*** Все Степану благодарны: И все-таки больше всего событий происходило именно в советских портах - Ленинграде, Выборге, Мурманске, поселке Зеленый Мыс на Колыме, в Игарке. Мне до сих пор неудобно вспоминать, как старпом поставил меня на ночную вахту перед отходом из Ленинграда (на восемь утра был назначен всеобщий сбор экипажа), а я упросил другого матроса встать на эту вахту вместо меня, пообещав ему отстоять вахту за него в будущем. Таким образом этот матрос (тоже Витя) не смог перед отходом провести последнюю ночь дома, да еще и отстоял на вахте 16 часов подряд. Мне надо было стоять вахту самому. Или вот еще. Дело было в Мурманске. Часть рядового состава (например, я) проживала в каюте по два человека. Моим соседом был, кажется, артел. Я уехал погулять на берег на катере, а вернувшись обнаружил, что оставленный мною на тумбочке паспорт моряка пропал. Я обыскал все, но паспорта не было. Я обратился к моему соседу, но он сказал, что ничего не знает. Примерно через полчаса он раскололся, объяснив, что паспорт спрятал он, исключительно с воспитательными целями. Артел объяснил, что паспорт моряка для моряков - самое дорогое - сама возможность работы на судах загранплавания. Паспорт моряка уже давно отменен, но урок я запомнил на все жизнь. Кажется, были первые числа сентября 1983 года, когда мы выгрузили в Ленинграде стальные рулоны и пакеты из западной Европы и начали погрузку генерального груза, предназначенного для арктического севера. Генеральный груз включал в себя ящики с оборудованием, технику, стройматериалы и еще много чего. Мы были последним судном, отправлявшимся в ту навигацию из Ленинграда, и нам пришлось подбирать все, что осталось в порту на разных причалах. Погрузка, крепление шли медленно. Помню, как на судно принесли газету БМП (названия газеты не помню), со статьей, повествующей о том, что последнее судно в эту навигацию - т/х Ломоносово - вышел в море с последней партией груза для советского арктического севера. Это было неправдой. Мы еще грузились дня два или три. Еще помню самого себя, стоящего на вахте у трапа с полуночи до 8 утра. Из помощников на вахте - второй - невыспавшийся, измотанный, злой. На судно приходят и уходят тальманы, стивидоры, сюрвейеры и еще бог знает кто. Получаю неожиданное указание от вахтенного помощника: он идет отдохнуть, а если к нему придет такой-то (описывается внешность посетителя), то его надобно сразу пропустить, а если такой-то (другая внешность), то не пускать в надстройку ни под каким предлогом. Под утро пришел человек с внешностью второго посетителя, мимоходом показал мне пропуск работника порта и не разговаривая со мной проследовал в каюту второго. После ухода незваного гостя я получил от второго сильный удар ногой под зад. Я стоял к нему спиной, не видел его приближения и не ожидал такой развязки. Т\х «Ломоносово» с грузом для порта Зеленый Мыс. Теперь о рейсе в Арктику. Это оказалось самое интересное. Я немного освоился и мне легче было переживать трудности. В Мурманск мы проследовали Норвежскими шхерами - от южных, покрытых лесами берегов к суровым и прекрасным скалам на севере. Это стоит увидеть. После Мурманска были пролив Вилькицкого, льды, ледоколы, медведи и неожиданно появляющиеся густые северные туманы. Стоять на руле при следовании за ледоколом было интересно, тем более что это получалось лучше, чем многое другое. Запомнились холмистые, с плавными очертаниями берега широкой Колымы, на которых разлеглись низкие, плотные, также с плавными очертаниями, неподвижные слоистые облака. А вот облака расступились, подарив мне редкий луч солнца. Величие картины завораживало. Поселки Зеленый Мыс и Черский, напротив, оставили тяжелые воспоминания. Было видно, что люди приезжают сюда на сезон или несколько больше, стараются заработать, урвать и уехать, оставляя после себя покосившиеся сараи, мусор, убитый техникой тонкий слой почвы. Впрочем, доехать до Черского из Зеленого Мыса удалось лишь однажды. В Зеленом Мысу мы простояли, наверное, дней шесть. Сначала груз надо было раскрепить, затем настроить стрелы для спаренной работы. В раскреплении груза я принимал самое непосредственное участие, можно даже сказать, был едва ли не главным исполнителем этой работы: благодаря своим размерам, мог подлезть туда, куда другим было трудно или вообще никак. Стрелы для спаренной работы готовили с боцманом и колобахой. Я плохо понимал, что мы, собственно, делаем, но двигался быстро, подгоняемый непечатными выражениями боцмана и уворачиваясь от раскачивающихся гаков. Началась выгрузка в порту Зеленый Мыс. Вся палубная бригада ушла работать на выгрузке операторами лебедок. Мне эту работу не доверили, а поставили у трапа. Сказали: стой сколько можешь, тебя будет подменять второй повар, но ему еще надо свои обязанности на камбузе выполнять. В общем, у меня получалось у трапа часов по 14-16 в сутки, а может и больше. Соблюдать пропускной режим у меня не получалось; на судно пришел, казалось, весь поселок, у всех были какие-то пропускные корочки. Более того, члены экипажа регулярно приводили на борт местных (вернее, приехавших на один сезон). "Он (она) со мной", - небрежно бросали мне старшие товарищи, проводя очередного визитера к себе в каюту. У моряков были шмотки, зонтики и всякая ерунда из капиталистических стран, а у местных были деньги. Я стоял, облокотившись на планширь, изнемогая от однообразия и недосыпа. Неожиданная помощь ко мне пришла со стороны старшего механика. Помню, выходит из подвала дедушка и спрашивает, есть ли у меня невеста. Я серьезно отвечаю, что нету. Дед качает головой и говорит: "Ну тогда иди, поспи часок-другой, а я тут постою." Дед приходил к трапу подменить меня ежедневно, спасибо ему.
© Copyright: Андрей Ганюшкин, 2021.
Другие статьи в литературном дневнике:
|