***

Светлана Феттер: литературный дневник

Пока не знаешь — молчи.
Пока блуждаешь — молчи.
Не тешься блеском парчи,
Пустых забав не ищи.
Чтоб человеком ты был,
И вровень с веком ты был,
Нe жил бы ты суетой,
Ты пять врагов покори
И пять друзей избери.
Злословье, ложь, хвастовство,
Тщету пустую и лень
Смети с пути своего.
Правдивость, ясная мысль,
Упорство, скромность и труд —
Доверься — не предадут.
Будь чистым, зла сторонись,
К деяньям светлым стремись,
Чтоб разум жил добротой.



С этих стихов великого Абая, пожалуй, лучше всего начать рассказ о нем.
Ибрагим Кунанбаев — великий гуманист, общественный деятель, просветитель, поэт ,гордость, честь, совесть и душа нации.
Бабушка его,которая привила мальчику любовь к родному языку, называла его Абай. Так и мы его называем до сих пор.
Песни , сказки, пословицы, поговорки, все, что ему рассказывала бабушка,обряды и традиции народа это и составило духовный мир мальчика . Еще он обучался в медресе и учился в русской школе, где изучал достижениями науки, читал русских поэтов, писателей.
Уже в тринадцать лет Абай был правой рукой своего отца.
Он всегда стремился помочь беднякам, искоренить их безграмотность, улучшить жизнь казахов.Но...
Не всегда взгляды у отца и сына совпадали. Абай стремился судить по совести, а его отец ,попросту говоря, мог и закончить дела, взяв мзду.
Из-за этого Абай в 28 лет расходится с отцом навсегда. Покинув отчий дом, он продолжает совершенствовать свои знания,много читает и пишет.
Кунанбаев считал, что важнейшую роль в правильном понимании мира играет нравственная чистота человека. Если его душа лишена пороков, кичливости и эгоизма, то отраженный в ней мир - чистый и ясный. Высоконравственные люди — основа счастливого общества.
Он ратовал за то, чтобы люди приобретали новые знания, знакомились с новыми языками, художественными произведениями.
Все его взгляды отразились в книге " Карасоз"( " Слова назидания"), где Абай с болью и горечью пишет о нравственных пороках своего горячо любимого народа, назидает его, очень хочет, чтобы люди прочли эти слова и приняли как должно.
Стихи Абая - это искусное сочетание пейзажной и философской лирики и любовных посланий.


В 1909 году вышел сборник стихов Абая Кунанбаева, где главенствующее место было отведено произведениям, в которых осуждался паразитизм баев, утверждались идеи дружбы, равноправия, взаимной помощи и благородства.
Также он создал типизованные портреты современников («Кулембаю» и «Кожекбаю»), богачей, царских приспешников.
В стихотворении «Поэт» казахский певец описывает миссионерское предназначение творчески одаренного человека. Абай был не только поэт, писатель, он также играл на домбре и писал песни.



Его судьба — одиночество и борьба за души людей. Вот как он с горечью пишет о своей судьбе
Ни ночь, ни день
Ни утро и не вечер...
И кто бы жизнью жизнь мою назвал...



О чем бы ни размышлял поэт, нравственность, благочестие, честность и порядочность — вопросы, которые выходят на первый план.
Особенно выразительно они прозвучали в его талантливых поэмах «Искандер», «Азим» и «Масгут». В поэме «Масгут» автор касается невежества и его губительного влияния, которое может ослепить даже острый разум.
В поэме «Искандер» Абай касается личности Македонского.
Поэт отказывается от его идеализации, показывает римского завоевателя алчным, чрезмерно честолюбивым и кровожадным человеком.
Аристотель (воплощение человеческого разума) показывает императору, что путь зла ведет к духовному, моральному и физическому крушению.
Так Кунанбаев иносказательно указал современникам на пагубность алчности и насилия.
А вот как описал автор трагедию бедности в поэзии «Ноябрь — преддверие зимы»:



У бая много пастухов и юрта хороша,
А бедный мёрзнет сам в степи, скотину сторожа,
Он квасит кожи и дубит их в ледяном чану,
Жена, бедняга, ткёт чекмень, от холода дрожа.
И для ребёнка нет костра, и в юрте натекло,
И улетучилось давно последнее тепло.
А старикам — совсем беда, ложись и помирай:
И пищи нет, и солнца нет, и ветер воет зло.



Обладая глубокими знаниями и большим сердцем, казахский поэт стремился к совершенству мира и человека.
Он указывал путь — образование, мораль, духовный рост.



Первыми последователями его мировоззрения стали его трое сыновей, - как и их отец, поэты, неравнодушные к судьбам народа. Но дети умирали рано, лишь один из них, Турагул дожил до старости.Родившийся в 1875 году, стал общественным деятелем политической партии "Алаш Орда". Увлекался литературой и, как утверждают специалисты, перевел некоторые произведения Джека Лондона, Максима Горького и других писателей на казахский язык.
Третий сын Магауи из жизни ушел в 34 года, а на сороковой день после его смерти бренный мир покинул и талантливый сын Степи Абай.
Известные родственники - Один из самых известных казахстанских писателей является Мухтар Ауэзов. Мало кто знает, что он – внучатый племянник просветителя. Ну а наибольшую известность Ауэзову принес исторический роман "Путь Абая", посвященный известному предку. Также стоит упомянуть о другом казахстанском поэте – Шакариме Кудайбердиеве. Он был племянником Абая.



В книге " Гроза" Альжаппара Абишева Абай является защитником всех угнетенных, уважаемым человеком, любимцем народа. Книга эта посвящена борцу за справедливость, народному мстителю Мади Бапиеву. Скитаясь по степи, уходя от преследователей, он мечтал приникнуть к плечу Абая, знал, что он никогда его не выдаст в руки гонителей.
Вот как описывается смерть великого Абая в этой книге.



По степям поехали гонцы с дурной вестью - умер Абай.
" Солнечный свет померк в глазах Мади, и в этой неоглядной степи вдруг не стало воздуха...он прислонился к шее коня...
Умер Абай- шептал старик...лучше бы смерть за мной пришла...нельзя сказать - умер Абай...надо - упала гора...высохло море, из которого утолял жажду весь казахский народ.
Ушел Абай. в это нельзя поверить...как в то. что солнце не сможет взойти...
Ему было нелегко в стане недругов, которые попрекали его - как это он. человек высокого происхождения, постоянно вступается за каких-то голодранцев....вступается в стихах, которые потом распевает вся степь, и мало того, берет под свое покровительство, когда к нему обращаются за помощью...у него любимую девушку угнали в далекий аул и продали замуж за другого...Но пусть даже сердце его былостиснуто мучительной тоской - Абай жил и творил добро и отстаивал справедливость, чего бы это ему ни стоило. И своей жизнью он подавал пример всем.кто мог это увидеть.-каким должен быть человек, если он хочет называться человеком. Абай ушел Но остались его песни - как завещание не сдаваться на милость злу.а бороться с ним, пусть даже это самому тебе грозит смертью!
Прощайте, Абеке...вы прожили достойную жизнь. Вы ушли - а нам жить и помнить ваши заветы." ( Абишев А. " Гроза")



- Читайте подробнее на SYL.ru: https://www.syl.ru/article/425932/abay-kunanbaev-biografiya-lichnaya-jizn-knigi





Другие статьи в литературном дневнике: