с 1787 года

Андрей Ганюшкин: литературный дневник

Мы, народ Соединенных Штатов, издаем и утверждаем эту конституцию для Соединенных Штатов Америки с целью образовать более совершенный союз, установить правосудие, обеспечить внутреннее спокойствие и общую безопасность, способство­вать общему благосостоянию и обеспечить благо свободы для нас самих и для нашего потомства.

1977 год СССР


Высшая цель Советского государства — построение бесклассового коммунистического общества, в котором получит развитие общественное коммунистическое самоуправление. Главные задачи социалистического общенародного государства: создание материально-технической базы коммунизма, совершенствование социалистических общественных отношений и их преобразование в коммунистические, воспитание человека коммунистического общества, повышение материального и культурного уровня жизни трудящихся, обеспечение безопасности страны, содействие укреплению мира и развитию международного сотрудничества.


Советский народ,
руководствуясь идеями научного коммунизма и соблюдая верность своим революционным традициям,
опираясь на великие социально-экономические и политические завоевания социализма,
стремясь к дальнейшему развитию социалистической демократии,
учитывая международное положение СССР как составной части мировой системы социализма и сознавая свою интернациональную ответственность,
сохраняя преемственность идей и принципов первой советской Конституции 1918 года, Конституции СССР 1924 года и Конституции СССР 1936 года,


закрепляет основы общественного строя и политики СССР, устанавливает права, свободы и обязанности граждан, принципы организации и цели социалистического общенародного государства и провозглашает их в настоящей Конституции.



РФ, 1991-2018 Собчак-Шахрай-Алексеев


Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.


*Суверенное государство - политически независимое государство, обладающее самостоятельностью во внутренних и внешних делах. Оно может заключать равноправные договоры с другими государствами, быть членами ООН, входить в международные экономические и политические организации. Государственный суверенитет (souverainet; — верховная власть) — это неотчуждаемое юридическое качество независимого государства...
**
Современная демократия
Современными западными политологами демократия не рассматривается как власть народа, который определяет суть осуществляемой государственной политики.


Демократия, по их мнению, — это система правления, считающаяся с волей народа, которая выражается в момент выборов правящей элиты.


Отечественная политическая наука решает данный вопрос иначе. Согласно ей базовыми принципами демократии являются:


народный суверенитет, т. с. первичным носителем власти выступает народ; всякая власть исходит от народа и делегируется им;
свободные выборы представителей в органы власти на oграниченный срок;
политический плюрализм;
гарантированный доступ всех социальных групп к политическим институтам;
контроль представительных институтов за работой правительства;
устранение политических привилегий для отдельных общественных групп и категорий граждан, учреждений и органов управления.
Принципы демократии:
принцип народного суверенитета, согласно которому единственным источником высшей политической власти при демократии выступает народ
свободные выборы представителей власти всех уровней, включая право на отстранение от власти тех из них, которые не оправдали доверия избирателей
участие граждан в управлении делами государства с использованием механизмов как прямой (непосредственной) демократии, так и демократии представительной (опосредованной)
конституционализм, при котором обеспечивается рационально-правовой характер организации и функционирования государства и равенство всех перед законом
наличие оппозиции, которой гарантируется право на легальную политическую деятельность и право сменить у власти, по итогам новых выборов, старое правящее большинство
принцип разделения властей, в соответствие с которым одна власть сдерживает другую, исключая возможность узурпации всей полноты власти одной из них.
В зависимости от того, как народ участвует в управлении, кто и как непосредственно выполняет властные функции, демократия делится на:


прямую;
представительную.


Прямая демократия
Прямая демократия - это непосредственное участие граждан в подготовке, обсуждении и принятии решений. Такая форма участия доминировала в античных демократиях. Сейчас она возможна в небольших населенных пунктах, общинах, на предприятиях и т. п. при решении вопросов, не требующих высокой квалификации.


Плебисцитная демократия — это вид прямой демократии, который также подразумевает непосредственное волеизъявление народа. Однако здесь влияние граждан на процессы властвования ограничено. Они могут посредством голосования только одобрить или отвергнуть проект закона либо другого решения, который подготовлен правительством, партией или инициативной группой. Такая форма демократии допускает возможность манипулирования волей граждан с помощью двусмысленных формулировок вопросов, выносимых на голосование.


Представительная демократия
Представительная демократия — ведущая форма политического участия граждан в современных политических системах. Ее суть — опосредованное участие субъектов в принятии решений. Граждане выбирают в органы власти своих представителей, которые призваны выражать их интересы, от их имени издавать законы и отдавать распоряжения. Такая форма демократии необходима в условиях огромных социальных систем и сложности принимаемых решений.


Для демократической жизни общества важно не только кто правит, но и как правит, как организована система правления. Названные вопросы определяет конституция страны, которая многими людьми воспринимается как символ демократии.


НАРОД
1) в науке конституционного права понятие, обычно подразумевающее все население данного государства, образующее единую социально-экономическую и политическую общность независимо от деления его на какие-либо национальные общности (в доктрине ряда стран, в том числе РФ, употребляется выражение "многонациональный народ"). Понятие "Н." означает и обособленную от других национально-культурную общность, которая может и не быть связана с территорией государства (в этом случае термин "Н." синонимичен термину "нация").
Конституции демократических стран закрепляют в качестве одной из основ конституционного строя принцип народного(национального)суверенитета, который предполагает, что первичным источником всей власти в государстве является Н.



Он может реализовать свою власть как непосредственно (на референдуме, так и через избранные им (прямо или косвенно) органы - парламент, главу государства, суд и др.
Впервые формула о Н. как главном источнике законодательной власти была использована в Конституции США 1787 г. В ее преамбуле говорится: "Мы, народ Соединенных Штатов... вводим и учреждаем настоящую Конституцию...", а далее: "Все законодательные полномочия, сим установленные, вверяются Конгрессу...". Французская Декларация прав человека и гражданина 1789 года объявляла источником суверенной власти нацию. В дальнейшем эта формула была воспроизведена многими конституциями в различных вариациях.
Конституция РФ (ст. 3) также провозглашает Н. носителем суверенитета и единственным источником власти. Она предусматривает несколько форм осуществления этой власти: референдум, выборы, через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
2) Один из субъектов международного права. Н. впервые стал общепризнанным субъектом международного права в 1945 г. в результате закрепления в Уставе ООН принципа "равноправия и самоопределения Н.". Ныне закрепляется широкий круг прав Н., обобщаемый в различных конвенционных и результативно-декларативных актах. Вместе с тем принятого всем международным сообществом понятия "Н." до сих пор нет. Не только в международно-правовой, но и в этнографической литературе дискуссии на эту тему идут с XIX в. На основе большинства определений (а их только в доктрине международного права было выдвинуто более 100) можно утверждать, что Н. - это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая общность людей, отличающихся от остальных единым языком, относительно стабильными особенностями культуры и психики, а также осознанием своего единства и фиксированным самоназванием. Судя по мировой практике осуществления права народов на самоопределение, в том числе тех случаев, когда это проходило под наблюдением ООН, понятие "Н." включает племя, группу племен, народность, этническую нацию, религиозную общность, языковую общность.





Другие статьи в литературном дневнике: