Непростая судьба Вероники ТушновойЧто мы знаем о женщине, которая написала "Не отрекаются, любя"? Непростая судьба Вероники Тушновой Она не входила в список первых советских поэтов. Эта красавица с печальными глазами всего лишь писала стихи о жизни, любви, об утратах и надежде – простые, без многозначительного подтекста и философствования, но такие пронзительные и тонкие, что тысячи девушек переписывали их и перечитывали в минуты душевной смуты. А потом на ее стихи и музыку Марка Минкова Алла Пугачева спела песню «Не отрекаются, любя», вмиг ставшую хитом. Увы, Вероники на свете уже не было. Детство Их дом стоял на взгорье, где белоснежный Кремль и башня Сююмбике соседствовали с пересыльной тюрьмой, церквями и женским монастырем, а внизу быстрая речка Казанка впадала в великую Волгу. За устьем Казанки пестрели пригороды, и там, в Адмиралтейской слободе, раньше жил дед Вероники, речной капитан. Деда она в живых не застала, но любила бывать в его доме и смотреть на Волгу, особенно весной, когда по ней плыли огромные глыбы льда. Позже семья переехала на улицу Миславского, рядом с цирком. А потом пришла Первая мировая война, война гражданская, голод, тиф, разруха, смерть… Вероника помнила, как мама пряталась с ней в подвале, а вокруг все горело и грохотало. С тех пор она не любила зиму, вызывавшую ассоциации со смертью. Но бои утихли, в Казань пришла советская власть. Училась Вероника в одной из лучших школ с углубленным изучением иностранных языков. От отца ей достались высокий интеллект и прямота, от мамы – ранимость, душевная теплота и лиризм. Лет с шести она все красивое и яркое тут же выплескивала в стихи или рисунки, пела, играла на рояле. Обожала лежать в траве на косогоре, усыпанном ромашками («Цветы – это стихи земли»), бегать босиком по росе, ловить солнечные лучики, наблюдать «труд муравьев, и птичьи новоселья, и любопытных белок беготню…». Стихи Вероники часто печатали в стенгазете, ее шутки и пародии знала вся школа. Учитель литературы ее талант поддерживал и читал классу ее сочинения, а вот дома Вероника стихи прятала – отец лирику не одобрял и связывал будущее дочери только с медициной. Юность Вероника поступила в аспирантуру института экспериментальной медицины, вышла замуж, родила дочь. С первым мужем. Война «Вероника Михайловна не была обычным лечащим врачом. Она бросалась всей душой и силами в судьбу раненого, больного, на помощь, как при сигнале SOS. Она больно обжигалась о человеческие страдания. Из этого рождались стихи. Раненые любили ее восхищенно. Ее необыкновенная женская красота была озарена изнутри, и поэтому так затихали бойцы, когда входила Вероника…» В 1944 году в «Новом мире» вышел поэтический цикл Тушновой «Стихи о дочери», полный нежности и боли – ведь девочка растет, видя лишь войну. После публикации к Веронике полетели письма со штемпелем полевой почты, то есть с фронта: «Во всех письмах говорилось одно: «Хорошо, что вы написали о наших детях!» Каким счастьем было для меня читать «наших»! Как эти незнакомые люди помогли мне на моем творческом пути!» Невысокая, стройная, женственная, Тушнова была ошеломляюще красива. «У Вероники красота жгуче-южная, азиатская (скорее персидского, чем татарского типа)», – говорил критик Лев Аннинский. О первом браке Вероники известно мало – и она, и ее родные предпочитали молчать. За врача-психиатра Юрия Розинского она вышла замуж в 1938 году, через год родила Наташу. А во время войны Юрий сообщил, что встретил другую женщину. Вероника страдала, упрямо продолжала ждать его, писала письма и стихи: «Ты придешь, конечно, ты придешь, в этот дом, где наш ребенок вырос». Муж и правда вернулся, но совсем не так, как мечталось. Тяжело больной, нуждающийся в постоянном уходе, да еще с неизлечимо больной матерью, Юрий оказался никому не нужен. Когда ему стало совсем