О духовном развитии средствами русского языка.

Евлалия Людмила Бодня: литературный дневник

Э Л Л А Т А Р Н О В С К А Я
"Чтобы мы все были счастливы, есть только одно средство: надо, чтобы каждый поступал с другими так, как он желал бы, чтобы поступали с ним."
Л. Н. Толстой


"Духовное развитие учащихся
Уча, учимся." Сенека




Природа страны и история народа, отра­жаясь в душе человека, выражались в слове. Человек исчезал, но слово, им созданное, оста­валось бессмертной и неисчерпаемой сокро­вищницей народного языка; так что каждое слово языка, каждая его форма есть результат мысли и чувства человека, через которые отразилась в слове природа страны и история народа.
К. Д. Ушинский
Родной язык есть неистощимая сокровищница всего духовного бытия человеческого.
Ф. И. Буслаев
Действительно, русский язык как одна из главных дисциплин гуманитарного цикла является мощным средством формирования духовного мира человека, каналом социализации личности, путем приобщения к ценностям культуры, накопленным предыдущими поколениями. Педагогической и методической задачей для словесников остается отбор и подготовка к использованию на уроке соответствующих теме и задачам урока текстов. В последнее время возросло значение тематической организации урока, которая может быть достигнута в первую очередь за счет текстов и словарной работы на их основе.
На уроках русского языка, на факультативных и различного рода дополнительных занятиях (имеются в виду и внеклассные мероприятия, и индивидуальная работа с одаренными учащимися, и элективные курсы) учащиеся не только должны усвоить систему определенных знаний, умений и навыков, которые обеспечивают свободное владение русским языком в различных условиях речевого общения, т.е. приобрести необходимую языковую и коммуникативную компетенцию, – особую важность и значимость приобретает интегрированное изучение языка как материальной и духовной ценности народа, как составной части жизни общества; соотношение языка, культуры и жизни общества в целом.
Овладение духовными ценностями – важнейшая воспитательная цель преподавания литературы, игнорирование которой выхолащивает содержание ее школьного курса. По мысли одного из ведущих российских ученых-филологов В. С. Непомнящего, «русская литература – это противоядие пошлости и нравственному уродству. Нельзя допустить, чтобы преподавание литературы превратилось в «информацию». Ведь смысл преподавания не в том, чтобы научить так же гениально писать, как Пушкин, или в свободное от серьезных дел время «получать удовольствие» от стилистических красот. Высокая культура – это прежде всего система ценностей, которая есть условие существования нации и государства».
Духовно-нравственное образование и воспитание подрастающего поколения средствами русского языка и литературы, последовательное и целенаправленное использование их воспитательных возможностей в целях формирования и развития ценностных ориентаций юношества входит сегодня в жизнь как явление необходимое и полностью себя оправдавшее.
Изучение литературы невозможно без важнейших историко-литературных, художественно-эстетических и духовно-нравственных понятий и представлений («идейно-художественное содержание», «пафос», «идеал», «духовность», «народность», «национальный характер», «совесть», «долг», «честь» и т.п.). Без всего этого изучение литературы теряет смысл». В этом высказывании обозначен классический путь, методика постижения художественного произведения. Не менее важной составляющей литературного образования является отбор произведений для изучения. Базовое условие «измерений» для «классиков» – явное различие хорошего и дурного, добра и зла, отказ от релятивизма в понимании и духовно-нравственных, и художественных ценностей»
Формирование ценностных ориентаций у школьников обуславливает и дальнейшее развитие психологических особенностей личности: интеллектуальных способностей, волевых качеств и т.д. Насколько сформирована мотивация на восприятие высших духовных ценностей, формируются и потребности личности, определяются возможности для ее дальнейшего развития. Ориентация личности на позитивные нравственные ценности – важнейший регулятор ее социального поведения, что особенно актуально сегодня.
