Михаил Тищенкоhttps://proza.ru/2017/01/02/1698 Поззия должна быть глуповата? Но, увы, авторы, пишущие об этом, вкладывали и вкладывают в трактовку знаменитой фразы свое понимание ее как концепта, забывая, что она являлась конкретным ответом на конкретные стихи Петра Вяземского, который ждал от Пушкина дружескую критику. В некотором роде Пушкин написал "коммент на инет-странице Вяземского", своего приятеля, как это делают сегодня тысячи и сотни тысяч... У поэта Петра Вяземского, князя и интеллектуала, есть хорошие, яркие стихи, читаемые с удовольствием и сегодня. Например, “Жизнь наша в старости – изношенный халат…” Но стихотворение, комментируемое Пушкиным, относится, на мой взгляд, к одним их самых неудачных. Мне никогда не удавалось прочесть в нем больше нескольких строчек, пока я не заставил себя это сделать усилием воли. Вот оно (читать его целиком не обязательно, можно прокрутить текст, привожу его для справки): К мнимой счастливице Мне грустно, на тебя смотря; Нет прозаического счастья Нет, нет — он не любим тобой; Насильством хитрого искусства Сердцам избра;нным дан язык, Где в двух сердцах нет тайного сродства, Товарищи в земном плену житейских уз, Я знаю, ты не лицемеришь; Ты веришь, что, как честь, насильственным обетом О женщины, какой мудрец вас разгадает? Но силой ли души иль слепотой почесть, Что к отреченью вас влечёт? Какая власть Вы совершенней ли, иль хладнокровней нас? Иль в тяжбе с обществом и с силою в борьбе, Умеренность — расчёт, когда начнут от лет Но в возраст тот, когда печальных истин свиток А ты, разбив сосуд волшебный Есть, к счастью, выдержка в долине зол и плача, Нет, вдохновением даётся счастье нам, И горе смертному, который в слепоте Мне грустно, на тебя смотря; С полудня светлого переселенец милый, Иль, жертва долгая минуты ослепленья, Любуйся тишиной под небом безмятежным, В сердечном забытьи, а не во сне спокойном, Завидуя мученьям милым
Представьте себя на месте Пушкина: что написать другу в ответ на такой текст? Спрашивается, за что просит Пушкин прощение? И ответ, для меня, очевиден: за свое слишком широкое обобщение. Он понимает, что, если не гневить Бога, надо было бы написать: "... поэзия не должна быть заумной", или "... поэзия не должна быть зарифмованным выражением идей", или ".... поэзия это скорее простое чувство, чем сложные, закрученные рассуждения". Но написать такое - это впасть в нравоучительство, обидеть друга, и Пушкин предпочитает согрешить против точности (отсюда и извинение). -2- Ее потенциально опасные смыслы стали актуальны, востребованы в другую эпоху. В эпоху, когда художник должен был изображать мир не таким, каким он его видит (что само по себе уже сверхзадача), а таким, каким он отражался в кривых зеркалах идей, провозглашаемых правительством. И при этом от художника требовалось правдоподобие, реализм. В результате такого подхода страдает все, в том числе и глубинная логика причин и следствий. Человек все время вынужден жить в двух мирах: в криво-зеркальном и реальном, пытаясь их совместить и страдая от невозможности этого. И тут подвертывается козырной довод - высказывание "Поэзия должна быть глуповата". Раз такое заявил сам Пушкин, значит, и не нужно думать, работать со значением слов, понятий... Достаточно сосредоточиться на формальных законах стихосложения, оригинальных образах и чирикать о природе-погоде-достижениях-красивостях, сострадать, льстить да зарифмовывать дозволенные мысли и чувства. И всё, дело сделано: тебя ждут деньги, слава, почет. Поколения, получившие образование и созревшие до революции, принять этого не могли: они эмигрировали, погибали в лагерях, замолкали. За исключением нескольких "счастливчиков", которые оказались в особых условиях, большинство было обречено. А поколения, которых воспитывала новая власть, образовывались уже с рождения советскими, т.е. подведенными под советский стандарт, упрощенными взглядами и принципами, с сознанием едва ли не генетически измененным, с двойственными ценностями (искренность заданного стандартом чувства и искренность его демонстрации, иначе - вплоть до ГУЛАГа и смерти). Лозунги заменяли понятия, якобы законы общества - логику, социальный успех - внутреннее развитие, показуха - внутреннюю гармонию. Увы, Пушкинский постулат, выдернутый из контекста, был одним из орудий такого "обучения". Русский человек вообще и поэт в частности - все разучились самостоятельно думать, стали боятся этого! Многие советские поэты до Бродского - либо мученики, либо приспособленцы с конъюнктурной поэзией. Бродский, возможно, был первым из рожденных в советской России поэтов, посмевших в стихах не только отказаться от кривого зеркала, писать без него, но и и развернуться в сторону умной поэзией, хотя и любящий принарядиться порой под простушку. Да, поэзия не должна быть заумной, но должна ли она быть глупой или стандартизированной? Думаю, что Пушкин, если бы мог предчувствовать события 20 века, слегка изменил бы редакцию своей фразы и написал, например: "... поэзия должна быть не только умной, но и простой одновременно, доступной для большинства". И вместо "прости Господи" добавил бы "мне кажется"... На всякий случай, хочу подчеркнуть, что Александр Сергеевич, конечно, не виноват в духовной обездоленности нескольких поколений потомков, шагнувших тем не менее в материальном мире из шекспировских страстей мценских уездов в космос.
© Copyright: Евгений Ермолин, 2022.
Другие статьи в литературном дневнике:
|