Эссе на память

Ольга Флярковская: литературный дневник

Рецензия на «Б22. Осень-Зима 2021 призовой» (Сетевой Клуб Поэтов)


Шиповник


Маниакально попиксельно и построчно,
срочное делать медленно.
Но точка — не самоцель, и эфой крадётся под кожу
из ложки китайца в Чайтауне.
Тайнами свилась в кольцо бесконечность,
беспечно исколотая секундами —
кутая руки бинтами.
Амен.


Пламенем неизведанного состояния
сиянием упиваться сквозь тёмное,
в дрёме срывая шиповник, пряча в ладонях плоды.
Ты — градом станешь, я — ветлой травой...


С тобой — прятать, что после растает — бессмысленно,
но если не сделать и этого —
эго земли замолчит, и не отдаст ни тебя, ни меня будущему —
щелочью ссыплется в раны от временных точек.


Хочешь сегодня коснуться вчерашнего? —
Страшные двери с глазками, соседи,
их дети в песочницах...
а хочется просто увидеть, минуя колючки,
навьюченные караваны,
краны с холодной водой и зной толуола —
Ютан Полуо.


Сир Ёга Лаем 25.11.2021 02:22 • Заявить о нарушении
+ добавить замечания


О-хо-хо... Вот это да!
За что люблю конкурсы, так за вот это соединение несоединимого поэтического материала, иначе говоря, за соседство тихих мелодических стихов традиционных форм и этакого мозгового штурма. В данном конкретном случае меня как читателя берут на испуг, эт точно.) Но не тут-то было. Прорвёмся.
Собственно, ключ к этому загадочному стихоговорению содержится в первых строчках:


Маниакально попиксельно и построчно,
срочное делать медленно.(с)


Я постараюсь не спешить, но от "маниакальности" открещусь, пожалуй. Пребывая в трезвом рассудке, я вижу довольно обширный текст, который самим автором, похоже, не был прочитан перед подачей на конкурс ещё раз. Иначе как объяснить исчезновение заглавной буквы в третьем фрагменте ("а хочется...")? Однако спасибо за наличие знаков препинания в целом (хоть они и досадно исчезают то тут, то там, нарушая языковые закономерности), они здорово помогают удержать равновесие и что-то всё-таки постараться во всём этом понять.)
Второе замечание посерьёзнее: глагол третьего лица "свилась" имеет ударение только на последний слог, иначе это, в лучшем случае, диалектизм, так часто говорят на Украине, например. В Вашем тексте, претендующем на высокий интеллектуализм - это немного "не айс". Я бы поправила.
В отношении содержания. Автор как будто всё сказал за меня: "С тобой — прятать, что после растает — бессмысленно..." ))
Для меня это текст с мерцающим, но упорно ускользающим смыслом. Возможно, высказывание это и не имеет такой цели - смысл, а имеет другие цели и его месседж направлен к нашему подсознанию или бессознательному. Вот и автор мне подсказывает:


Пламенем неизведанного состояния
сиянием упиваться сквозь тёмное...(с)


Мне повезло или не повезло, но я не хочу впадать в тьму, чтобы «упиваться» пламенем (невольная аллюзия в тексте, но какая знаковая!). Вообще, избежать бы такой участи. Но это мои, читательские, проблемы.
"Точка", конечно, "не самоцель", здесь я всецело поддержу автора. Амен.


Страшные двери с глазками, соседи,
их дети в песочницах...(с)


Постмодернистский пассаж немного приоткрывает мне "дверь" в этот текст, так, на цепочку, несмотря на неприятные "глазки". Мороз по коже от них.)) Здесь что-то глубоко личное (для ЛГ) тянется из детства, но у нас у всех всё тянется из детства, хотим мы этого или нет.
На "навьюченные караваны" с удовольствием посмотрю, на колючки наступать, да, не имею никакого желания. Ладно, взглянем, что дальше.
А дальше - опа! - краны с холодной водой. Однако, быстро я перегрелась, любуясь пустынным пейзажем... Но расслабляться рано - подстерегает зной толуола и - через длинное тире - Ютан Полуо.
Мы живём во времена Гугла. Гугл, на помощь! Читаем: толуол - это "бесцветная подвижная летучая жидкость с характерным запахом, проявляет слабое наркотическое действие. Смешивается в неограниченных количествах с углеводородами, многими спиртами, простыми и сложными эфирами, плохо растворяется в воде".
Ага, есть эстетика сновидческая - а есть эстетика "изменённого сознания", видимо. Мы живём в 21 веке, напоминаю я себе. Так. Теперь о красивом. Ютан Полуо - это очень красиво. Это загадочно. По легенде он "расцветает раз в 3000 лет, знаменуя рождение великого мудреца или новую реинкарнацию Будды". Такая буддистская "фишка". Нашла в сети, что он недавно расцвёл под стиральной машиной одной монахини в буддистском монастыре... Она машину зачем-то отодвинула, а там... эти белейшие дрожащие капельки на спиральках! Конечно, чудо. Но начинали мы с того, что в "дрёме срывали шиповник". И даже произведение носит имя этого растения, а не мифического цветка.
Вот так и поместили Вы меня, дорогой автор, меж двух миров или даже больше.
Но я совершенно не хочу становиться по отношению к Вам градом, хоть Вы это и предрекли: "Ты — градом станешь, я — ветлой травой..." Я тоже такая ветла трава, простой человек. И могу только поблагодарить Вас за мужество принести такой необычный текст, за стремление самовыразиться, за чутьё к языку, которое проступило сквозь сложнозакрученный сюжет, не являющийся таковым. Всё это я ощутила в полной мере.
Но не могу не сказать, причём с большой обеспокоенностью. Если этот текст - гонец будущего, если это направление современной поэзии вытеснит из русской поэзии всё остальное, это будет страшно. Потому что это будет разрушение сознания, на мой взгляд.
Дорогой автор! Не примите мои слова как некий приговор себе. Люди вообще, поэты особенно - это реки. И Вы, и я, и мир меняемся и развиваемся. И я не удивлюсь, если однажды прочту прекрасное, сложное, культурное, полное аллюзий стихотворение, написанное Вами. Но - исполненное высокого смысла (или просто смысла).
С добрыми пожеланиями и простите, если что...


Ольга Флярковская 27.11.2021 16:52 Заявить о нарушении / Удалить
+ добавить замечания



Другие статьи в литературном дневнике: