Марк Шехтман. Два стихотворения

Ольга Флярковская: литературный дневник

Поправить Пикассо...



* * *


Цветенье рук. Девчачьи ноги. Испания в полдневном жаре...
Конечно же, известна многим картина с девочкой на шаре.
Вдали холмы, как бычьи шкуры, и горизонт колюч и тесен,
И юные стройны фигуры – и только шар неинтересен!


Да шар ли – эта в цвет болота к земле придавленная масса?
Мне кажется, в картине что-то напутал славный дон Пикассо,
И потому кривым и плоским, тяжёлым, каменно-щербатым
Мы видим шар. И как в повозке таскать такое акробатам?


И я подумал, холодея и даже леденея, вроде,
Что слишком дерзкие идеи, увы, не родственны природе.
И, вспомнив, что творец картины кубизмом славился недаром,
Я понял, где лежат причины ужасной неудачи с шаром!


И мысль явилась мне шальная про эту девочку босую:
Пусть отдохнёт она, пока я ущербный шар перерисую!
Конечно, криков много будет, что-де кощунственно и нагло,
И за вмешательство осудит меня и сам великий Пабло, –


Но станет шар красив и ярок, и возвратит себе округлость,
И зритель примет как подарок его весёлую упругость,
И девочка, явив упорство, на этом шаре в поднебесье
Взлетит, сменив противоборство крылатым чудом равновесья!


*******


Рецензия на «Поправить Пикассо...» (Марк Шехтман)


Так много хочется сказать, что страшно не суметь выразить свои мысли. Помня наш с Вами разговор об образе и выразительности в поэзии, нахожу и здесь пищу для его продолжения, дорогой Марк!
Скажу сразу, что и мне всегда казался этот шар чугунным, а не пусть тяжёлым, но резиновым – гимнастическим, а девочка представлялась не работающей на своём снаряде, пока её утомлённый брат отдыхает (символизируя тяжёлую жизнь артистов на Западе, как приходилось читать в советские годы), а забавляется на этом странном наросте. То есть шар и девочка виделись мне абсолютно разнородными...
Но Ваше стихотворение заставило меня взглянуть на ситуацию под совершенно иным углом зрения! Более того, я услышала в нём продолжение разговора о поэзии «современной» и «традиционной», как это принято разделять на стихире, вполне безграмотно.
«Поэзия – езда в незнаемое», – не повторяет только ленивый. Эта мантра звучит, действительно, весьма интригующе и афористично.
Однако, вдумаемся!
Почему такое сужение универсализма поэзии, почему такое отвержение её иных возможностей и предначертаний? А разве может утверждать иной новый нигилист от «современной« поэзии, что он всё постиг в том, что он «знает», и посему предметом искусства условно «знаемое» быть не может? Да можно ли сказать, что я всё знаю в окружающем мире и мне не интересно? Не притаилась ли некая гордыня за этими манкими и эффектными словами?
Именно Ваше стихотворение дало мне ключи к поиску ответа на этот вопрос.


И я подумал, холодея и даже леденея, вроде,
Что слишком дерзкие идеи, увы, не родственны природе.
И, вспомнив, что творец картины кубизмом славился недаром,
Я понял, где лежат причины ужасной неудачи с шаром!(с)


Поэзия – это и езда в «знаемое», знакомое до пота, до мозолей. Это постижение, и синтез (по Балашову), и фантазия, и полёт на цветном шаре. И бесконечные богатейшие возможности слова, и музыкальность, и мощь (их словно воплотили две фигуры на картине дона Пабло), и многое другое.
А иные современные агрессоры от постмодернизма, отказывающие силлаботонике в жизнеспособности, а реалистическому искусству в праве на современность, просто могли бы прочесть Ваши строки и задуматься над их глубочайшим смыслом.
Простите моё невольное многоглаголание, Марк, нечасто бывает, что стихи вызывают такое желание высказаться. А ведь именно живое дыхание, «крылатое чудо равновесья», свобода поиска или следования, вольное развитие – суть те прекрасные законы гармонии, которые нам подарили великие поэты прошлого. Мальчишество – отказываться от них, но преступление – проповедовать их «устарелость».
Спасибо Вам!


Ольга Флярковская 16.04.2021 09:45 • Заявить о нарушении / Редактировать / Удалить



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 16.04.2021. Марк Шехтман. Два стихотворения
  • 04.04.2021. ***