Татьяна КостандоглоГуго Фридрих - Структура современной лирики Часто критики ( Да, да, - именно критики!) горюют о том, что нет сегодня настоящей поэзии. Так ли это? Смотрите - природная интуиция сужается, превращаясь в ручеёк. Поэт запечатывается в точку... Политика, как чёрная дыра, Поэты, если доведётся вам добыть книгу Гуго Фридриха "Структура современной лирики" (От Бодлера до середины двадцатого столетия), вы будете спасены. Наша критика не в состоянии говорить о вечном, она привязана к материальной территории, Разве реальность в состоянии объяснить поэтическую бездну образов, импульсную природу животворящего духа? ...Современные поэты сознательно или несознательно могут остановить или вообще убить творческий процесс. Возможно, это удар технизированной эпохи, когда человек работает, дабы вообще уничтожить земной шар. Правило здесь одно - разрыв с традицией.("Пусть я беден, но я царствую над собственными обезьянами и попугаями") Намеренному разрыву с традицией конечно же противостоит открытость для восприятия всех литератур и религий, стремление к познанию глубинного психического мира, где соединяются Азия и Европа, магические и мифические прообразы. Это чувствуется ещё у Рембо, задолго до исследований К.Г. Юнга в области коллективного бессознательного и архетипов. В разрознице и разноголосице умирает история. Современная лирика делает историческое пространство столь же безродным, как пространство вещественное. ...Важная тема - дегуманизация. Она прослеживается в устранении естественных эмоциональных позиций, ценимого раньше ступенчатого перехода от вещи к человеку. Отныне человек перемещён на самую нижнюю ступень... более того, он изображается под таким углом зрения, чтобы в нём оставалось как можно меньше... человеческого. Дегуманизация содержания и эмоциональных реакций - следствие неограниченной власти, которую поэтический дух предоставил себе самому. И в поэзии человек стремится к диктатуре. Он уничтожает свою естественность, отстраняется от мира, игнорирует мир ради собственной свободы. Это специфический парадокс дегуманизации. Современная лирика - дело холодное и бесстрастное. Таковы и размышления о ней. Её обсуждают с технической точки зрения... Почти все все ведущие европейские лирики встречают вдохновение недоверчиво и пытаются разделить возбуждение и энергию. "Обнаженное слово" возвышается над восторженной речью... Современные лирики говорят о своей "лаборатории", о "вычислении" стихов и "операциях" над ними... И только в длительном испытании многозначный магический дикт способен доказать своё право на бытие и свою неизбежность. Так называемая техника смещений является композиционным приёмом. (Пример. У Гарсиа Лорки читаем:"Тащится чёрная лошадь через глубокий путь гитары". У него же"заросли звонков", "тикающие листья", "дикий лес - чудовищный паук, плетущий сонорную сеть для надежды.") Традиционная функция метафоры - сравнение - резко меняется. Нечто, выдающее себя за сравнение, в тоне и структуре метафоры, - фактически есть полное неравенство. (Примеры. У Элюара: "В бурной равнине гниют корни рыданий". Современная метафора не хочет сводить неизвестное к известному. Современная лирика, используя свойство метафоры соединять нечто близкое и нечто дальнее, игнорирует логическую последовательность и развивает ошеломляющие комбинации. По поводу метафорического уравнивания надо отметить интересный факт. В то время, как техническая цивилизация соединяет материальные пространства, поэзия творит своей метафорикой соединение несоединимого в материальном мире. Внутренняя стремление выхода из действительного и нормального доказывает качество стихотворения. Властительное воздействие поэзии чувствуется всегда, независимо от темноты и сложности материала. Я привела краткие выдержки из размышлений о лирике © Copyright: Татьяна Костандогло, 2012. © Copyright: Евгений Ермолин, 2017.
Другие статьи в литературном дневнике:
|