Отзыв на стихотворение З. Н. Палайи Окно
Окно
http://stihi.ru/2020/12/20/6898
Моё летучее бессмертие,
Пронёсшееся надо мной.
Зинаида Миркина
Между рамами кисть калины
на резном багряном листке.
Соблюдая обычай старинный,
я продлила ей жизнь.
Ни с кем
не беседую я неделями.
Капли крови горят на просвет.
За окном разговоры метельные
одинокий собачий след
заговаривают
и шёпотом
к голым веткам калины льнут.
Вспыхнет свет
между стылыми стёклами,
из рубиновых ягод сотканный,
о бессмертии шепчет что-то он
в сокровенности этих минут…
...
Здравствуйте, дорогая Зинаида Николаевна!
Вы задали вопрос, ответ на который тянет на хорошую исследовательскую статью. Традиция использования эпиграфа в русской поэзии, отношения текст/эпиграф, практически полный отказ от использования предваряющих строк в постмодернизме – это всё страшно интересно!
Меня учили, что эпиграф является частью стихотворения и его надо обязательно читать вместе с текстом на вечерах. Моды на включение эпиграфа, мне кажется, нет. Есть только внутренняя обусловленность, и чем она стопроцентнее, тем лучше. В моём случае, эта необходимость стопроцентная, но это очевидная необходимость. (Феликс, здесь речь о моём тексте, на который отозвалась З.Н. и задала мне вопрос.) Есть и другая необходимость: когда эпиграф внутренне конфликтует с текстом, тем самым оттеняя то, что хотел сказать автор. Бывает и скрытая закономерность существования эпиграфа, когда ещё докопаться до неё надо, но читатель чувствует, что автор прав, привлекая в свой текст чужая строку, прося её благословения или делая мишенью заключённый в ней смысл. Чего не стоит делать: это с помощью эпиграфа как бы дублировать смысл стихотворения или отдавать эпиграфу исчерпывающий смысл своего высказывания.
Наверняка есть и ещё варианты призывания эпиграфа в союзники.
Ольга Флярковская 03.09.2021 11:38 Заявить о нарушении / Удалить
О Вашем стихотворении. Мне оно бесконечно близко всматриванием в обыденное и простое, за которым вечное и непреходящее. Это очень самоценное стихотворение с неназойливой, но ясной подачей главной мысли. Стихотворение совсем небольшое по объёму, шапочка эпиграфа как будто тяжелит его, что ли... Содержащийся в прекрасных строках Зинаиды Миркиной ритм неуловимо теснит сложный и самобытный ритм Вашего произведения. Они не идеальны по музыкальному сочетанию, эпиграф и текст. Мне абсолютно понятно, почему Вы использовали эти строки. Но и без эпиграфа эти стихи дышат полной грудью! Справедливости ради: я привыкла доверять авторам, и если бы не случившийся эпизод с редактором, не стала бы сомневаться в необходимости этого эпиграфа. Он и сейчас мне представляется вполне убедительным. А дальше – только авторская воля.
Другие статьи в литературном дневнике:
- 23.12.2021. ***
- 21.12.2021. Отзыв на стихотворение З. Н. Палайи Окно
- 09.12.2021. ***