Большое сердце русского Пьеро. Памяти ВертинскогоСаша Вертинский родился 20 марта 1889 года в Киеве, на Фундуклеевской улице. Сам он с юмором вспоминал, что рядом с их домом было цветоводство Крюгера, а напротив – анатомический театр, поэтому на улице всё время пахло либо цветами, либо трупами. Возможно, и те, и другие запахи позднее подспудно определили смысл, настроение стихов-песенок Вертинского. В три года у мальчика умерла мать, ещё через два – отец. Александра и его старшую сестру Надю разлучили, они жили в семьях разных родственников, причём брата уверяли, что сестра умерла, девочку – что скончался брат. В девять лет Саша отлично сдал экзамены в Первую киевскую гимназию, но через два года его отчислили за неуспеваемость и «дурное поведение». Его перевели в Четвёртую киевскую гимназию, но и оттуда исключили по окончании пятого класса. Тётка не выдержала и выгнала племянника из дома. Он подрабатывал статистом в театре, писал театральные рецензии, публиковал небольшие рассказы в местных газетах. Но денег катастрофически не хватало. Приходилось торговать открытками, подрабатывать грузчиком, корректором в типографии… Однако его рассказы сделали своё дело: он вошёл в круг киевской богемы как молодой литератор, познакомился с поэтом Михаилом Кузминым, философом Николаем Бердяевым, Казимиром Малевичем, Марком Шагалом. А в 1913 году Вертинский отправился покорять столицу. По одной из версий, он увидел в журнале «Театр и искусство» упоминание Н.Н. Вертинской и написал ей письмо. Это действительно оказалась его сестра. К ней он и приехал. Александр Николаевич начал выступления в литературных и драматических сообществах, снялся в эпизодической роли в фильме у Александра Ханжонкова. Увы, вскоре брат и сестра Вертинские подсели на кокаин, который тогда свободно продавался в аптеках как лекарство. С началом первой мировой войны Вертинский в конце 1914 года отправился на фронт санитаром. Там ему сообщили, что Надя умерла от передозировки кокаина. Следов её Вертинскому найти не удалось. Но сам он пагубное пристрастие сумел побороть: и под влиянием смерти сестры, и под влиянием того, что видел во фронтовых госпиталях.
Но Вертинский дорог нам уж точно не тем, что он поборол кокаинизм. Куда важнее его поэтический дар, его потрясающие песни-ариетки, которые с первых же шагов русского Пьеро на эстраде завоевали фантастическую популярность. Кстати, а почему «русский Пьеро»? Эту маску придумал сам Вертинский. Вернее, самые разные маски на сцене были веянием того времени. Например, у клоуна-эксцентрика Василия Гущинского была маска оборванца-бродяги. Вертинский же пошёл другим путём. В 1915 году он предложил Театру миниатюр Марии Арцыбушевой свою новую программу «Песенки Пьеро». Арцыбушева оценила идею по достоинству. Для артиста изготовили экзотическую декорацию и костюм из комедии дель-арте. У русского Пьеро был особый язык и темы, пронизанные печалью, тоской, трагизмом, скорбью. Таковы, например, песни, посвящённые актрисе Вере Холодной, которую он открыл и привёл к Александру Ханжонкову. Увы, актриса скончалась молодой от испанского гриппа, отсюда и настроение песен. Хотя первая из них не столь пессимистична. Помните, её исполнял герой Высоцкого в фильме «Место встречи изменить нельзя»: Где Вы теперь, кто Вам цалует пальцы, Куда ушёл Ваш китайчонок Ли? Вы кажется, потом любили португальца, А может быть, с малайцем Вы ушли…
Поначалу Вертинского обвиняли и в пошлости, и в жеманстве, и в кривляниях, и в «отрыве от реальной жизни». Действительно, его песни полны экзотических деталей, того, что принято называть «красивостями»: В банановом и лунном Сингапуре, в бури, Когда под ветром ломится банан, Вы грезите всю ночь на жёлтой шкуре Под вопли обезьян...
Я не знаю, зачем и кому это нужно, Кто послал их на смерть недрожавшей рукой, Только так беспощадно, так зло и ненужно Опустили их в Вечный Покой! Осторожные зрители молча кутались в шубы, И какая-то женщина с искажённым лицом Целовала покойника в посиневшие губы И швырнула в священника обручальным кольцом... И никто не додумался просто стать на колени И сказать этим мальчикам, что в бездарной стране Даже светлые подвиги — это только ступени В бесконечные пропасти — к недоступной Весне.
Согласно легенде, Вертинский тогда сказал: «Это же просто песня, вы же не можете запретить мне их жалеть!». На это ему ответили: «Надо будет, и дышать запретим!». Вскоре Вертинский отправился гастролировать по южным городам России. В Одессе с ним встретился белогвардейский генерал Яков Слащёв – тот самый, который послужил Булгакову прообразом генерала Хлудова в пьесе «Бег». Он рассказал актёру: «А ведь с вашей песней мои мальчишки шли умирать! И ещё неизвестно, нужно ли это было…»
https://www.nvgazeta.ru/news/12370/613370/
© Copyright: Фима Жиганец, 2022.
Другие статьи в литературном дневнике:
|