Немного истории. Римской...Эпиграф: В воздухе запахло грозой. «И со слухом совершилось что-то странное, как будто вдали проиграли негромко и грозно трубы и очень явственно послышался носовой голос, надменно тянущий слова: «Закон об оскорблении величества…» (М. Булгаков. «Мастер и Маргарита»). А с какими славными именами связано становление этого закона: Луций Корнелий Сулла, диктатор, императоры Тиберий (принято считать, что именно этот закон не позволил Понтию Пилату оправдать Иисуса Христа), Нерон, Калигула… Дух захватывает, не правда ли? Итак, окунёмся в историю Древнего мира. Год, примерно, 80-й до нашей эры. Луций Корнелий Сулла, окончательно покончив со своим давним противником, Гаем Марием и преданными ему войсками, стал диктатором Рима и издал закон о защите чести и достоинства, который более известен, как закон «об оскорблении величия». Практика применения, вкратце, такова: всех, кто Сулле не нравился, ловили, приводили на Марсово поле, где и казнили. Этому сопутствовал небывалый расцвет патриотизма, так как патриоту за донос полагалась часть имущества казнённого. Более творчески подошёл к исполнению закона Тиберий: если обвиняемый не успевал покончить жизнь самоубийством, то имущество подлежало конфискации, а семье дозволялось просто умереть голодной смертью. В том случае, если успевал, то ни семью, ни имущество не трогали. Нерон поступал проще: он предавал казни всех, кому не нравились его стихи и пение. Калигула сначала отменил закон, наговорив при этом много красивых и печальных слов о невинно пострадавших от применения злодейского закона, но вскоре снова ввёл, так как понял, что диктатору без такого закона никак нельзя. Имела к нему отношение и императрица Екатерина II Великая, но дух её рассуждений по поводу этого закона депутатам партии власти будет абсолютно неприемлем, так как Екатерина Алексеевна высказалась так: «государственными преступлениями надо считать лишь преступления против жизни и безопасности государя и измену государству; неодобрение действий государя, порицание его распоряжений не должны составлять преступления против величества; слова могут быть преследуемы только тогда, когда переходят в дело, возбуждают к восстанию». Там же было приведено следующее место из письма римских императоров Феодосия, Аркадия и Гонория к префекту Руфину: «Мы не желаем наказывать того, кто дурно отзывается о нас или о нашем правительстве: если кто злословит по легкомыслию, следует им пренебречь; если он говорит по глупости, надо о нём пожалеть; если он желал нанести оскорбление, должно его простить». На дворе – век двадцать первый, но не зря же говорят, что история повторяется. Во время чтений в Госдуме, вероятно, будет принят вариант, близкий по духу к законам Суллы, Нерона и Калигулы (ну кто же станет слушать глупую бабу, пусть даже и императрицу), так что следует готовиться к древнеримскому цирку. Как-то он будет выглядеть в третьем тысячелетии?! Мир Дж.Оруэлла © Copyright: Эллионора Леончик, 2019.
Другие статьи в литературном дневнике:
|