Михаил,.. ты не... однакоВвиду крайней важности этой рукописи для понимания последующего развития взглядов и деятельности Бакунина остановимся на ней подробнее. *. Рукопись эта не опубликована. Оригинал ее хранится в Шведской Королевской библиотеке. Мы пользуемся переводом копии документа, которым располагает "Группа по изучению революционной ситуации в России в 1859-1861 гг." Института истории СССР АН СССР. Документ не датирован. Считая, что его написание относится ко времени возвращения из Швеции, то есть ко второй половине 1864 года, я руководствуюсь как рядом косвенных доказательств (о чем речь в тексте), так и прямыми. В письме-программе есть фраза: "В августе этого года Виктор-Эммануил устроил гнусную западню Гарибальди, но был вовремя предупрежден Мадзини". Речь шла об экспедиции Гарибальди в Галицию, "на пароходе безоружном... с обещанием, что в Галиции он найдет солдат и оружие". Факт этой несостоявшейся экспедиции относится к лету 1864 года. буржуазная молодежь, руководимая небольшой группой преданных делу освобождения интеллигентов, должна "подтолкнуть" народные массы, двинуть их вперед. Но как найти и объединить людей, для которых действительно нет другого дела, кроме служения человечеству? Открытый конгресс либералов и передовых людей всех стран здесь не поможет, считает Бакунин. Для образования реального альянса нужна тайна, общее единство и "великий единый принцип". Раскрытию итого принципа посвящает Бакунин следующий раздел программы. В мире, по его мнению, существуют два принципа: принцип авторитета и принцип свободы. Первый из них, держащийся на церкви и государстве, основан на презрении к человеку. Против него "мы выдвигаем великий революционный принцип свободы, достоинства и прав человека". Дальше следует глубоко гуманистическое обоснование этого принципа. "Мы верим, что даже если человек зачастую плох и глуп, тем не менее в нем живет способность к разуму, склонность к доброте. ...Мы верим, что независимо от какого-либо божественного вмешательства в самом человеке заложена творческая активность и непобедимая внутренняя сила - она его сущность и его естество, на протяжении столетий неизменно влекущая человечество к истине и добру". "...Быть свободным - право, долг, достоинство, счастье, миссия человека. Исполнение его судьбы. Не иметь свободы - не иметь человеческого облика. Лишить человека свободы и средства к достижению ее и пользования ею - это не просто убийство, это убийство человечества. Руссо, полагал Бакунин, ошибался, когда думал, что свобода одного должна быть ограничена свободой других. "Человек инстинктивно, неизбежно является социальным существом и рождается в обществе как муравей, пчела, бобер. Человеку, как и меньшим его братьям, т.е. как всем диким животным, присущ закон естественной солидарности, заставляющей самые примитивные племена держаться вместе, помогать друг другу и править с помощью естественных законов ". Благодаря тому, что человек наделен разумом, отличающим его от животных, благодаря прогрессивному развитию интеллекта он создал "вторую природу - человеческое общество. И это единственная причина, почему его инстинкт естественной солидарности превращается в сознание, а сознание, в свою очередь, рождает справедливость". Путем последовательных эволюций и исторических революций человек превращает примитивное общество в организованное, разумное, создает свою свободу. "Дело идет не о том, чтобы уменьшить свободу, необходимо, напротив, все время ее увеличивать, так как чем больше свободы у всех людей, составляющих общество, тем больше это общество приобретает человеческую сущность". Чтобы развивать эту человеческую сущность, необходимо ограничить, уменьшить, уничтожить животное начало в человеке. Порядок в обществе не должен огрэничизать свободу индивидуума, напротив, сам порядок должен вытекать из этой свободы. "Я могу быть свободным только среди людей, пользующихся одинаковой со мной свободой. Утверждение моего права за счет другого, менее свободного, чем я, может и должно внушить мне сознание моей привилегии, а не сознание моей свободы... Но ничто так не противоречит свободе, как привилегия". "Полная свобода каждого возможна при действительном равенстве всех. Обосновав, таким образом, главный основополагающий принцип, Бакунин переходит к третьему разделу: последствиям, вытекающим из этого принципа. Перестройку жизни общества Бакунин считает возможным осуществить при минимальном насилии. "Уничтожение права наследования и мощное действие рабочих ассоциаций при содействии нового духа и демократической организации страны будет достаточно для достижения цели". В области политической общество организуется снизу вверх. "Община представляет политическое единство, маленький мир, независимый и основанный на индивидуальной и коллективной свободе всех ее членов". Федеральный союз общин образует округ или провинцию. "Порядок в обществе должен быть не основой, а венцом свободы, и... следовательно, организация должна строиться не путем централизации, как во всех современных государствах, т.е. сверху вниз, от центра к периферии, а посредством свободных федераций и союза, т.е. снизу вверх - от периферии к центру". В последнем разделе документа, "Перейдем к практике", - Что мы не можем рассчитывать на буржуазию?.. - Что для того, чтобы поднять народ, нужна социальная и демократическая программа - одним словом, наша программа? - Что недостаточно, чтобы поднялся один народ, нужно, чтобы все или по крайней мере несколько, а для этого нужна тайная организация, одним словом, международный заговор? Если Вы ответите «да» на все эти вопросы, то Вы с нами ". В заключение Бакунин сообщает, что программа эта не рассчитана на осуществление в современном мире. * Опубликованный частично Вяч. Полонским под названием "Тайный интернационал Бакунина" в сб.: "Михаил Бакунин. Неизданные материалы и статьи". М., 1926, стр. 67-92. Удачный подбор интернациональных братьев - один из важнейших, определяющих моментов, а потому требования, предъявляемые к ним Бакуниным, максимальны. Член общества должен был быть: мужественным, умным, сдержанным, постоянным, интеллектуально развитым, решительным, не тщеславным, не честолюбивым. Со страстью и волей должен он воспринять всем сердцем основные принципы Катехизиса; он должен быть атеистом и признавать, что "истина, независимая от какой-либо теологии и божественной метафизики, не имеет иного источника, кроме коллективной совести людей". У брата не должно быть никаких тайн перед интернациональным советом, кроме тех, которые он должен хранить по своей должности согласно законам общества. Все свое политическое влияние, общественное и служебное положение должен он отдавать на службу обществу. Вся деятельность брата - литературная, политическая пли экономическая - должна оыть согласована с духом, тенденциями и задачами общества. По правам и полномочиям братья делятся на почетных и активных. Почетные, или братья-соревнователи, должны принять лишь основы программы общества и содействовать своим положением, званием, занятиями его процветанию. Активные братья на основе строжайшей дисциплины выполняют все поручения общества. В соответствии с разными функциями как почетные, так и активные братья при вступлении в общество дают "клятвенное обещание". Таков, в общих чертах, этот проект программы "Интернационального братства", к которому Бакунин возвращался не раз в 1865 и 1866 годах, переписывая отдельные разделы, редактируя, дополняя. В целом программа эта поражает своей масштабностью и определенной продуманностью, свидетельствует об огромной умственной работе, составлявшей в последние два-три года как бы второй план деятельности Бакунина. С одной стороны, он был беспрерывно занят польским делом, конспирациями вокруг пропаганды изданий Герцена, хлопотами по связям с "Землей и Волей", наконец, беспрерывными разговорами и агитацией в Лондоне, Стокгольме, Флоренции, с другой же - подспудно он осмысливал и группировал весь тот материал, который давал ему опыт слаборазвитых стран Европы и круг идейных исканий революционеров и социалистов. Процесс осмысливания происходил, естественно, на базе мировоззрения, уже сформировавшегося у него во второй половине 40-х годов. В итоге в его новой социальной системе торжествовал принцип федерации, а в чертах и характере грядущей всемирной революции проглядывали черты его старого плана революции в Богемии. Обоснование и защита принципа свободы п солидарности, отказ от национальных форм движения в пользу всемирной революции, наконец, масштабность п детальность разработки вопросов, связанных с тайной организацией, с революцией и послереволюционным устройством, - все это было плодом наблюдений, раздумий и деятельности начала 60-х годов. Объектом пристального внимания Бакунина была Италия. Различные социальные доктрины, имевшие в этой стране немало сторонников, естественно, интересовали Бакунина. Учение Мадзини не могло привлечь его. Конечная цель итальянского революционера была в создании единой буржуазно-демократической республики. Условием достижения этой цели для Мадзини была общеитальянская революция, движущей силой которой он считал народ. Важное место в его пропаганде играла этико-религиозная сторона: согласно ей участие в освободительном движении было религиозным долгом каждого итальянца. Лозунг "Бог и народ", подхваченный всеми его сторонниками, так называемой "Партией действия", имел, по словам К. Маркса, определенный смысл "в Италии, где бога противопоставляют папе, а народ - монархам" *. * К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 7, стр. 490. "Пизакане был поистине одной из самых романтических и поэтических фигур итальянского Рисорджименто, - писал о нем итальянский историк Джузеппе Верти, - ему были присущи глубокая непосредственность и прямота, вытекавшие из самого существа его натуры, безграничная искренность, глубокое и острое чувство природы и общества в духе Руссо и ранних социалистов-утопистов" *. По мнению Дж. Верти, многое объединяло Пизакане с Герценом, с которым он хорошо был знаком в период его жизни в Италии. С Бакуниным же лично Пизакане не встретился. Он погиб в 1857 году, но работы его, и особенно "Завещание", пользующееся громадной популярностью в Италии, очевидно, знал Бакунин *. * Джузеппе Верти, Демократы и социалисты в период Рисорджименто. М., 1965, стр. 340. Джузеппе Фанелли, руководитель тайного комитета в Неаполе, последнее время работавший с Пизакане и ставший с 1864 года одним из верных сподвижников Бакунина, мог быть связующим звеном между погибшим и живым революционером. Народ, считал Пизакане, созрел для революции, но не созрел для самоуправления. Поэтому плодами его побед могут воспользоваться другие, если не гарантировать его права общественным договором. Договор этот должен быть создан гением и не подвластен воле народа. Принципы его следующие: "1) Каждый индивидуум имеет право пользоваться всеми материальными средствами, коими располагает общество, дабы обеспечить полное развитие своих физических и духовных способностей, обеспечить свое образование. 3) Абсолютная независимость жизни, или возможность полностью располагать собственным "я" *. * Джузеппе Берти, указ. соч., стр. 363. Первое - это народ. Пизакане не очень-то доверяет его возможностям и потому выдвигает фигуру гения для создания общественного договора, гарантирующего свободное развитие народа. Бакунин, напротив, в народе видит источник справедливости и законности. Второе - это свобода, предел которой Пизакане видит в свободе других. Бакунин же полагает, что Руссо, утверждавший подобное мнение, был не прав. "Свобода - это не ограничение, а утверждение свободы всех". С Руссо и с Пизакане Бакунин расходился как в оценке пределов свободы, так и в отношении к сущности человеческой природы. Но в вопросе о необходимости восстановления "естественного состояния человека" и, таким образом, воссоздания естественных законов человеческого общества Бакунин так же, как многие его современники, вероятно, шел от Руссо. Естественный строй, соответствующий естественным свойствам человеческой природы, проповедовали еще во времена Великой французской революции бабувисты (последователи Гракха Бабефа), считавшие равенство основным принципом естественного права. Книга соратника Бабефа и идеолога бабувизма Буонарроти "Заговор во имя равенства" не прошла мимо сознания Бакунина. В частности, принципы организации строго законспирированного иерархически построенного тайного общества, расчет на то, что невежественные массы скорее всего могут способствовать успеху революции, возможно, оставили след в душе русского революционера еще в 40-х годах. Но вопрос о естественных законах тогда не привлек его. Теперь же, в 60-х годах, глубже и серьезней размышляя, беря за основу положительную природу человека, он стал искать основание его свободе именно в его естественном праве. Говорить здесь о прямом идейном влиянии Руссо или Буонарроти все-таки, пожалуй, не стоит. Положения эти были свойственны вообще гуманизму того времени. Так, Элизе Реклю пришел к ним иным путем, не через Руссо, а от живого, конкретного наблюдения природы и людей. Ученый-географ, путешественник и мыслитель, Элизе Реклю был человеком редкой душевной чистоты, огромного нравственного обаяния. Посвятив жизнь изучению жизни земли и всех народов, ее населяющих, Реклю с полным основанием отстаивал принципы естественной свободы, взаимопомощи и солидарности, царящей среди всех живых существ. "Вдохновитель других, - писал о нем П.А. Кропоткин, - Реклю принадлежал к тем людям, которые никогда не управляли и не будут управлять никем; он был анархист, анархизм которого является выводом из широкого и основательного изучения форм жизни человечества во всех климатах и на всех ступенях цивилизации" *. Элизе Реклю, так же как и брат его Эли, познакомились с Бакуниным в 1864 году в Париже. Элизе тогда же вступил в его "Братство", однако, очевидно, на правах почетного брата, потому что тактики бакунинской он не принял. * Н.К. Лебедев, Элизе Реклю, как человек, ученый н мыслитель. П.-М., 1920, стр. 56. * Н.К. Лебедев, указ. соч., стр. 54. © Copyright: Андрей Ганюшкин, 2019.
Другие статьи в литературном дневнике:
|