Корректировка.

Галина Лебединская: литературный дневник

­­Человек за бортом (зарисовки с натуры)


1.Танки в городе


Уже лет пятнадцать Фёдор Небогатов жил за городом. А что ещё надо отставному подполковнику танковых войск? Чистый воздух, зелень, родниковая вода. Да и город близко. Полчаса на автомобиле.
С самого утра отставной танкист взялся за газонокосилку. Сидеть без дела Фёдор не любил, и уже к девяти утра запах свежескошенной травы пьянил и придавал крепости уверенным рукам, готовым сладить с покосом и по старинке, с помощью отцовской косы. Только кто же сейчас так стрижёт газоны? Фёдор вспомнил сенокос в студенческом стройотряде. Но его отвлёк телефонный звонок. Звонила соседка по лестничной площадке его городской квартиры. Бабушка Люда. Старушка восьмидесяти двух лет, которой Фёдор иногда помогал по старой памяти, приезжая в город.
– Феденька, ты сегодня в город не собираешься?
– Да нет. Не собирался. А что?
– Жалко. Я тут в поликлинику записалась к терапевту. Да ноги совсем не ходят. Хоть и рядом, а не дойду. Думала, если ты в город приедешь на машине, так подвёз бы меня. Мои-то все заняты, работают.
– Раз такое дело, тётя Люда, конечно, приеду.
Спустя двадцать минут Небогатов завёл свой старый Фольксваген, который почему-то всегда звал "трофейным танком", и помчался в город. Поднявшись по привычке без лифта на шестой этаж, он увидел тётю Любу с огромным рюкзаком у ног.
– А это зачем?
– Меня, Феденька, могут сразу из поликлиники в больницу направить. Совсем плохи у меня дела. Вот я и собралась на всякий случай.
Небогатов без лишних расспросов закинул рюкзак себе на спину, и они с тётей Любой потихоньку направились у лифту.
В поликлинике Фёдор с тётей Любой просидели чуть больше часа и, толкаясь в разных очередях, получили заветное направление на госпитализацию в следующую среду. Что поделать? Всё же не отказали. Значит, теперь назад, домой.
Уже у самого подъезда тётя Люба долго рылась в сумочке в поиске ключей от домофона. Нервничала и чуть не плакала.
– Может, позвонить к соседям? Нас же с вами все здесь знают, - предложил Фёдор.
– Можно и к себе домой. Только не стоит, - ответила тётя Люба.
– А разве у вас кто-то есть дома?
– Конечно. Внук Артём из института вылетел, дома сидит. Да и второй внук Арсений на каникулах. Тоже дома.
– Так почему же они дверь не могут открыть? Я уж не спрашиваю про поход в поликлинику.
– Они заняты. Не любят, когда их отвлекают. Играют в танки на компьютере.
Небогатову очень сильно захотелось прямо сейчас ввязаться в нешуточный танковый бой и надрать кому-то уши, но тётя Люба нашла ключи.
А в среду Фёдор отвёз тётю Любу в больницу на своём "трофейном танке". А кому же ещё? Все остальные были "заняты".


2. Д’Артаньян и Констанция


Нескончаемый людской поток вытекал из подземного перехода и растворялся в прилегающих улочках. Лишь изредка от этого потока ненадолго отделялись одна-две фигуры, чтобы задержаться у овощных палаток и снова влиться в этот бесконечный марафон. Статичными оставались только груды овощей, гранитный парапет подземного перехода и нищий слепой старик, в чудаковатой широкополой шляпе, за которую торговцы помидорами прозвали его Д’Артаньяном.
Мелкий моросящий дождик ещё больше размывал чёткость линий и оттенки этой повторявшейся изо дня в день незатейливой городской картины. Д’Артаньян и вправду сильно смахивал на книжного мушкетёра, благодаря длинным чёрным волосам, но был раза в три старше бесшабашного повесы из романа Дюма. Кроме того, врождённая слепота наложила на его лицо отпечаток тоски и робости, которые были совсем не свойственны молодому гасконцу.
Как все слепые от рождения люди, он никогда не видел себя в зеркало и потому не контролировал выражения своего лица. Когда он подрагивал от холода, на его лице появлялась страдальческая гримаса, а резкий окрик в толпе тут же отражался на лице Д’Артаньяна секундным выражением испуга.
Дела у Д’Артаньяна сегодня шли неважно. Точнее, они шли у него плохо всегда, но сегодня старик понимал, что не соберёт на вожделенную пачку пельменей к ужину и будет довольствоваться быстрой лапшой. Он то и дело придвигал к себе белой металлической тростью картонную коробку, стоящую на асфальте у его ног, и шарил в ней рукой в поисках монет. Вот уже час на дне коробки оставались всё те же две холодные десятирублёвки.
Всё шло к тому, чего так не любил делать Д’Артаньян, но сегодня без этого, видимо, уже не обойтись. Нужно начинать просить.
– Пожалуйста, – произнёс хриплым голосом старик и закашлялся, – подайте слепому Христа ради.
Голос, казавшийся самому Д’Артаньяну громким, утонул в шуме людского потока и дождя.
– Пожалуйста, – старик повысил голос, – на еду инвалиду, – Д’Артаньян протянул вперёд сморщенную, маленькую, как у ребёнка, ладонь. Проплывающая мимо человеческая масса уткнулась в телефоны, закрыла уши гарнитурами, неслась мимо, поправляя на ходу модные шарфики и воротники кожаных курток.
Старик вжал голову в плечи и поёжился от холода.
– Прошу вас, люди, – произнёс Д’Артаньян тихо, уже без особой надежды.
Из толпы к старику вырулило нечто, походящее на знак вопроса, зажатый между двух велосипедных колёс. От этой скрюченной фигуры тянулись несоразмерно длинные руки, ловко крутившие колёса своей инвалидной коляски. Два чуть раскосых серых глаза уставились на Д’Артаньяна.
– Ты хочешь есть? – голос выдал в обладательнице коляски девушку.
– Да. Очень хочу. Не дадите ли мне немного денег?
– Тебя как зовут-то, дедушка?
– Здесь зовут Д’Артаньян.
Вопросительный знак хихикнул и подкатился ближе.
– В таком случае меня — Констанция. Я живу тут неподалёку, во дворце Лувр, и у меня на парадной лестнице очень неудобный пандус. Ты не мог бы закатить меня домой? Сегодня очень устали руки. Просто толкай меня вперёд, а я буду говорить тебе, где направо , а где налево.
– Я не уверен, что у меня получится. Может, тебе лучше попросить кого-то зрячего?
– Не вижу здесь зрячих! Они все меня не замечают, а я не хочу видеть их. Поехали, я накормлю тебя. Вчера целую кастрюлю борща сварила, одна не съем.
Д’Артаньян неуверенно покатил впереди себя Констанцию. Он думал о горячем борще. Она отдыхала, сложив руки на груди. А нескончаемый поток уткнувшихся в гаджеты людей продолжал вытекать из подземного перехода и растворяться в прилегающих улочках.


Подолжение следует.




"Труба". Мини-комедия в трёх действиях



­"Труба" (комедия в трёх действиях)


Действующие лица:
Максим Петрович Распрягаев – директор управляющей компании "Созвездие";
тучный мужчина средних лет.
Зоя – секретарь директора; молодая, симпатичная девушка.
Дина Львовна – главный бухгалтер; пышная дама бальзаковского возраста. Одета причудливо. С претензией на экстравагантность.
Рогов – программист.


Действие первое. Кабинет директора управляющей компании "Созвездие". Обставлен солидно. Директор Распрягаев сидит за большим столом. За его спиной — стеллажи с многочисленными кубками, вымпелами за победы в соревнованиях.


Распрягаев. Где этот бездельник Рогов? Почему у меня до сих пор интернет подвисает?( Барабанит всей пятернёй по клавиатуре.)


Зоя. За ним уже послали, он будет ровно через десять минут.


Распрягаев (повышает голос). Да что мне ваши десять минут? Десять минут! Вы понимаете, что такое в нашей работе десять минут? В где работаете вообще? Вы забыли, где вы работаете?


Зоя. В управляющей компании "Созвездие".


Распрягаев. Вот! (Поднимает руку над головой и трясёт указательным пальцем.)
В управляющей компании "Созвездие"! Понимаете? "Созвездие"! Это управляющая компания, между прочим. Нам доверяют тысячи людей. А у вас десять минут туда, десять минут сюда.


Зоя. Я всё понимаю, Максим Петрович. Я горжусь, что работаю в такой престижной управляющей компании. Мой коуч говорил мне, что если я смогу работать здесь, то, значит, смогу работать уже везде.


Распрягаев. Что значит везде?.. Я вас спрашиваю, что значит везде? Вы понимаете, что такое "везде" и что такое "здесь"? Здесь вам не "везде"! У нас нагрузки сумасшедшие! Понимаете? Нагрузки, как у пилотов сверхзвуковых самолётов!


Зоя. У них не нагрузки. У них перегрузки.


Распрягаев. Да, что вы понимаете в нагрузках и перегрузках? Кстати, почему я не вижу здесь Селиванова и Борисова? Они вообще на часы смотрят когда-нибудь? Нам через тридцать пять минут начинать, а их ещё нет на месте. Они забыли, как на прошлой неделе по их милости мы сорвали мероприятие? Нет, ну это просто труба.


Зоя. Максим Петрович, давайте я вам ещё кофе принесу. Мой коуч говорит, что кофе хорошо снимает напряжение во время работы.


Распрягаев. Несите кофе. Что вы ещё можете сделать? Только кофе и умеете носить. И, пожалуйста, сделайте так, чтобы во время мероприятия ваша кофе-машина опять не засорилась и кофе на моём столе оказался без таких промедлений, как в прошлый раз. Мы всё-таки в управляющей компании работаем, а не где-нибудь.


Зоя. Не волнуйтесь, Максим Петрович, в этот раз я хорошо подготовилась и не подведу вас.


Распрягаев. Мы сто пятьдесят тысяч потратили на эту кофе-машину. А она у вас засоряется в самый ответственный момент. Как сделать, чтобы этого не происходило? За триста тысяч кофе-машину купить? Давайте купим за триста.


Зоя. Да я уже инструкцию прочитала до конца. Там просто столько текста! И на китайском, и на венгерском, и на казахском, и на... (Загибает пальцы, глядя в потолок.)


Распрягаев. Не надо мне все языки мира перечислять! Вы на русском прочитали?


Зоя (обиженно). Разумеется. Мой коуч, кроме всего прочего, обучал меня технике быстрочтения и скоростного усвояния... нет, присвоения... нет, усвоения. Вот!
(Уходит из кабинета готовить кофе.)


Распрягаев (в зал). Вообще труба. Невозможно работать. Что за народ пошёл? Где профессионалы? (Встаёт из-за стола.) Где ответственность? Где ответственность, я спрашиваю? А где тщательное планирование? Это что планирование? Это подготовка? Интернет подвисает, кофе-машина засоряется. Боже, как мы в космос-то до сих пор летаем с таким профессионализмом? Нет, вы видели? (Обращается в зал.) Инструкцию ей коуч помог дочитать. Ну как работать в такой обстановке? Как управляющей компании выполнять серьёзные задачи? Просто труба какая-то.


Зоя (входит с подносом и чашкой кофе). Пожалуйста, Максим Петрович. Всё прекрасно получилось.


Распрягаев (садится в директорское кресло). Скажите мне, Зоя, а что у нас со связью? Межгород у нас оплачен? Если мне срочно нужно будет связаться с Поликарповым? Вы опять будете до него десять минут дозваниваться?


Зоя. Нет, что вы, Максим Петрович! Я уже связалась с ним сегодня утром и попросила быть постоянно на связи во время мероприятия. Только, пожалуйста, не нервничайте. Вам нельзя нервничать перед таким ответственным делом.


Распрягаев. Ну, хорошо. А что у нас творится с оплатой счетов? Где Дина Львовна? Почему железо, заказанное неделю назад, было оплачено только вчера? Мы вообще можем выполнять поставленные задачи оперативно?


Зоя. Там были сложности с банком. Я точно не знаю подробностей, но, если хотите, я сейчас приглашу Дину Львовну, и она сама вам объяснит.


Распрягаев. Зовите мне её сюда. Совершенно невозможно работать. Вы понимаете, что из-за таких задержек я не смог провести полноценную модернизацию наших инструментов?


Зоя. А я-то здесь при чём? (Удивлённо поднимает брови и трогает чашку с только что сваренным кофе.) Кофе горячий.


Распрягаев. Идите уже, наконец, зовите мне Дину Львовну!
(Звонит по телефону, с кем-то ругается. В его речи проскальзывают фразы: "Горячей воды нет", "Жалуйтесь сколько угодно", "Вы сами голосовали за нашу управляющую компанию", "А я говорю, голосовали!", "Ну и что? Значит, из Магадана голосовали дистанционно", "Да и с острова Врангеля тоже могли", "Не мешайте работать!", "Да, я работаю, представьте себе"... В кабинет входит Дина Львовна.)


Дина Львовна. Максим Петрович, здравствуйте (поправляет пышный парик на голове)!


Распрягаев. Вы понимаете, что вы сделали?


Дина Львовна. Я всё понимаю, но у меня не было возможности быстрее оплатить счета, о которых вы так переживаете.


Распрягаев (срывается на визгливый крик). Сегодня одиннадцатое число, а у меня команда не экипирована! Что вы такое говорите?


Дина Львовна. Да ничего с вашей командой не случится. Вы мне лучше другое скажите... Где Селиванов и Борисов?


Распрягаев. Что значит, "где Селиванов и Борисов"?


Дина Львовна. Вот я у вас спросила. Где Селиванов и Борисов?


Распрягаев. Я здесь — директор управляющей компании "Созвездие". И это я у вас должен спросить, где Селиванов и Борисов.


Дина Львовна. То есть вы, директор управляющей компании "Созвездие",
не знаете, где Селиванов и Борисов?


Распрягаев. Да, я не знаю, но очень хотел бы сейчас знать, где они!


Дина Львовна. А я вам сейчас расскажу. Я расскажу вам, где они. Я вам всё про них расскажу.


Распрягаев. Так рассказывайте, чёрт вас подери!


Дина Львовна. Вот скажите мне, они у нас женатые?


Распрягаев. Откуда я знаю!


Дина Львовна. А я вам докладываю, они неженатые.


Распрягаев. Ну и что с того, что они неженатые?


Дина Львовна. А скажите, Максим Петрович, они пьющие?


Распрягаев. Не знаю. Впрочем, непьющие, конечно. У нас, в управляющей компании, все непьющие. (Убирает с полки начатую бутылку с коньяком под стол. Из под стола раздаётся звон покатившихся бутылок.)


Дина Львовна. А вы видели, чтобы кто-то из них к Зойке приставал?


Распрягаев. Не видел. Что вы мне зубы заговариваете?


Дина Львовна. И я никогда не видела! Зато я видела другое.


Распрягаев. Что вы видели?


Дина Львовна. Шоу вчера по телевизору видела!


Распрягаев. Причём здесь шоу? Что вы несёте?


Дина Львовна. А притом... Вчера по телевизору показывали. Там такие же двое. Непьющие, неженатые, одеты с иголочки и девками длинноногими не интересуются.


Распрягаев. А чем интересуются?


Дина Львовна. Друг другом очень интересуются.


Распрягаев. Да иди ты?! (Прикрывает рот рукой, выпучив глаза.) То есть идите вы... Идите, счета оплачивайте на покупку программного обеспечения, я вам говорю.


Дина Львовна. Я-то оплачу. Только вы знайте, с кем вы своё серозное мероприятие затеваете... (Уходит.)


Распрягаев. Вообще труба! Уволю к чёртовой матери обоих. Нет. Сначала мероприятие сегодня проведём, а потом уволю. Всё-таки в ответственном деле без них никак не справиться. Надо же, орлы! Ты подумай только? А я смотрю, что их всё нет и нет? А они вон оно что... Вот орлы. Голуби (стучит по клавиатуре всеми десятью пальцами). Ну где интернет? Через двадцать минут мероприятие начинается, а у меня интернета нормального нет! Где этот бездельник Рогов? Это труба вообще. Что делать? Просто труба!


Действие второе. Офис той же управляющей компании. За столами сидят сотрудники. У двери с табличкой "Директор" сидит секретарша Зоя. Из кабинета директора выходит Дина Львовна.


Дина Львовна. Скажите мне, Зоя, что вы думаете о Селиванове и Борисове?


Зоя. А что я о них могу думать? Вернее, я могу думать. Мой коуч сказал, что я должна думать.


Дина Львовна. Я спросила, что именно вы о них думаете?


Зоя. А, о них... Да ничего. Обычные мужики. Слесаря-сантехники. Меня такие не интересуют. У одного, кажется, машина "Лада Ларгус", а у другого вообще "УАЗ". Колхоз какой-то. Вот если бы "Бугатти" или хотя бы "Порш"! Мужчина на "Бугатти", — произносит мечтательно глядя вдаль, — это так интересно...


Дина Львовна. Вот видите! Они вас не интересуют. А вы их не интересуете. Знаете почему?


Зоя. Да мне в общем-то всё равно. Хотя любопытно. Почему?


Дина Львовна (наклоняется к уху Зои и что-то шепчет). Вот!


Зоя. Абббаалдеть!


Дина Львовна. А ещё у Максима Петровича кот сбежал. Догадываетесь, по какой причине?


Зоя. Не прошёл аттестацию в управляющую компанию "Созвездие"?


Дина Львовна. Нет. Потому что Максим Петрович на него орёт. Он вообще на всех орёт. И на кота тоже. Вот кот и сбежал. Я его недавно на помойке встретила. Думаю, он или не он? Позвала его: "Черныш, Черныш, Черныш", — а тот бежать. Понимаете? Даже имя своё ему противно. Вот до чего Максим Петрович может человека довести. Вернее, кота. А уж человека тем более. Ладно, пойду в ИТ отдел.
(Перемещается в другой конец сцены, где программист Рогов, длинноволосый человек со скучающим видом раскладывает пасьянс на компьютере. Монитор повёрнут в зал.)


Зоя (вдогонку Дине Львовне). Как мне такой лак для ногтей? Идёт?


Дина Львовна. А что коуч сказал?


Зоя (обиженно). Он ещё не видел.


Дина Львовна (Рогову, раскладывающему пасьянс). Вы представляете, коллега, у нашей кассирши Степаненко младшая дочка не похожа ни на своих старших сестёр, ни на отца! (Рогов безразлично пожимает плечами.) Зато вылитая копия Борьки- тракториста! Вы посмотрите, какой у неё нос! Это же Борька-тракторист! Ей-богу. В какое время мы живём? Сколько шокирующей информации! (Рогов безразлично пожимает плечами.) А Селиванов и Борисов? Вы про них слышали? Они же вообще... (Наклоняется и шепчет на ухо длинноволосому, тот безразлично пожимает плечами.) Вот до чего люди в наше время докатились! (Уходит обратно в сторону приемной директора и оборачиваясь бросает Рогову.) А Максим Петрович кота своего замучил до смерти. (Проходит мимо Зои. Берёт у неё со стола какие-то бумаги. Обращается уже к ней.) Вы видели младшую дочку кассирши Степаненко?


Зоя. Нет. А что?


Дина Львовна. Вылитый Борка-тракторист!


Зоя. Какой кошмар! Такая страшная, да? (Хватает помаду. Красит губы.)


Дина Львовна. В какое время мы живём?! Сколько шокирующей информации! (Уходит в кабинет к директору.)


Действие третье. Кабинет директора. Декорации первого действия. Максим Петрович Распрягаев разговаривает по телефону. Заходит Дина Львовна. Кладёт бумаги на стол.


Распрягаев (в трубку мобильника). Да плевать я хотел на вашу аварию. Вентиль перекройте и пулей сюда. Сейчас ответственное мероприятие начинаем, а вас нет на месте! Что? Дом без воды останется? В Сахаре вообще воды не бывает, и живут как-то люди!.. Сами вы верблюды! Чтобы через десять минут здесь были оба!


Дина Львовна. Не волнуйтесь так, Максим Петрович. Всё пройдёт нормально. Подпишите вот здесь (суёт бумаги). Вот у Степаненко вообще младшая дочь на Борьку-тракториста похожа и ничего. Живут как-то люди.


Распрягаев. Нормально?! (Срывается на визгливый крик.) Как тут может быть нормально, когда Селиванова и Борисова до сих пор на месте нет? Труба у них там, понимаешь, лопнула!


Дина Львовна. И вот здесь тоже подпишите (суёт новые бумаги). Это за кофе-машину. Вы представляете? Малышка – вылитая копия Борьки-тракториста! В какое время мы живём? Сколько шокирующей информации! Ну что? Вы начинаете мероприятие? Я тогда вам сегодня больше не нужна, домой побегу. Там сейчас шоу по телевизору начнётся.


Распрягаев (хватается трясущейся рукой за мобильник). Алё, Петраков? Спасай, дружище! У меня через пятнадцать минут всё начнётся, а мои ребята совсем не готовы. У нас снарядов мало. Скорострельность ни к чёрту. А нам бы сегодня боевой пропуск получить. Мы уже несколько раз учебную миссию прошли. Дальше пора лутбоксы завоёвывать. Мне бафф какой-нибудь или спелл хороший, а? Дружище, ну хоть мувлист свой скинул бы мне... Кровь из носа сегодня дэш мне нужен, иначе фаталити.


Голос из телефонной трубки. Прости, друг, но я всё жду, когда разрабы пофиксят Cyberpunk 2077. Точно так же не брал на старте Kingdom Come. Держу в уме сюжетные аддоны: хотелось бы познакомиться с историей сразу целиком. Пока не решил, буду проходить по стелсу или палить из всех пушек.


Распрягаев (устало бросает на стол мобильник, изнеможенно опускается в кресло). Это труба (достаёт из-под стола недопитую бутылку коньяка). Всё пропало. Нет смысла начитать бой с таким оружием. (Звонит мобильник.) Ало! Селиванов? Вентиль закис, не перекрывается? Дом заливает? Ну заварите там всё на хрен! У меня нет сегодня сил разбираться. Да. Не мой день сегодня, видимо. Просто труба какая-то. (Бросает трубку. Выпивает коньяк залпом.)


Дина Львовна (проходит через сцену уже в пальто и разговаривает по мобильному телефону). Ало, доченька? Ты представляешь, от нашего директора кот сбежал из-за жестокого обращения. Он же у нас орёт на всех постоянно. Что? С внуком вечером посидеть? Не могу я, дочка, очень за день устаю. В наше время столько шокирующей информации! Я еле справляюсь, ты же знаешь! Тем более шоу сейчас начнётся, которое утром не повторяют. То, что повторяют, я завтра на работе посмотрю. А это не повторяют. Так что я тебе не помогу. Нет. А ещё у нас тут Селиванов и Борисов… Что, некогда тебе? Ну вот. (Убирает мобильник и произносит в зал.) Совсем дети перестали пожилым родителям внимание уделять. В какое время мы живём? Как трудно жить в потоке шокирующей информации…


Занавес








Другие статьи в литературном дневнике:

  • 17.07.2024. Корректировка.