть в двух шагах от солончакового озера. Можно умереть, хоть и есть два литра росы, если в нее попали какие-то соли. Ты не терпишь примесей, не выносишь ничего чужеродного, ты - божество, которое так легко спугнуть... Но ты даешь нам бесконечно простое счастье».


Однако уроки Всевышнего на этом не закончились. Экзюпери и его напарник были спасены простым кочевником, далеким от цивилизованности по европейским меркам. Писатель делится драматическими воспоминаниями о том, как они увидели на горизонте человека на верблюде. Бедуин медленно следовал своей тропой, не видя двух умирающих от жажды людей на песке, а те в свою очередь, лишь хрипели, будучи не в силах привлечь внимание бедуина криком… Чтобы пережить весь драматизм этого момента следует взять в руки книгу Экзюпери и окунуться в повествование. А здесь я приведу лишь несколько слов автора, из которых видно, что великие духовные сокровища добываются человеком в изнурительном противостоянии смерти:


«А ты, ливийский бедуин, ты - наш спаситель, но твои черты сотрутся в моей памяти. Мне не вспомнить твоего лица. Ты - Человек, и в тебе я узнаю всех людей. Ты никогда нас прежде не видел, но сразу признал. Ты - возлюбленный брат мой. И я тоже узнаю тебя в каждом человеке.


Ты предстал передо мною озарении благородства и доброты – могучий повелитель, в чьей власти напоить жаждущих. В тебе одном все мои друзья и все недруги идут ко мне на помощь, у меня не осталось в мире ни одного врага».


Антуан де Сент-Экзюпери прожил всего 44 года. Этот удивительный писатель, умеющий передать тончайшие движения человеческой души, погиб смертью воина. Но его книги всегда будут служить людям и помогать им видеть красоту нашего мира и осознавать свое высокое предназначение.


Источник: Исторические личности.



Другие статьи в литературном дневнике: