10. 12. 1965 Нобелевская премия М. А. ШолоховуНастоящее прошлое | Календарь истории Надо сказать, что русских писателей в списке лауреатов Нобелевки по литературе к 60-м годам XX века было мало. Так, в 1906-м Лев Толстой сам отказался от награды, в 1933-м премию получил Бунин – но к этому времени он уже много лет жил за границей. Присуждение в 1958-м премии Борису Пастернаку вызвало грандиозный скандал в СССР. Дело в том, что формально он был награжден за «значительные достижения», но понимали, что Нобелевскую премию ему дали за опубликованный на Западе роман «Доктора Живаго». Третьим русским писателем стал в 1965 году Михаил Шолохов. Кстати, Шолохов в лонг-лист попадал неоднократно. Его программный труд «Тихий Дон» был хорошо известен на Западе. Но то ли в 1946 году соперники попались достаточно серьезные (Уильям Фолкнер и Джон Стейнбек), то ли политическая обстановка была не очень… Но премию он не получил. В 50-е годы советские власти были в курсе, что Шведская академия видит в Шолохове потенциального лауреата премии по литературе – и что удивительно, нисколько этому не противилась. Возможно, они рассчитывали, что победа Шолохова (особенно в конце 50-х) может стать символом перемен в советском обществе, укрепить авторитет социалистического лагеря и принципа социалистического реализма. Но вместо этого в 1958-м СССР получил «щелчок по носу» – премию дали не Шолохову, а Борису Пастернаку за «Доктора Живаго». Скандал вышел знатный. Пастернака вынудили отказаться от премии; тогда же родилась известная фраза «не читал, но осуждаю» — она, разумеется, относилась к «Доктору Живаго», которого в СССР официально не издавали. Многие известные писатели, среди них Константин Симонов и Борис Полевой, требовали высылки Пастернака из страны. Есть версия, что к первому изданию «Доктора Живаго» в Италии было причастно ЦРУ. То есть, возможно, советские власти имели основания подозревать и в этой публикации, и в присуждении Пастернаку Нобелевки некий заговор – и реагировать на него очень жестко. За что же запретили роман «Доктор Живаго» в СССР? Всё просто. Борис Пастернак выразил свои личные взгляды и идеи, которые противоречили официальной идеологии советской власти, например критика событий революции и гражданской войны… Скандал, связанный с Нобелевской премией разразился и в 1964 году. Французский писатель Жан-Поль Сартр отказался от премии, которую ему присудили. Злые языки утверждали, что сделал он это из-за Шолохова. Но вряд ли это так. Он заявил, что не может принять Нобелевскую премию, потому что де-факто она стала институцией, представляющей только условный Запад. Фактически «бунтарь» указывал на политизацию премии. Сартр не призывал дать Нобелевку Шолохову – но фамилия советского писателя прозвучала. И, видимо, Шведская академия восприняла это как руководство к действию. Понятно, что академики в те годы не руководствовались чьими-либо указаниями, пусть даже популярного в ту пору Сартра. Но Шолохов неоднократно был одним из самых вероятных лауреатов. И 1965-м особых препятствий к награждению Шолохова не возникло. Также в 1965-м были номинированы советская поэтесса Анна Ахматова и советский же писатель Константин Паустовский, но они явно проигрывали Шолохову. Шолохов всё же был назван нобелевским лауреатом – «за художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время». То есть – за «Тихий Дон». В декабре 1965-го он приехал в Стокгольм и сказал речь, в которой упомянул, что его целью было превознести «нацию тружеников, строителей и героев». Впрочем, выбор Академии в середине 60-х подвергся жёсткой критике. Тогда это можно было объяснить общемировым противостоянием двух систем – мол, Нобелевский комитет сочувствует большевикам. Критикуют этот выбор и сейчас. Но нынешняя критика основывается скорее на спорах об авторстве «Тихого Дона». Гипотеза о том, что Шолохов не мог написать такой роман, оказалась чрезвычайно живучей – она появилась еще в конце 1920-х и благополучно дожила до наших дней. Впрочем, серьезные исследователи эту гипотезу отметают, а других причин подвергать сомнению авторство Шолохова и правомерность Нобелевки просто не существует... © Copyright: Гал Аник, 2023.
Другие статьи в литературном дневнике:
|