***Пять хоро;ших импера;торов — пять последовательно правивших римских императоров из династии Антонинов: Нерва, Траян, Адриан, Антонин Пий, Марк Аврелий (первое время его соправителем был Луций Вер). За время их правления (96—180 годы н. э.), которое отличалось стабильностью и отсутствием репрессий, Римская империя достигла своего наивысшего, предзакатного расцвета Термин введён Эдуардом Гиббоном, который писал: Если бы у кого-нибудь спросили, в течение какого периода всемирной истории положение человеческого рода было самое счастливое и самое цветущее, он должен бы был без всяких колебаний назвать тот период, который протёк от смерти Домициана до восшествия на престол Коммода. Птолемей Александрийский род. 100 нэ.В тексте воп ему около 50. Тиберий-Сеян-Макрон после 31 гнэ. Пс.газета. манипуляции.
Поделиться Пожилая женщина, пенсионер и инвалид, будучи одна в квартире, получает звонок от «представителя пенсионного фонда» (тоже женщины) с предложением посетить ее и предложить целый ряд бесплатных социальных услуг. Несмотря на то, что за несколько дней до этого участковый лично предупредил ее о том, что в районе орудуют мошенники, женщина впускает «служащую фонда» в квартиру и совершенно сознательно и добровольно отдает ей все наличные деньги и семейные драгоценности. Лишь после ухода так называемой служащей пенсионерка начинает сомневаться в своих действиях и звонит участковому. Но слишком поздно. Возникает вопрос, почему человек в полном сознании и добровольно отдает свою собственность мошеннику, если до этого она хранила свои деньги и драгоценности в тайне даже от близких родственников? Ведь никакой угрозы для ее жизни и здоровья не было, она не была загипнотизирована, да и примененный к ней обман был шит белыми нитками. Действительно, представитель пенсионного фонда имеет основания попросить у клиента показать ему паспорт или пенсионное удостоверение, но вот когда он просит сверить номера купюр и отдать ему семейные реликвии — это никак не соответствует роли. Почему же пострадавшей не показались странными противоречия между действиями государственного служащего и его объективной ролью? В этом есть какая-то психологическая загадка. Возникает ощущение, что в таких ситуациях человек действует сознательно, но в его сознании отключен разум. Приведу два определения слова «разум», наугад взятые из англоязычных словарей: «Разум — это способность сознательно применять логику, делая выводы из новой или существующей информации с целью поиска истины», и «Разум или рассуждение — это способ мышления, использующий логику и факты. Люди могут использовать разум, чтобы решить, что верно или лучше всего. Это не то же самое, что подчиняться традициям или эмоциям в решении того, что для тебя лучше или истинно. Говоря простым языком, это значит использовать голову вместо сердца». Выходит, что сознание и разум — не одно и то же. Можно действовать сознательно и осмысленно, но неразумно. Попробуем разобраться с точки зрения психологии, почему в такой ситуации разум человека как бы запутался в паутине и не может оказать влияние на сознательные действия человека, лишь бессильно «шевеля лапками». Магическое мышление Это прямое воплощение сказанного слова (магического заклинания или приказа) в реальное поведение объединяет человека с животными. Ведь для антилопы звуковой сигнал другой антилопы о приближении хищника — это не сообщение, которое можно критически оценить и проверить на истинность, а реальное присутствие опасности и стимул к немедленному действию. В отличие от животных у человека появилась способность к рациональному (то есть руководимому разумом) мышлению, при котором человек отделяет речевое высказывание от реальности, рассматривая его как бы со стороны, «взглядом ниоткуда». Из приказа к действию речевое высказывание превратилось в «модель» реальности, ее имитацию, которая может быть как истинной, так и ложной. В результате сознание человека раздваивается. С одной стороны, мы имеем внутренний мир чувств и переживаний, в котором царит ММ. Чувства непроизвольны, они возникают и исчезают сами, связаны не физическими силами и не формальной логикой, а ассоциациями. Чувства человек переживает, а не оценивает. Но в «человеке-переживателе» живет и другой человек — «человек-наблюдатель». Разум и является таким наблюдателем. Когда мы в позиции «переживателя», мы не владеем собой и воспринимаем обращенное к нам высказывание как приказ, но в позиции наблюдателя мы критически оцениваем высказывание и можем принять или отвергнуть его. Обычно сообщение от других людей поступает к человеку-наблюдателю, оценивается им с точки зрения его истинности или полезности и затем либо отвергается, если оно невыгодно или нелогично, либо передается к человеку-переживателю, который действует в соответствии с содержанием сообщения (просьбы). Но бывает и так, что производитель высказывания разными способами отключает в нас «наблюдателя» и ухитряется доставить свое сообщение (просьбу, предложение) «контрабандой» прямо к нашему «переживателю». Этим и объясняется феномен «разума в паутине»: мы слышим или видим сообщение, понимаем его смысл, но не можем оценить его со стороны и сравнить с другими элементами сознания, такими как логика или наш прошлый опыт. Вместо этого мы действуем в соответствии с данным сообщением. Бывает и так, что разум отключен лишь частично и человек понимает, что следовать сообщению или инструкции неразумно, но все-таки следует. Легче всего автору сообщения «продавить» невыгодное нам предложение сквозь критический барьер «наблюдателя», если «контрабандистом» сообщения являемся мы сами. Например, человек подумал о возможности купить машину, и средства есть, но «наблюдатель» говорит: «Не покупай, ведь твои водительские навыки несовершенны, на улицах пробки, машину парковать негде и обслуживать дорого, да и ездить общественным транспортом легче и быстрее, а тебе-пенсионеру — бесплатно». Но свой человек-переживатель рядом, мысль купить машину проникает к нему, минуя «наблюдателя», и превращается в желание — стимул к действию. «Переживатель» побеждает «наблюдателя», но быстро убеждается, что ошибся. Через пару лет мучений на дорогах человек продает машину с большим убытком. В конечном итоге разум победил, но какой ценой! Такое же может случиться и с сообщением, идущим со стороны, когда вера «переживателя» в магическую силу сообщения пересиливает в человеке критическое мышление «наблюдателя» и мы принимаем заведомо нелепые предложения. Итак, переживание обращенного к нам сообщения как приказа к действию затаилось в глубине сознания и проявляется тогда, когда мы, вопреки разуму, добровольно подчиняемся невыгодным для нас предложениям. В обычной речи этот психологический феномен известен как внушение, но его психологический механизм стал понятен только с доказательством присутствия в нашем сознании ММ — отождествления слова с реальностью. ММ — тот «психологический порох», на который падает «искра» внушающего воздействия. Без искры порох не взорвется, а без пороха искра потухнет. Но одного ММ в сочетании с внушающим воздействием для действенного внушения недостаточно. Мы регулярно слышим и читаем разные ложные и невыгодные для нас сообщения и просьбы, но далеко не все из них воспринимаем как стимул к действию. Для того чтобы «искра» пробила критику «наблюдателя» и добралась до «пороха», она должна быть достаточно сильной. Для этого сообщение должно исходить от человека или организации, в авторитет которых воспринимающий сообщение верит. Ведь изначально ММ было верой в магическую силу слова не всякого человека, а вождя, колдуна или знахаря. Когда мы поддаемся внушению, мы воспринимаем сообщение, как если бы оно было высказано самим Богом, а Бог, как известно, не ошибается. Для маленького ребенка взрослый кажется почти Богом, поэтому дети особенно подвержены внушению и подражают даже тем действиям взрослого, которые сами же называют ошибочными Лейт. Высказывание, которое взрослым воспринимается как шутка, дети могут воспринять как реальность. Не случайно следователи, которые расследуют случаи мошенничества, часто замечают, что взрослые жертвы мошенников «становятся как дети». Для взрослого же статусным человеком может быть и психолог-экспериментатор. Так, в эксперименте американского психолога Стэнли Милгрэма Мальвина взрослым участникам предлагали обучать других участников некоторым навыкам, а за неуспешные действия наказывать ударом электрического тока. Чем чаще ошибался «ученик», тем сильнее должен быть удар током. В одном из условий этого эксперимента 62% «учителей» последовали совету экспериментатора и продолжали усиливать шок практически до смертельного уровня в 450 вольт. «Учителя» не знали, что «ученики» были сообщниками экспериментатора и не получали ударов током, а лишь имитировали ощущение боли. Было видно, что с определенного момента эксперимента поведение участников утратило признаки согласия на сотрудничество с экспериментатором: участники проявляли признаки беспокойства, спорили с экспериментатором, но продолжали подчиняться. По словам самого Милгрэма, «нечто подобное полям или силам… оказывает контролирующее воздействие на деятельность субъекта». Однако психологическая природа этих «полей или сил» оставалась неясной. Что же мешало «учителям» просто прекратить эксперимент и не подчиняться требованию экспериментатора продолжать усиливать удары током? Поскольку выход из эксперимента не влек за собой потерю материальной выгоды, а участники не были связаны с экспериментатором какими-либо личными обязательствами, единственным правдоподобным объяснением их нежелания прекратить повышение напряжения тока была их подсознательная вера в то, что требование экспериментатора есть «приказ от Бога», который не может быть нарушен, как не мог быть нарушен приказ библейским Авраамом, которому Бог приказал принести в жертву своего любимого сына (Быт. 22:1-19). Вот уж поистине «разум в паутине». «Но откуда взялась такая вера у современных людей?» — спросит читатель. ММ в историческом экстерьере В принципе, любое сообщение, которое мы направляем другим людям, является интервенцией (вмешательством) в их жизнь и рассчитано на то, чтобы добраться до их человека-переживателя и воздействовать на их поведение так, чтобы оно соответствовало нашим целям. В этом смысле все осуществляющие интервенцию являются «терапевтами», а объекты интервенции — «клиентами». Так, «терапевтом» может быть: политик, обещающий улучшить нашу жизнь, если мы проголосуем за него; Магическая манипуляция сознанием Как уже говорилось, в современном индустриальном обществе нормальным способом интервенции является обращение к человеку-наблюдателю, рассчитанное на логическую оценку интервенции воспринимающим. Этим рациональное общение отличается от манипуляции. Например, когда знахарь в традиционных племенных обществах выполняет магические ритуалы над больным, эффект излечения достигается благодаря вере больного в то, что знахарь обладает магическими способностями. Напротив, в современном мире доктор обязан рационально объяснить пациенту, почему прием определенных лекарств принесет ему излечение. Однако ММ современных людей проявляется и в медицине, в форме эффекта плацебо. Эффект плацебо достигается, когда пациенту дают капсулу, наполненную водой, и говорят, что капсула содержит лекарство, от которого ему станет легче. Иногда после приема такой капсулы у пациента действительно наступает улучшение. Удивительно, но улучшение в психологическом состоянии может наступить даже в том случае, если пациенту открыто говорят, что капсула содержит не лекарство, а воду, но все равно ему станет легче (так называемый эффект «плацебо без обмана») Алиса. Это показывает, что хотя «наблюдатель» пациента понимает, что принимаемая внутрь жидкость не может принести облегчения, сообщение доктора о том, что жидкость принесет облегчение, проходит сквозь «наблюдателя» и попадает к «переживателю», который верит в магическое превращение слова врача в реальность. Такое превращение и есть эффект плацебо. Хотя плацебо не работает в серьезных заболеваниях, он приносит клинически ощутимый эффект в облегчении боли и других негативных субъективных состояний. Да и в обычном общении мы часто испытываем эффект «плацебо в миниатюре». Например, если кто-то нам скажет, что сегодня мы попадем в аварию на дороге, наш внутренний «наблюдатель» этому не поверит, но «переживатель» все равно испытает неприятное ощущение, как если бы это необоснованное предсказание реально произошло. Так же непроизвольно проникают к нашему «переживателю» необоснованные осуждения или похвалы посторонних и незначимых для нас людей. К счастью, такие эффекты слишком слабы чтобы повлиять на наше поведение. Эффект плацебо показывает, что магическая манипуляция может действовать и тогда, когда интервенция производится в форме обычного, не магического, внушения. С целью проверить это предсказание, участники психологического эксперимента (студенты и сотрудники университета) были разделены на две группы . Участникам одной группы говорили, что профессиональная ведьма готова наложить на них магическое заклинание, которое повлияет на их будущую жизнь с целью улучшить или ухудшить ее. Участникам другой группы предлагали то же сообщение, однако на этот раз свободное от магической мифологии. Участникам говорили, что если экспериментатор увеличит или уменьшит число единиц на экране компьютера (например, превратит 111 в 111111 или наоборот), то число трудных проблем в будущей жизни участника увеличится или уменьшится пропорционально. В обеих группах участники рассуждали рационально и утверждали, что ни заклинания ведьмы, ни манипуляции с цифрами на экране не повлияют на их жизнь. Однако на практике обычное внушение действовало так же, как и магическое: участники разрешали хорошее заклинание и уменьшение числа единиц на экране, но запрещали плохое заклинание и увеличение числа на экране. Эти данные подтвердили предсказание, что обычное внушение, как и магическое, работает на основе скрытого в нашем сознании ММ: веры в то, что словесное высказывание авторитетного для нас человека может, вопреки логике, непосредственно превращаться в реальность. Первыми в истории «терапевтами» были маги и боги, а понятие внушения, как и некоторые другие современные понятия (например, телекинез или синестезия), выросло из древней магии, изменив форму, но не содержание. Техники магической манипуляции сознанием Экономика Так называемая «схема Понци» — финансовая организация платит проценты своим инвесторам из нового капитала, вложенного в организацию новыми инвесторами, а не из прибыли, заработанной организацией Нэт. Такая схема, или пирамида, со временем обрушивается, поскольку поддержание высоких процентных ставок требует постоянно растущего потока средств от новых инвесторов. Инвесторы заманиваются в пирамиду, поскольку (1) они верят в необычные способности руководителя пирамиды достичь быстрого обогащения и (2) цена за сомнение в такой вере высока (потеря уже вложенных средств и надежды на быстрое и легкое обогащение). Психоанализ В психоаналитической терапии ключевой чертой к успеху является так называемый «эффект переноса», когда пациент начинает рассматривать аналитика как обладающего необычными способностями и доверять ему. Как пишет один из авторов: «Восприятие пациентом терапевта и ожидания от терапевта становятся необычайно высокими и не адекватными реальности» . Это обеспечивает условие 1 для реактивации ММ — веру в необычные способности терапевта. Условие 2 — высокая цена за отсутствие безусловного доверия — обеспечивается требованием, согласно которому «пациенты должны быть сильно мотивированы преодолеть свои трудности» . В результате пациент может стать объектом магической манипуляции и принять на веру любые, даже самые произвольные интерпретации его высказываний терапевтом. Нейролингвистическое программирование (НЛП) В психотерапии, известной как НЛП, первым актом терапии является установление отношений доверия, или раппорта, между терапевтом и клиентом. Такого доверия клиента терапевт добивается при помощи подстройки к клиенту и зеркального отображен © Copyright: Андрей Ганюшкин, 2024.
Другие статьи в литературном дневнике:
|