Воспитательный потенциал литературы воспринимается учениками, если учитель на уроке создает условия свободного общения, сотворчества, сотрудничества, учитывает в подходе к каждому ученику особенности его субъективного мира, мотивы поведения детей, подростков, юношества, их ориентированность на те или иные социальные, природные, национальные, художественные ценности, обращенность к индивидуальному опыту человека. Такие условия способствуют анализу уровня восприятия литературы школьниками, помогают понять, насколько ребята осознают воспитательное значение наследия классической русской литературы, в какой степени сформировано у них основное содержание ценностных ориентаций мировоззренческие, нравственные убеждения.
Как известно, активизация форм самооценки, самоанализа, самовоспитания является важнейшей составляющей механизма формирования ценностных ориентаций учащихся на уроке литературы.
Процесс формирования ценностных ориентаций учеников может быть успешным тогда, когда педагог создаст систему целенаправленных воздействий. И первым шагом становится, на наш взгляд, развитие интереса к книге, познанию ее идейно-художественного смысла. Процесс формирования ценностных ориентаций учащихся структурно состоит из таких компонентов, как: мотивационный, содержательный и деятельностный. Включение школьников в творческие виды деятельности, стимулирующей и упражняющей их в нравственных поступках, также способствует глубокому постижению художественно-образной системы произведений, оцениванию их этико-эстетического содержания.
Смысл изучения литературы во внеклассной работе – сделать глубже видение мира, расширить круг волнующих человека проблем, воспитать личностную причастность ко всему, научить, как включать произведение, образ, деталь в широкий контекст литературы, культуры, истории и делать это с помощью диалога.
Учителя могут применять такую форму работы, как лекционно-семинарская, особенно при обобщении изученного материала.
Например, при изучении произведения В. Распутина «Живи и помни» возникает диалог, учащимися осмысливаются нравственные ценности русской гуманитарной культуры. Старшеклассники проводят параллель между Настеной, женщиной ХХ века, и героиней Достоевского Соней Мармеладовой. Учащиеся вспоминают героинь Некрасова из его поэмы «Русские женщины», плач Ярославны из «Слова о полку Игореве», стихи К. Симонова «Жди меня…». Так происходит постижение русского женского национального характера во взаимосвязях времени и развитии литературного процесса. У старшеклассников развивается представление об этико-эстетическом единстве отечественной литературы, об идеальных характерах, созданных классиками. В ходе подобных уроков у учеников формируется представление об искусстве как о преобразующей мир силе, способной нравственно изменить человека в сторону добра.
Организация литературных кружков, клубов и других форм работы с целью воспитания школьников, развития их нравственных качеств, формирования ценностных ориентаций необходима в современной школе. Важное место занимает проведение в школе мероприятий, приуроченных к литературным и историческим датам и юбилеям. Организация внеучебной работы учащихся по изучению творчества писателей-земляков – важная форма литературного образования и духовного воспитания учащихся. Так, например, ученики знакомятся с творчеством белгородских поэтов, изучают их биографию, читают их стихи, пишут сочинения о них, проводят литературные вечера, посвященные их творчеству.
Широко распространены в школьной практике предметные недели по русскому языку и литературе: оформление выставки рисунков по произведениям, выпуск литературных газет и др., а также экскурсионная деятельность. Целесообразно расширять опыт проведения тематических экскурсий по памятным литературным и историческим местам, которые позволяют закрепить изученный материал, создать представление о творце и его родине, о его корнях, образе жизни и творчестве.
Русская литература всегда была гордостью, совестью народа, потому что для нашей национальной психологии характерно повышенное внимание к душе, совестливости, к яркому и меткому слову, которым можно убить и воскресить, втоптать в землю и вознести до небес.
В одном из интервью на вопросы корреспондента: «Что значит для Вас «хорошее сердце и правильная душа»? С этим рождаются или воспитываются? Что здесь могут сделать семья, школа, учитель литературы?»- писатель Валентин Распутин ответил: «Почему говорят: хороший человек? Человек доброго, отзывчивого, сострадательного, любящего сердца, живущий не для себя одного. Мы не всегда в состоянии различить, где функция сердца (не органа, перекачивающего кровь, а теплового источника, внутреннего «солнца») и где душа – ведь то же самое приложимо и к ней: добрая, сострадательная, любящая душа тоже источник тепла.
В руках у учителя литературы самое богатое наследие в мире, самое влиятельное на душу учение о добре, самые чудные страницы о детстве от Аксакова и Толстого до Шмелева и дальше до Евг. Носова и Белова. Это могучая ограда от зла – если ее правильно выстроить.
Бездуховность народа – бедствие в современном обществе. Именно литература создает ценности, необходимые душе, поэтому предмет литература очень благодатен для воспитания духовных ценностей.
Говоря о духовном воспитании молодого поколения, мы имеем в виду и воспитание внутреннего мира, и отношение к окружающему миру.
Руководствуюсь словами педагога С. И. Гессена, который отметил, что «только в меру осуществления народом общечеловеческих ценностей становится он индивидуальностью, занимающей свое особое незаменимое место в общечеловеческой культуре». Именно этот подход лежит в основе формирования духовных ценностей при изучении предмета.
Любая тема в литературе может рассматриваться с точки зрения духовно-нравственного понимания. Но это понятие мы не всегда употребляем на занятиях, заменяя его составляющими: дружба, любовь, уважение к окружающим, честность, порядочность и др.
Благодатным в этом плане являются фольклорные произведения, еще К. Д. Ушинский советовал растить детей на произведениях русского народного творчества, с помощью которого ребенок познает язык и мораль своего народа.
Поэтому на уроках при знакомстве с народной культурой юга России большое внимание уделяем изучению духовных стихов Белгородской области. Говорим об истоках духовного слова на Руси (связаны с принятием христианства).
Тема материнской любви, добра и зла, жалости и сострадания – все это есть в русской сказке и очень важно для формирования детской души…
Большим нравственным потенциалом обладают литературные сказки. Знакомство с ними начинаем с творчества А. С. Пушкина, так как именно в них в наиболее совершенном виде воплотились нравственные принципы и эстетические идеалы народа.
Например, при анализе «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» очень важно почувствовать внутренний, душевный мир героев, почувствовать, как происходит прикосновение душ – эта работа получается не сразу.
Чтобы ответить на вопрос, в чем истинная красота героев сказки, проводим разные виды работ:
Словарная: подбираем синонимы к слову кроткий – беззлобный, ангельский, всепрощающий, незлобивый;
Раскрываем понятия слов и словосочетаний: «зависть», «доброта», «душевная красота», «душевная теплота»;
Работаем над пословицами: «Не красавицей дом держится, а умницей», «Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на деле гож» и т.д.;
Работая над композицией, выясняем что сказка построена на противопоставлении: зло – добро, любовь – нелюбовь.
Заключительный вопрос: «Почему красота мачехи ложная, а что значит – истинная красота?». Почему злой человек убивает сам себя (зло истребляет человека, если оно заложено в его природе и диктует ему соответствующее поведение).
Таким образом, работа над сказкой обогащает внутренний мир и детей, и взрослых.
Изучая древнерусскую литературу, обращаемся к памятникам культуры: библия, жития. Именно в Ветхом Завете перечисляются 10 норм – «заповедей Божьих», которые были даны Богом пророку Моисею, когда он поднялся на Синайскую гору: «Не убий», «Не укради», «Не прелюбодействуй» и другие.
Нормами истинно христианского поведения являются 7 заповедей, которые указал Иисус в Нагорной проповеди – «не противься злому», «просящего у тебя дай и от хотящего знать у тебя не отвращайся». Все эти заповеди учат добру, а целью жизни каждого отдельного человека должно быть совершенствование в добре, значит, нам нужны знания, которые ведут к этому.
Изучая произведение Н. В. Гоголя «Мертвые души», говорим о смысле названия поэмы, о том, что есть в названии книги глубокий духовный смысл. Он раскрыт писателем в предсмертной записи: « Будьте не мертвые, а живые души. Нет другой двери, кроме указанной Иисусом Христом, и всяк, прелазай иначе, есть тать и разбойник». По Гоголю, души его героев не вовсе умерли. В них, как и в каждом человеке, таится жизнь – образ Божий, а вместе с тем и надежда на возрождение. Писатель считал, что духовное возрождение – одна из высших способностей, дарованных человеку, и этот путь открыт всем. Ученики отвечают на вопрос: «Согласны ли вы с автором поэмы?»
Изучая творчество Л. Н. Толстого, обычно раскрываем суть его слов: «Нам кажется, что самая главная на свете работа – это работа над чем-нибудь видимым: строить дом, пахать поле, кормить скот, собирать плоды, а работа над своей душой, над чем-нибудь невидимым – это дело неважное, такое, какое можно делать, а можно и не делать. Между тем только одно это дело, работа над душой, над тем, чтобы делаться с каждым днем лучше и добрее, только эта работа настоящая, а все остальные работы видимые, полезны только тогда, когда делается эта главная работа над душою».
Обдумывая сочетание слов – «работа над душой», переходим к понятию «нравственное здоровье общества». При обсуждении вопросов: Как сохранить себя, в себе человека, быть сильным? Почему сейчас так много людей, опустившихся на «дно» жизни? – подвожу учеников к разговору о силе духа. В этом плане очень точными являются строчки из стихотворения Н. Заболоцкого: «Не позволяй душе лениться, чтоб воду в ступе не толочь, душа обязана трудиться и день и ночь».
Литература – искусство слова, но это искусство только тогда из красивой игрушки превратится в пульсирующую ткань жизни, когда оно освящено духовным и нравственным смыслом, передающимся читателю. Вспомните, бесконечно русское слово Ивана Сергеевича Шмелева. При знакомстве с повестью «Лето Господне» говорим о том, что произведение замечательно глубокой связью с духовной культурой русского Православия. С первых страниц повести ученики открывают для себя не только удивительный, вещно-зримый уклад замоскворецкого купечества, но и познают тесно переплетенную с этим укладом духовную культуру русских людей второй половины XIX века. Ребята видят, как в повести «Лето Господне» И. С. Шмелев восстанавливает глубокую, цельную систему воспитания, основанную на святоотеческой православной традиции. Повествование строится в соответствии с православным церковным календарем. Кольцевая композиция произведения отражает годовой цикл календарных праздников и обрядов.
Естественно, нельзя после изучения этого произведения не сказать о многообразии народно-поэтического слова, представленного на бывшей «Засечной линии». Используя материалы текстов, собранных на территории нынешней Белгородской области, можно описать большую часть славяно-русской устно-поэтической традиции. Школьники узнают о том, как празднуются все фазы природных превращений: летние и зимние святки, весенние и осенние праздники.
Литература в школьном изучении полифункциональна по своим целям и задачам, полифонична по содержанию: в ней звучат голоса писателей, исторических эпох и литературных направлений. В художественных произведениях поднимаются вопросы этики, эстетики, политики, а иногда даже стратегии и тактики боевых сражений. Но самое главное – проблема души и духа отдельного человека и целого народа, нравственности. Думается, что именно эта проблема должна быть центральной, доминирующей в курсе изучения литературы.
Процесс формирования духовных ценностей – длительный, быстрого результата быть не может, но та работа, которая проводится учителями на уроках русского языка и литературы, поможет «заронить» драгоценное зерно в души наших учеников.
Конечно, необходимо воспитание и в семье, и в школе. Но только чтобы семья и школа не спорили между собой, как это случается сплошь и рядом, не ломали ребенка разнобоем воспитательных средств, а действовали в согласии.
Словесник в школе – главная фигура. За ним стоят Пушкин, Гоголь, Толстой, Достоевский, Тютчев и весь сонм великих нашей отечественной словесности. За учителем каждого предмета стоят великие, но духовность, к которой литература имеет самое прямое отношение, – это особое и наиболее значительное дарование России, наклон ее фигуры, смысл ее цивилизации. Литература, родной язык, затем история прежде всего творят сына Отечества».



Другие статьи в литературном дневнике: