Чисто ростовский початок11 декабря мир отметил День танго
*«Непристойный стриптиз души»* «Известен рассказ Ахматовой, как на петербургской вечеринке Константин Бальмонт, наблюдая танцующую молодежь, вздохнул: «Почему я, такой нежный, должен всё это видеть?». Эпизод имел место 13 ноября 1913 года в дни захватившей Петербург тангофилии: все разучивали новый танец, который был окружён ореолом сексуальной смутительности. Вот рассказ москвича, которому было 6 лет в 1913 году: «Недалеко от нас помещалось варьете «Аквариум». Родители там были, отец потом рассказывал знакомым, что они «видели настоящее аргентинское танго». Мать меня сразу же выставила за двери – танго считалось настолько неприличным танцем, что при детях нельзя было о нем говорить». И вот Бальмонт, мексикоман и певец сексуального раскрепощения, хотевший быть дерзким, хотевший быть смелым, хотевший сорвать одежды с партнёрши, не признал родственную душу аргентинского танго, этот стриптиз души, "порочную выдуманную музыку"». Встрепенулись и власти. Министр народного просвещения Лев Кассо разослал попечителям учебных округов циркуляр: «Ввиду явно непристойного характера нового, входящего в большое распространение танца под названием «танго» покорнейше прошу принять строжайшие меры к тому, чтобы означенный танец не преподавался в учебных заведениях вверенного вам учебного округа, а равно, чтобы ученики как мужских, так и женских учебных заведений не посещали танцклассов, в коих преподается бесстыдство "танго"». Однако запрет не возымел действия. Аргентинское танго называли ещё «танго криольо» – «креольский танец», чтобы отличать от «матчиша» («бразильское танго»). И предприимчивые учителя танцев стали преподавать «креольский танец»: его-то Лев Аристидович не запрещал! После этого Кассо в конце 1914 года скончался. Не вынесла душа министра позора мелочных обид? *«На Богатяновском открылася пивная»* Поначалу танго было популярно именно среди уличных преступников и сутенёров, затем – у «авторитетов». И лишь позже стало народным. На Дерибасовской открылася пивная, Содержание песни удивительным образом соответствует рассказу Ирэн Виллольдо об аргентинском короле сутенёров. «Шмаровоз» на жаргоне как раз и значит «сутенёр» («шмара» – девушка, женщина). Песня же повествует о драке в пивной, где посетители не поделили «девочек» во время исполнения танго. Судя по реалиям, действие происходит до революции. С большой натяжкой можно отнести сюжет и к эпохе нэпа – середина 1920-х годов. При этом одесский колорит и особый акцент в песне про одесскую пивную настолько явные, что вроде бы нет никаких сомнений в том, где эта песня родилась. Но вот закавыка: никакого упоминания об этом «одесском танго» ни в это время, ни в 30-е и 40-е годы, ни в начале 50-х не сохранилось! Даже полунамёка. Этот факт, может, никого бы и не напряг, если бы не любопытное обстоятельство. В то время как об «одесском танго» до середины 1950-х нет ни слова, существует много упоминаний «ростовского танго», которое начиналось словами «На Богатяновской открылася пивная»! Как говорится, наш донской «Эль чокло».
© Copyright: Фима Жиганец, 2018.
Другие статьи в литературном дневнике:
|