Сюжетные и ассоциативные стихи
И ещё я хотел поделиться с Вами своими наблюдениями и размышлениями. Вы тут выше сказали, что на БЛК не очень принимают. Смотрел финал турнира поэтов, в нём эксперт Галина Климова, зав. отделом поэзии журнал "Дружба народов", сказала: (на 29-й минуте) "Стихи Надежды Бесфамильной – сюжетные. Это не плохо и не хорошо, но просто уже примелькалось. За последние десять лет в нашей поэзии преобладает исключительно сюжетика. Наверное так развивается поэзия – произошла заметная прозаизация стиха, которая идёт и за счёт длинной строки, и за счёт необязательной рифмы – тут тебе и ассонансы, и строки, которые рифмуются, например, чётные рифмуются, а нечётные – нет, или идёт условная подрифмовка, намекающая, что это стихотворение. Я очень устала от сюжетных стихов".
Посмотрел, что такое сюжет: "Согласно Ожегову, сюжет в литературе – это порядок и связь событий. Словарь Ушакова предлагает считать им совокупность действий, последовательность и мотивировку развертывания происходящего в произведении". А что такое несюжетные стихи она не объяснила, но выделила у Н.Бесфамильной несюжетное стихотворение "Багульник". К сюжетным она отнесла "Соседский дом пустует с сентября" и "Оленёнок". Другие сейчас не стал читать, т.к. меня интересовало, чем, по её мнению, отличаются сюжетные и несюжетные стихи. И понял, что в сюжете ЛГ обитает во времени, в последовательности событий, его можно легко написать прозой. Несюжетный стих существует как бы без времени и событий, например, взгляд, фотография, эмоция, благодарность Богу (такие пишет игумен Паисий). К чему это я? – Да к тому, что мои стихи не просто сюжетные, а, как сказала О.Домрачева, ещё и прямо в лоб!))) И бог мне не даёт возможности почувствовать, как пишутся несюжетные стихи, не слышу я их, не чувствую, поэтому пишу рифмованные рассказы. И большинство Ваших стихов мне кажутся очень хорошими, но сюжетными, в частности, выложенный здесь и сейчас. (Вы уж не гневайтесь на меня, это я просто размышляю пользы для).
Заключение: похоже, что На БЛК любят несюжетные стихи, которые почему-то более доступны людям – носителям русского языка, проживающим не в России. Почему это так, буду дальше думать.
С уважением,
Евгений Ермолин 10.01.2020 13:17
Гера и Евгений, извините, что вмешиваюсь в вашу переписку, но очень уж интересная тема затронута здесь: сюжетные и несюжетные стихи. Мне всегда казалось, что ассоциативность - первое отличие поэзии от прозы. Хотя поздняя проза Валентина Катаева более ассоциативна, чем сюжетна, но вспомним, что Катаев всю жизнь писал стихи, и очень даже хорошие, так что для него ассоциативность - не чуждый способ отражать мир.
Я всегда завидовал поэтам, для которых основной способ самовыражения - ассоциация. Волшебные стихи Мандельштама являли собой недостижимый идеал, как, например, вот это:
Невыразимая печаль
Открыла два огромных глаза,
Цветочная проснулась ваза
И выплеснула свой хрусталь.
Вся комната напоена
Истомой – сладкое лекарство!
Такое маленькое царство
Так много поглотило сна.
Немного красного вина,
Немного солнечного мая –
И, тоненький бисквит ломая,
Тончайших пальцев белизна…
Или стихи нашего современника Влада Клёна, умершего в 2010 году в возрасте 29 лет:
когда с лица земли исчезну
как исчезает недосып
и не безумие
а бездна
укажет молча на весы
когда небесное светило
уже не сможет обогреть
и всё что билось
мнилось снилось
возьмёт нечаянная смерть
когда враги зарукоплещут
друзья руками разведут
в холодной полночи зловещей
не дай свечу мою задуть…
Но у любого настоящего поэта имеются много сюжетных стихов. Они тоже отражают нашу жизнь, и жизнь стихотворца в том числе. Поэтому предпочтения редакторов некоторых журналов - ещё не истина в последней инстанции. Многие журналы исповедуют другие принципы отбора стихов, и мне это известно.
Извините, если помешал дискуссии.
Не люблю разбирать поэзию по составляющим её кусочкам мозаики - считаю эту работу бессмысленной, и признаю только исправление явных ляпов. Здесь же, среди опытных стихотворцев, таковых практически нет. Единственный, на мой взгляд, критерий: звучит стих или нет, рождает он желание перечесть ещё раз, или нет. И всё. Если разбирать мозаику по кусочкам, она рассыплется.
Василий Толстоус 11.01.2020 00:26
Другие статьи в литературном дневнике: