К Дню Рождения Владимира Высоцкого
Владимир Семёнович Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве. Прожив всего 42 года, оставил яркий неповторимый след в поэзии. Кроме этого, он талантливый актёр театра и кино, автор-исполнитель, прозаик, сценарист, заслуженный артист РСФСР (1986, посмертно), лауреат Государственной премии СССР (1987, посмертно).
Интересно происхождение Высоцкого. Дед по отцовской линии — Вольф Шлиомович Высоцкий был образованнейшим человеком: у него 3 высших образования: экономическое, юридическое, промышленное.
Отец окончил Военную академию связи. Герой Великой Отечественной войны, кадровый военный Семён Владимирович — кавалер более чем двадцати орденов и медалей. Алексей Владимирович, брат отца, также военный, писатель, сценарист-документалист. Маленькому Володе было с кого брать пример…
Однако детство запомнилось не безоблачным. Война, эвакуация. Особенно тяжёлой, по воспоминаниям мамы Нины Максимовны Высоцкой, была первая зима, когда столбик термометра снижался до пятидесятиградусной отметки.
Летом 1943 года Владимир с матерью возвратился в Москву. К тому времени родители Высоцкого уже знали, что их брак фактически распался. Годом ранее в жизни отца появилась Евгения Степановна Лихалатова. Развод родителей остался в памяти сына и в строчках песен.
Второе замужество матери было неудачным: отчим любил приложиться к рюмке. Семён Владимирович всё сделал, чтобы забрать сына в новую семью. В дальнейшем – служба отца в Германии.
Вторая жена отца, Евгения Степановна, больше других поощряла поэтические пробы мальчика. Не прошло бесследно и увлечение матери театром, к которому она прививала любовь сыну. В ГДР по месту службы отца, Володя продолжает учёбу, занимается музыкой, обучаясь игре на фортепиано.
В Москву Высоцкие вернулись в 1949 году; и Владимир поступил в 5-й класс 186-й школы. В апреле 1952 был принят в комсомол, был членом комсомольского бюро, редактором стенгазеты, занимался в драмкружке Дома учителя.
Окончив в 1955 школу, под нажимом родителей поступает учиться на механический факультет МИСИ, но студентом там он был всего один семестр, оставив его.
В 1956-ом, выдержав сложнейшие экзамены, Высоцкий поступил в школу-студию МХАТ.
Здесь расцвело его дарование: он постоянно организовывал розыгрыши, писал комедийные вещи, сочинял эпиграммы, писал стихотворные тексты и был главным исполнителем многочасовых капустников, ездил со студенческой агитбригадой в колхозы, придумывал и исполнял частушки на местные темы.
С 1959 начинает сниматься в кино - поначалу в эпизодах.
После окончания школы-студии в 1960 актёр Высоцкий распределён в Московский драматический театр им. Пушкина, затем непродолжительное время работает в Московском театре миниатюр, продолжая сниматься в кино. Примерно тогда же и начал сочинять свои первые песни.
Вначале они исполнялись в кругу друзей. Кстати, позже получили широкую известность благодаря распространявшимся по стране магнитофонным записям. На Большом Каретном было неформальное общение творческих людей. «К Кочаряну», работавшему в различных фильмах режиссёром, приходили представители и репрессированной интеллигенции, и уголовной среды с богатым лагерным прошлым. В «круг Кочаряна» входили в разное время Юлиан Семёнов, Олег Стриженов, Илья Глазунов, Людмила Гурченко, Андрей Тарковский и многие другие. В числе тех, кто слушал ранние песни Высоцкого, был и Василий Шукшин. Первые записи его сделал Левон (позже даже возникло понятие — «золотая плёнка Кочаряна») Свои первые роли в кино Высоцкий получал опять-таки благодаря ходатайствам Кочаряна.
Поэзия Высоцкого отличалась многообразием тем, остротой смыслового подтекста, социально-нравственной позицией автора. В его произведениях, рассказывающих о внутреннем выборе людей, поставленных в экстремальные обстоятельства, прослеживались экзистенциальные мотивы. Творческая эволюция Высоцкого прошла в несколько этапов. В его раннем творчестве преобладали уличные и дворовые песни. С середины 1960-х годов тематика произведений начала расширяться, а песенные циклы — складываться в новую «энциклопедию русской жизни».
В октябре 1964 года Высоцкий записал на магнитофон все песни, которые успел сочинить к тому времени; в его «собрании сочинений» оказалось сорок восемь наименований. Эти произведения были написаны языком улицы, отличавшимся от „дистиллированного“ языка разрешённой литературы. В этих песнях имелся насыщенный событийный ряд, сюжет отличался динамичностью, а персонажи имели индивидуальные черты. Уже в раннем творчестве Высоцкого появились ролевые герои, и это стало поводом для возникновения слухов, касающихся личности автора: люди, не знакомые с его биографией, полагали, что уголовные песни сочинены человеком, который много лет провёл в лагерях. Последние произведения «блатного цикла» датируются 1965 годом.
В 1964 Высоцкий принят в труппу Московского Театра драмы и комедии на Таганке, где впоследствии стал актёром ведущего состава. Там он и работал до конца жизни.
В Театре на Таганке Высоцкий сыграл в 15 спектаклях около 30 ролей. Особую известность ему принесли роль Гамлета. Следующим его героем стал беглый каторжник Хлопуша в драматической поэме Сергея Есенина «Пугачёв». Критик Наталья Крымова, сравнивая авторскую запись монолога Хлопуши с той же речью, произносимой бьющимся в кандалах Высоцким, отмечала, что у двух поэтов было немало точек пересечения — у каждого из них имелся «свой „чёрный человек“ и своя „Русь уходящая“, и нежность к слову, и надрыв, и внутренняя песенность стиха, и — временами — неизлечимая, ничем не заливаемая тоска».
Отношения Любимова с Владимиром Семёновичем не всегда были безоблачными — режиссёр периодически оповещал труппу о решении «окончательно уволить Высоцкого» «за вопиющее нарушение трудовой дисциплины». Подобные ситуации возникали и в дальнейшем, однако полного разрыва Высоцкого с театром не произошло.
Высоцкий был единственным исполнителем роли Гамлета в спектакле, отмеченном «Гран-при» на международном театральном фестивале БИТЕФ в Югославии (1976), а также первыми премиями театральной критики как лучшие спектакли года во Франции (1977) и Польше (1979).
Кроме того, он снялся более чем в 30 кино- и телефильмах, записал на радио звуковые роли примерно в 10 спектаклях, пробовал свои силы в прозе, драматургии, обращался к режиссуре.
Нельзя выкинуть из биографии В.С. Высоцкого и кампанию травли. Практически одновременно с гонениями на театр и режиссёра Любимова началась газетная кампания, в которой песенное творчество Высоцкого подвергалось весьма жёсткой критике. Старт дала «Правда», опубликовавшая 14 апреля 1968 года статью «Прекрасное — в каждый дом». Её автор рассказывал об услышанных в интеллигентной семье записях песен некоего актёра, «сипло причитающего дикие блатные песенки и смакующего воровской жаргон». 9 июня в «Советской России» появился большой материал «О чём поёт Высоцкий». Авторы публикации отмечали, что в его произведениях «под видом искусства преподносится обывательщина, пошлость, безнравственность. Высоцкий поёт от имени и во имя алкоголиков, штрафников, преступников, людей порочных и неполноценных». В статье «С чужого голоса» («Тюменская правда», 7 июля) Высоцкого назвали автором «грязных и пошлых песенок», «подделок-речитативов под два-три затасканных аккорда.
А вот отрывок из письма Владимира Высоцкого в отдел агитации и пропаганды ЦК КПСС, 24 июня 1968 года: «Прежде чем писать и печатать статью, авторы и редакция могли бы выяснить, что мною написано много песен о войне, о павших бойцах, о подводниках и лётчиках».
Было… Были и срывы… Однако в то же время в 1970-х годах значительную часть поэтического творчества Высоцкого составляли песни и стихотворения исповедально-философского характера, поэт часто обращался к вечным вопросам бытия. Высоцкий - один из наиболее ярких представителей авторской песни, оказавший существенное влияние на её развитие как самостоятельного жанра искусства, объединяющего в одном лице поэта, композитора, певца и музыканта. Всего им написано более 450 авторских песен, многие из которых записаны на грампластинки, звучали в кинофильмах и спектаклях, по радио и телевидению.
18 июля 1980 - в предынфарктном состоянии - Высоцкий сыграл своего последнего Гамлета. В день его смерти 25-го июля французские газеты сообщили: «Гамлет в Театре на Таганке в Москве умер».
Высоцкий похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище. На его могиле, расположенной недалеко от центрального входа, установлен памятник работы скульптора А. Рукавишникова и в любое время года много живых цветов.
В марте 1986 при Союзе Писателей СССР была создана комиссия по литературному наследию Высоцкого под председательством Р. Рождественского - составителя его первого сборника «Нерв» (1981). Именем Высоцкого назван перевал в труднодоступном горном массиве Сунтар-Хаята (Хабаровский край), а также малая планета, открытая в августе 1974 (записана в международном каталоге под № 2374 с названием ВЛАД-ВЫСОЦКИЙ).
За актёрские работы в телефильмах «Место встречи изменить нельзя» и «Маленькие трагедии», а также исполнение песен в кинофильме «Вертикаль» и других В 1987 году Высоцкий удостоен посмертно Государственной премии. А прижизненно была и есть всенародная любовь к творчеству Поэта.
Статья составлена Галиной Аникиной. Использовны различные источники Интернета
Другие статьи в литературном дневнике:
- 26.01.2025. К Дню Рождения Владимира Высоцкого
- 17.01.2025. ***