Молитва и медитация.Одни не видят между ними различия, другие считают, что медитация выше молитвы, полагая, что религиозность ограничивает человека. Действительно, пустое произнесение слов молитвы – не только без благодатно, но и вредно тогда, когда человек вводит себя в состояние самообмана. Делает молитву не таинством покаяния, а привычным произнесением заученных текстов. В этом случае, человек только ложно решает, что приобщён к жизни Церкви, а душа его, на самом деле, от неё остаётся отлучённой.
Настоящая молитва – это всегда глубокое осознанное погружение в смысл произносимых слов. И она связана с жертвой. «Жертва Богу – дух сокрушён».(Псалом 50:19) В состоянии молитвы человек должен не только узревать свои грехи, ошибки, недостатки, но проявлять стремление к тому, чтобы их впредь не совершать. Если это человек делает, тогда его вопрошения к Творцу, к светлым силам, приводят к положительному результату. Душа становится открытой для получения благодати, которая врачует тело, просветляет разум для решения стоящих перед ним задач. Для этого как нельзя лучше подходит Иисусова молитва. «Господи Иисусе, сыне Божий, помилуй мя грешного». В ней есть и прошение к высшей силе и покаяние, то есть сознательное стремление к преображению. И это без ответа не остаётся, если молитву применять в повседневной практике жизни. Главное не обращать молитву в пустую привычку.
Медитация, в отличие от молитвы не предполагает сознательного, покаянного обращения к Творцу, и Его силам, а потому может быть опасной. Ибо она относится к духовным практикам. А их использование неизбежно приводит нас к взаимодействию с силами мира невидимого. Которые могут быть не только светлыми – ангельскими, но и тёмными – бесовскими. В состоянии медитации мы соприкасаемся с теми энергиями, которые соответствуют нашему нравственному состоянию, степени чистоты совести. Потому нередко медитация не только даёт временный эффект, но и вредит душе, ибо посредством её может установиться связь с тёмными сущностями, которые начнут питаться нашей энергией.
Да, медитация для людей высоко духовных, следящих за чистотой совести безопасна и полезна. Но многие из нас находятся в состоянии прелести, то есть превосходного мнения о себе, которое не соответствует действительности. Поэтому от созерцания нужно как можно чаще переходить к молитве, к практике сознательного покаяния – изменения, преображения.