плохо, он обратился к брошенной жене. И она простила, приняла и преданно ухаживала до смерти – и за ним, и за свекровью. Такого благородства никто не понимал, а Вероника оправдывалась: «Здесь меня все осуждают, но я не могу иначе… Все же он – отец моей дочери». «Это как бы молитва… себе. Молитва, чтобы остаться сильной в любви. За эту песню можно дать и Нобелевскую премию», – делилась Алла Пугачева. А вот читатели полюбили ее стихи – ведь они отразили судьбу многих женщин той поры. Вероника умела художественно описать быт, передать душевные терзания, рассказать о сложных чувствах простым языком. В ее грустных военных стихах живет надежда и царит любовь – терпеливая, самоотверженная, милосердная. Настоящая христианская любовь, которую она щедро отдавала всем нуждавшимся в помощи. Тушнова становится членом Союза писателей СССР, ведет семинар в Литературном институте, работает рецензентом в издательстве «Художественная литература», много ездит по стране, пишет очерки. Делает поэтические переводы. Ее новые книги улетают с прилавков в считанные дни, ее стихи переписывают, выучивают наизусть. Патриотических стихов Вероника почти не писала, да и новатором не была, использовала классические приемы стихосложения – может, потому и не встала в один ряд с дерзкими поэтами-«шестидесятниками». В ее стихах много типичных советских стереотипов, ведь тогда даже в лирике, которую печатали неохотно, требовался пафос и показной оптимизм. Но зато она всегда умела глубоко и тонко показать то, что многие чувствовали, но не умели выразить: без любви нет полноценной жизни, любовь волшебно преображает восприятие мира. Второй брак «Таких, как он, называют «богатая натура», – говорил поэт Давид Самойлов. Через десять лет супруги развелись. «Мама была темпераментна, не ходила по квартире, а летала, бывала вспыльчива, всегда ничего не успевала… Расставание с Юрием Павловичем было для нее очень тяжелым», – рассказывала дочь Наталья.
Любовь всей жизни «Буря, с которой никак не справлюсь», – называла Вероника свое чувство. «Он мне и воздух, он мне и небо, все без него бездыханно и немо», – писала она. Поэт и писатель Александр Яшин родился с Вероникой в один день, но на два года позже, в 1913-ом. «Вологодский крестьянин, он был и похож на крестьянина, высокий, ширококостный, лицо лопатой, доброе и сильное… Глаза с хитроватым прищуром, пронзительно-умные», – вспоминал писатель Григорий Свирский. «С повадкой орлиной, с душой голубиной, с усмешкою дерзкой, с улыбкою детской», – писала Тушнова. Вероника умела любить только наотмашь, отдавая всю себя: «Быть солнцем хочу над твоей головой, землей – под ногами твоими». «Стоит между нами не море большое – горькое горе, сердце чужое». В Москве Яшин был слишком заметен. Они бродили по лесам, встречались в гостиницах подмосковных городов и на охотничьих заимках, снимали углы у деревенских старушек. Вероника жила этими поездками, спрашивая себя: «Почему без миллионов – можно? Почему без одного – нельзя?» Увы, шила в мешке не утаишь. Поползли слухи, друзья осуждали обоих, Злата страдала. Вероника плакала от чувства вины и безысходности. И Яшин, устав метаться, решился на разрыв с ней. Тушнова приняла это стоически, но страдала мучительно, чисто физически, словно сердце придавило «глыбою в тонну». Бродила по местам, где они бывали, мысленно общалась с любимым и писала, писала стихи… В отличие от него, она могла не лгать, ее душевная боль была вся как на ладони. Может, эта постоянная боль и сбила в организме поэтессы все настройки – вскоре у нее диагностировали рак. Но и в больнице, уже зная, что умирает, Вероника все писала о своей любви. Уход «Я… постарался ее развеселить. Она возмутилась: не надо! Ей давали злые антибиотики, стягивающие губы, ей было больно улыбаться. Выглядела она предельно худо. Неузнаваемо. А потом пришел – он! Вероника скомандовала нам отвернуться к стене, пока она оденется. Вскоре тихо окликнула: «Мальчики…» Я обернулся – и обомлел. Перед нами стояла красавица! Улыбающаяся, с пылающими щеками, никаких хворей вовеки не знавшая молодая красавица. И тут я с особой силой ощутил, что все написанное ею – правда. Абсолютная и неопровержимая… Наверно, именно это называется поэзией». После публикации этих стихов, страстных и откровенных, как зарифмованная исповедь, историю любви автора обсуждали повсюду. Шептались, что она умирает от несчастной любви, и не могли избавиться от чувства, что держат «пульсирующее и окровавленное сердце, нежное, трепещет в руке и своим теплом пытается согреть ладони». Похоронили Тушнову на Ваганьково. На могиле выбиты годы жизни: 1915–1965, взятые из автобиографий, но 1915 год – ошибка, поэтесса уменьшила свой возраст на четыре года. Наверное, обычная женская слабость… В ее столе остались недописанные листки поэмы и нового цикла стихов. Смерть Вероники потрясла Яшина. Он плакал, перечитывал ее стихи, не мог есть и резко постарел – словно в нем погас огонек, освещавший путь. Ему казалось, ее любовь будет рядом вечно, и он бродил по комнате и растерянно бормотал: «Думалось да казалось, думалось да казалось…» В «Литературной газете» вышел написанный им некролог (не побоялся!), а потом – стихи памяти Вероники: «У надгробья», «Навсегда», «Заклинание»… После ее смерти Яшин сочинил главные свои стихи, полные раскаяния и призыва к смелости и безоглядности в любви. Он переживет Веронику ровно на три года – в 55 лет тоже умрет от онкологии, и тоже в июле. До последнего вздоха Злата держала мужа за руку. Ведь и она очень его любила – а значит, не могла отречься. Яшин с женой Златой. «Поэзия – не ряд зарифмованных строк, а живое сердце человека, в котором эти строки родились», – написала когда-то Вероника. Александр Яшин всегда дарил жене первый экземпляр своей новой книги. На титульном листе сборника «Стихотворения» в 1958 году (год знакомства с Вероникой) он написал: «Любимая, добрая моя Злата Константиновна! Оба мы в кризисе, и надо помогать друг другу, выкарабкиваться из бед. А я всегда с тобой, твой Александр». Жена моя! Все с тобою – Вспоминай меня («Я прощаюсь с тобою…», муз. Вячеслава Добрынина) – исп. София Ротару, Алла Пугачева, Ирина Аллегрова Два крыла (муз. Артура Аллена) – исп. Артур Аллен Миллион лет до нашей эры (муз. Давида Тухманова) – исп. Давид Тухманов и группа «Москва» (альбом «НЛО») Напутствие («Ну что же, можешь покинуть…», муз. Евгения Артамонова) – исп. Л. Толмачева Не отрекаются, любя (муз. Марка Минкова) – исп. Алла Пугачева, Людмила Артеменко, Татьяна Буланова Ну, пожалуйста! (муз. Александра Дулова) – исп. Александр Дулов, Галина Хомчик и Елена Фролова Сколько дней (муз. Луизы Хмельницкой) – исп. Инна Разумихина Сто часов счастья (муз. Константина Орбеляна) – исп. Алла Пугачева, Ирина Отиева, Эрна Юзбашян, Тамара Гвердцители. ******* При жизни вышло семь сборников стихов Вероники Тушновой: «Первая книга» (1945), «Пути-дороги» (1954), «Дорога на Клухор» (1956), «Память сердца» (1958), «Второе дыхание» (1961), «Лирика» (1963), «Сто часов счастья» (1965). Вскоре после ее кончины, в 1969 году, вышел сборник «Стихи» и была переиздана «Лирика». В интернете доступна цифровая книга «Не отрекаются, любя». Наследием поэтессы занималась дочь Наталья Розинская (1939–2017), филолог, сотрудник «Литературной газеты». «Вероника была потрясающе красива! Все мгновенно влюблялись в нее… Не знаю, была ли она счастлива в жизни хотя бы час… О Веронике нужно писать с позиции ее сияющего света любви ко всему. Она из всего делала счастье…» (военный хирург, позже искусствовед Надежда Катаева-Лыткина). Текст взят отсюда: © Copyright: Гал Аник, 2024.
Другие статьи в литературном дневнике:
|