Возвращение Бродского. Потрясающая статья Александра Чаленко здесь: "В минувшее воскресенье Иосифу Бродскому исполнилось бы 75 лет. Словно бы в аккурат к этой дате издательство «Молодая гвардия» в малой серии ЖЗЛ издала новую биографию великого русского поэта авторства одного из ведущих российских критиков — Владимира Бондаренко." "Просто критик Бондаренко поставил перед собой амбициозную и благородную цель — вернуть, наконец-то, последнего российского нобелевского лауреата русскому народу, разбив либерально-западнический миф о нем, как о безродном космополите, как о потенциальном «оранжевом», «майдауне» и «укропе». Этой книгой Владимир Григорьевич как бы хочет заставить западников добровольно снять со своего иконостаса икону Бродского, аргументированно и уверенно доказывая, что там ей не место. И «Молодая гвардия» согласилась в этом помочь критику-патриоту." "Я помню, что Бродского стали «возвращать из эмиграции» в начале горбачевской Перестройки. Массовый читатель узнал о нем из публикации в перестроечном «Огоньке», где впервые были напечатаны отрывки из «стенограммы» суда над Бродским за «тунеядство» авторства журналистки Фриды Вигдоровой. Именно благодаря этой статье в журнале, который из номера в номер рассказывал о жертвах сталинских репрессий, в массовом сознании и закрепился миф о поэте, как о жертве Советской власти. И тут все либералы-западники притихли. Поэт посылает «хохлов» на три буквы на стороны все четыре, отождествляет себя с «кацапами», пророчествует, что когда «хохлам», отказавшимся от бремя Империи, придется помирать, царапая край матраса, то будут они будут «цитировать» не брехню своего Шевченко, а строки из Пушкина. Такое «поведение» безродный космополит позволить себе не может…" "В своей книге Владимир Григорьевич приводит следующие аргументы в защиту своего тезиса о сознательной русскости поэта, хоть и «еврейца». Во-первых, он родился в семье советского офицера, капитана третьего ранга Александра Бродского. В свое время поэт даже хотел поступить в военное училище, где готовят подводников. Семья была советской: в ней упрекали сына в том, что тот читает американца Дос Пассоса, а не обязательного Тургенева. В эмиграцию уезжать не хотели. Семья хоть и еврейская, но никакого отношения к иудаизму не имела. Мало того, мать поэта — Мария Моисеевна — в советское время открыто носила крестик. Бродский всегда говорил о себе как о «плохом еврее». Категорически отказывался ехать в Израиль. Бондаренко описывает случай, когда Бродский отказался во время турне по Америке выступать с чтением стихов в арендованных залах при синагогах. Хотя ничего такого зазорного в этом не было. В них выступали и Вознесенский с Евтушенко, и сам критик Бондаренко. Там дешевле аренда. Бродский не хотел ассоциации себя с еврейством не потому, что стыдился этого, нет (он всегда подчеркивал, что он этнический еврей и был категорически против антисемитизма), но он, во-первых, просто культурно не чувствовал себя евреем, а, во-вторых, хотел раствориться именно в русской культуре, как в одной из главных мировых культур. В-третьих, он считал себя человеком и поэтом Империи, а не местечковой культуры." "Бродский был христианином. Мало того, православным. Бондаренко рассказывает нам о его крещении в Череповце, где он был в эвакуации с матерью. Мария Моисеевна рассказала своей подруге, а та в свою очередь питерскому поэту Виктору Кривулину о том, что няня маленького Иосифа по имени Груня покрестила ее сына в одной из церквушек." "В эмиграции Бродский всегда вел себя как патриот, дав отпор писателю-русофобу Милану Кундере, написавшему, что это чуть ли не Достоевский виноват в том, что советские танки в 1968 вошли в Прагу. Бродский напомнил «чешскому быдлу» (это определение он дал Кундере в интервью Адаму Михнику), что именно в «Бесах» Фёдор Михайлович дал первый бой в мировой литературе революционерам, а Маркс родился в Европе, а не на Волге." "Бондаренко в интервью мне сказал, что ему влетит за биографию Бродского и от патриотов, которые упрекнут его за то, что он тащит «жида» в патриотический лагерь, и от либералов-западников за то, что вернул Бродского русским. И последнее, что интересует именно меня: с кем был бы сегодня поэт Бродский? С «укропами» или с «колорадами», к которым я отношу и себя? С постмайданным фашистским Киевом или с кровоточащим русским Донбассом? И все же, найдите время, силы и желание прочитать всю статью. © Copyright: Эллионора Леончик, 2015.
Другие статьи в литературном дневнике:
|