Мысли по случаю
Критики нам готовы простить всё, кроме ясности мысли и простоты изложения. Витиеватость, запутанность и даже неумелость часто удостаивается с их стороны лишь журения и отеческого потрёпывания по щеке.(с)
Владимир Мялин
Всё верно.
Стремящееся к лидерству направление современной поэзии в глаза читателю своему «не смотрит», оно смотрит вкривь и вкось, а если всё же в глаза, то набычившись, размахивая мысленно палицей...
Искусство отрицания главного в жертву второстепенному, но изощрённому, жертвенного в угоду глубоко эгоцентричному, недоверия миру и Богу, обнуления любого пафоса, кроме пафоса антипафоса... Искусство антимифа. Оно получило название постмодернизм.
В самой приставке «пост» как-то мало оптимизма, будто намёк на некую неполноту....
На счету этого направления есть, безусловно, свои открытия. В области психологии, к примеру... Внимание к частностям, к мелочам, умение их видеть, искусство отбора детали, виртуозное владение тем, что оставлено из языка, оперирование намеренно скупым, бедным набором образов. Все оттенки печали и разочарованности, скепсис современного жителя мегаполиса нашли в нём своё выражение, Человека, пронзительно ощущающего своё одиночество, человека с заваленной вертикалью сознания, попросту, без Бога в душе.
(Любопытно, что теперь ходят общаться в кафе, а не в гости. Гость должен прийти в Дом, (может, просто Дома нет у многих?..) а в кафе –что, потрепались – и разошлись. Без взаимных обязательств любви, встречи, вечери. Без душевного труда. Без необходимости говорить и слышать... Заметила, что музыка часто заглушает речь в таких местах. Так даже проще...)
Что же придёт на смену?
Я думаю, на новом витке будет всплеск романтизма. Из такого потопления в среду, быт, мелкие переживания только рывком освободиться можно...
Поэзия – это высшая форма речи, гармония мысли и звука. Кто это сказал (Бродский сказал, но чуть иначе), тот прав.
Муки творчества – открытие, расслышание в себе языка Адама и Евы.
Всё-таки настоящая поэзия – это очень высоко.
Почему же так мелки, злопамятны бывают поэты? В их руках ключи от величайшего из миров, доступных человеку при земной жизни, а они гремят ими, как ключами от «жигули» или «тойоты»...
Поэзия и цель, и средство. Это большая ответственность и зона колоссальной уязвимости. С каким наслаждением иные умники тыкают автора в несовершенство его строк, отлично зная, как вздрагивает от обиды его душа. Тыкают не только неумелого, малоодарённого, но и одарённого, даже – явно одарённого, но иного, инакого... Оперируя несколькими приёмами, затыкают в человеке его родник, который, быть может, составлял его счастье...
Увольте, нет. Критик – это гид в творческом мире автора, переводчик, толмач (пусть так!), но не вивисектор.
Но есть, безусловно, школа, мастерство и обучение. И должно быть желание учиться, развивать вкус к слову. Есть поэтическая культура речи. Чем профессиональный строгий разбор отличается от недобросовестных критических манипуляций?
После первого – хочется стать лучше, возрастает ответственность... После второго – желание всё бросить.
Бегом от вторых к первым, слушая своё сердце.
Но строже обоих будь к себе сам, автор! Тогда никто не страшен.
Другие статьи в литературном дневнике: