Аффтар выпил йадуКак родную речь превращают в «язык подонков» *«Обучаясь русскому, с меня слетела крыша»* В прошлой пятничной публикации («Бравый солдат Швейк предупреждает») я рассказал о попытках доморощенных «реформаторов» сократить русский алфавит, вымарав из него часть букв. Оказалось, тема эта – болезненная, и читатели попросили её развить. Но «загрести пошире»: обсудить ситуацию с русским языком в целом. Тема необъятная. Но всё же, как говорил булгаковский Шарик, попробуем эту сову прояснить. В меру сил. О критическом положении с русским языком сейчас не говорит только ленивый. Однако вряд ли вы найдёте в истории России (по крайней мере, с Петровских времён) период, когда дело обстояло бы иначе. Филологи, литераторы, элита общества не оставляли родной язык в покое. Одни призывали к его защите, другие требовали обновления, изменения, обогащения. Кто-то выступал против чужеземных заимствований (заменяя калоши «мокроступами»). Другие высмеивали перенос французской манеры построения фраз на отечественную почву («подъезжая к станции, с меня слетела шляпа»). В 1920-е языковеды возмущались засильем аббревиатур и сокращений (ВПШК, БПА, ИМРД, Допр, Госагропром)… Я уже не говорю о стенаниях по поводу всеобщей безграмотности и косноязычия. Нынче проблемы защиты, развития, изучения родного языка только обострились. Почему? Не слишком ли мы сгущаем краски? Говоря на ломаном русском – «будем посмотреть».
– Вы, гуманитарии, вечно тянете одеяло на себя. Каждый человек с детства овладевает родной речью, в школе получает необходимый словарный запас. Затем самостоятельно пополняет его, насколько ему требуется. Журналисту, актёру, публичным личностям надо больше. Фермеру, таёжному охотнику, оленеводу – меньше. А вы на ровном месте создаёте проблемы. Подумаешь, запятую не там поставил или «заяц» через «е» написал. Кому надо, тот поймёт. Другие оппоненты предлагают «физикам» и «лирикам» играть на разных площадках: «Мы же не заставляем филологов изучать высшую математику. Вот и вы не лезьте к «технарям» со своими причудами! Природа дала людям разный склад ума. А вы навязываете языковую деспотию, тиранию орфографии, пунктуации и стилистики!» Вроде бы логично. Но только на первый взгляд. Я уважаю математиков, физиков, химиков и всегда готов присоединиться к тосту из «Кавказской пленницы»: «Так випьем же за кибернетики!». Однако вряд ли кто может оспорить утверждение о том, что человек – животное социальное. Все его достижения невозможны без общения между особями – сложного, образного, способного передавать тонкие нюансы, оттенки, смыслы. Язык – показатель развития общества. Чем глубже человек познаёт действительность, тем богаче его язык. Чем выше цивилизация, тем многообразнее её языковые средства. Без развития языка невозможно никакое развитие. Вообще. В принципе. Прекрасно об этом сказал академик и заслуженный учитель России Яков Турбовской: «Если мы не знаем русского языка, на котором идет обучение, то мы не знаем ни физики, ни химии, ни географии, ни биологии, ни всех остальных предметов». Вспомним гениальное стихотворение Николая Гумилёва «Слово»:
Бог склонял лицо своё, тогда Солнце останавливали словом, Словом разрушали города.
Звёзды жались в ужасе к луне, Если, точно розовое пламя, Слово проплывало в вышине.
Как домашний, подъяремный скот, Потому что все оттенки смысла Умное число передаёт.
Покоривший и добро и зло, Не решаясь обратиться к звуку, Тростью на песке чертил число…
С одной стороны, русский язык преподавали гораздо лучше. Школьники учили правила, каждое из которых излагалось в учебнике с конкретными примерами. В любое время можно было освежить пройденный материал, открыв нужную страницу. Всё формулировалось простым, доступным языком – чтобы не возникало никаких вопросов. А если вопрос всё же возникал, в пособии можно было легко найти исчерпывающий ответ. С приходом «перестройки» наступила пора экспериментов над детьми. Многие современные учебники по русскому языку способны ввести в ступор даже филолога. ПОЛНОСТЬЮ СТАТЬЯ ЗДЕСЬ - © Copyright: Фима Жиганец, 2019.
Другие статьи в литературном дневнике:
|