О Владимире Сапронове и его творчестве.

Евлалия Людмила Бодня: литературный дневник

Владимир Сапронов – автор многочисленных поэтических сборников, изданных столичными и региональными издательствами общим тиражом более четверти миллиона экземпляров. Кроме того, стихи его публиковались в различных альманахах, в антологиях, в хрестоматиях, в коллективных сборниках, а также в журналах «Новый мир», «Октябрь», «Юность», «Огонёк», «Сельская молодёжь», «Крокодил», в еженедельниках «Литературная газета», «Литературная Россия» и других периодических изданиях.


За поэтическое творчество В. Сапронов был удостоен премии им. Тульского комсомола и ещё в советское время принят в члены Союза писателей СССР.


О творчестве поэта писали известные критики и литературоведы. Особенно тепло отзывались о нем С.В. Михалков, В.Ф. Боков, С.С. Наровчатов, Н.К. Старшинов, В.Я. Лазарев.


Его книга «Избранное» отмечена литературной премией им. Л. Н. Толстого. Предисловие к ней (см. ниже) написал известный российский критик, литературовед, философ, историк Вадим Валерианович Кожинов.



О ПОЭТЕ ВЛАДИМИРЕ САПРОНОВЕ...



(Из предисловия к сборнику «Журавлиные колокола»)


… О поэте Владимире Сапронове я узнал три года назад.
Тогда среди моей почты оказался толстый пакет: стихи и письмо.
В письме была лишь одна просьба – внимательно прочесть рукопись. Что я и сделал.
По-есенински напевные и вместе с тем своеобразные, лишённые эпигонской стилизации,
стихи В. Сапронова показались мне удивительно искренними.
Поэт прислал мне произведения, из которых составлялась книга для детей.
Но, думаю, и взрослому читателю они доставили бы наслаждение.


Вспенилась гречиха.
Скошены луга.
Снятся речке тихой
Лунные стога.


Затухают звёзды,
Как огни в золе.
Хорошо и просто
В поле на заре.


Справа у дороги
В светлой полосе
Липы студят ноги
В голубой росе.


Шелестит усами
Молодой ячмень.
Где-то за холмами
Вздрагивает день.


На краю просёлка
Ранний грай ворон.
Милая сторонка
С четырёх сторон!


Год назад издательство «Малыш» выпустило книгу В. Сапронова «Серебрянка».
А теперь мне радостно напутствовать новую, совсем «взрослую» книгу этого поэта.


О чём бы ни писал он – каждая строка, как точная чистая нота.


С. МИХАЛКОВ,
г. Москва



ПЕСНЯ В ЧЕСТЬ РОДНОГО ПОЛЯ


(Из предисловия к сборнику стихов «Лирика»)


Говоря о поэтическом творчестве Владимира Сапронова, сразу хочется отметить, что он исключительно лирический поэт. Я не отрицаю, говоря это, значение мысли, без неё нет вообще никакого искусства. Я только хочу предостеречь любителей поэзии от огульного охаивания тех поэтов, у которых находим мы с первых же строк то берёзку, грустящую под окном, то травинку, колеблемую ветром, то нежный закат или восход. И эти, привычные нашей поэзии, образы у настоящего поэта мыслят вместе с ним. Интеллектуальность бывает напускная, злонамеренная, ложная, когда поэт по бедности эмоций и переживаний "играет" роль философа и мутит воду здравого поэтического смысла. Но есть интеллектуальность естественная, сердечная, доступная широкому кругу читателей. Это в первую очередь интеллектуальность пушкинская. Самые сложные свои мысли он формулировал ясно и афористично:


В надежде славы и добра
Смотрю вперёд я без боязни.


Какая великая программа, какой оптимистический взгляд на развитие истории и человеческого общества!
Лирика Владимира Сапронова идёт по пушкинскому пути. Она жизненна, конкретна, обладает настоящей интеллектуальностью и гражданственностью.


Высокий дым над каждой хатой.
В лучистых окнах ранний свет.
И от морозного заката
Чуть розоватый санный след.


Ветвистый вяз с метелью в кроне.
Колодец старенький под ним.
Да скрип шагов. Да карк вороний.
Да журавлиный стон бадьи.


Да лай заливистый дворняжки
За палисадом, у крыльца.
Да бег лыжни через овражки
В поля без края и конца.


А по ночам – луна, как дыня,
И тени синие в саду.
И на бугре берёзка стынет
У всех метелей на виду…


Неприхотлива здесь природа,
Но величава в простоте,
Как и сама душа народа,
Что верен этой красоте.



Мы чувствуем в этих строчках дыхание родной природы поэта, явственно ощущаем глубокие смысловые акценты, проставленные им. И нет здесь пуганья и угрозы смыслом и умом, мысль рождается без натуги, как выдох глубокого признания в любви.


Лирические, певучие строки Сапронова звучат то с лёгкой грустью счастливого человека, то печально, то оживлённо и почти весело, то героически протяжно, то горько иронически…

В стихах поэта много находок, много деталей, замеченных зорким сердцем поэта. Глубокое чувство родины возникает у Сапронова естественно, не ходульно-безлико, как это бывает у бойких середнячков стихотворцев, которые слово «родина» достают, как носовой платок из кармана. У Сапронова это слово свято, оно выдыхается, как песня-молитва:


Милый край! Рябиновые зори,
И в туманах утренних земля.
Счастлив я, что в радости и в горе
У меня есть родина моя.


Мы верим поэту, что так оно и есть. Для Владимира Сапронова это, прежде всего родное село.


Моё село не затерялось
В краю озёр, в краю лесов.
Ему от века не досталось
Ни славы громкой, ни стихов.


Не только о селе говорит поэт, но и о себе. Горькие, мужественные слова! В них есть преодоление обычной потребности поэта в славе. Не для славы объясняется Владимир Сапронов в любви к земле, а для того, чтобы помочь Родине в муках и напряжении рождать новый день, ибо для него Родина – песня, Родина – счастье, Родина – подвиг, Родина – боль.


Виктор БОКОВ,
г. Москва



ВЫСОКАЯ ПРОСТОТА ПОЭТИЧЕСКОЙ ИСПОВЕДИ


(Из предисловия к сборнику "Избранное")



Я рад представить читателям книгу Владимира Сапронова,
ибо она являет собой честную поэтическую исповедь –
исповедь в любви к родной земле, к живущим на ней людям,
к высшим ценностям бытия.
Редкостная и, конечно, замечательная особенность этой книги состоит в том,
что, когда поэт говорит о человеческих грехах, слабостях, легкомыслии,
он чаще всего говорит не о других, а о самом себе…
И это не воспринимается как «показное» покаяние –
здесь та же истинная исповедальность, которая присуща книге в целом.


Стихотворения Владимира Сапроновы просты.
Можно бы поставить эпиграфом к его книге
известные строки Твардовского:


Пусть читатель вероятный
Скажет с книжкою в руке:
– Вот стихи, а всё понятно,
Всё на русском языке…


К сожалению, мало кто задумывается над тем,
что наивысшие творения поэзии – начиная с Пушкина и Лермонтова
и до того же Твардовского или позднего Пастернака – просты.
Они просты как белый цвет, хотя именно он-то таит в себе
все оттенки цветового спектра.
И «простая» поэзия даётся труднее всего,– в частности, потому,
что, творя её, необходимо как бы пройти по узкому лезвию,
не соскальзывая с него ни в усложнённость,
ни – равным образом – в упрощённость.


Не сомневаюсь, что каждый, способный воспринять не только умом,
но и сердцем стихи человек (а таких в России – что нетрудно доказать –
гораздо больше, чем, скажем, в странах западной цивилизации)
найдёт для себя в этой книге нечто близкое и дорогое.


Вадим КОЖИНОВ,
г. Москва




Другие статьи в литературном дневнике: