Стихи живописцев

Лев Дроздов -Лад: литературный дневник

Альбрехт Дюрер начал писать стихи в 38, он вдруг начал писать религиозные стихи. Он так увлёкся, что за пару лет, несмотря на сокрушительную критику друзей-поэтов, сочинил около 600 стихотворений. Поэзию Дюрер называл своим новым способом умственного и нравственного совершенствования.


«Покайтесь в грехах
До последнего дня поста,
И заткнете дьяволу пасть,
Одолеете нечистого.
Да поможет вам Господь Иисус Христос
Утвердиться в добре!
Чаще думайте о смерти,
О погребении ваших тел.»


***


Микеланджело Буонарроти (полное имя Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони) сам подготовил свой стихотворный сборник к печати. Микеланджело обладал феноменальной памятью и знал наизусть едва ли не всю «Божественную комедию» Данте. Его собственные стихи — сонеты и мадригалы — были популярны у современников. 70-летний Микеланджело лично отобрал для печати 93 своих лучших стихотворения, но при его жизни они напечатаны не были и увидели свет лишь спустя три столетия.


«…Зачем ты, художник, парил в эмпиреях,
к иным поколеньям взвивал свой треножник?!
Все прах и тщета. В нищете околею.
Таков твой итог, досточтимый художник».


***


Сонеты Рафаэля Санти (Рафаэлло Санти) почти случайно нашлись при посмертной разборке на листах среди его набросков. В XIX веке биограф художника Франческо Лонгена собирался опубликовать их, но столкнулся с сопротивлением коллег-филологов.

«…Я потерял звезду в житейском море,
Познав немало сладостных мгновений,
Несбыточных надежд и потрясений,
Из-за чего с Амуром ныне в ссоре…».


***


Пабло Пикассо (его полное имя Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Криспин Криспиньяно де ла Сантисима Тринидад Руис и Пикассо!!!) начал писать стихи в 55, которые до тех пор, по его словам, «дремали в нем». Поэзия Пикассо, неотделимая от его живописи, позволяет лучше постичь богатый и причудливый мир художника. Стихи Пикассо сюрреалистичны, в них много от сновидений и работы подсознания. По форме это верлибры или так называемая стихопроза без знаков препинания и деления на строфы.


"картины это рыболовные сети // с пронзенным сердцем // это сияющие пузыри // схваченные за горло глазами // под ударом хлещущего хлыста // бьющего крыльями // вокруг квадрата своего желания."


«зеркало в пробковой раме — брошенное в волны посреди моря — ты видишь лишь вспышку — небо — и облака — твой открытый рот готов — поглотить солнце — но пусть пролетит птица — чтобы только мгновенье прожить в твоем взгляде — вот она уже потеряла глаза — упавшие в воду — слепа — и сколько тут смеха—в этот самый момент — не от него ли эти волны». 4 ноября 1935


***


Приятель Эдгара Дега издал в качестве поддержки его сонеты отдельным сборником (тираж, правда, был всего 20 экземпляров). Позднее стихи Дега появлялись в литературных журналах, сопровождаемые его же эскизами. В сонетах Дега тоже часто размышлял о балете.


«… Природа, знавшая, что ей к лицу покой,
Спала, подобная красавице из сказки.
Но запыхавшийся, счастливый голос пляски
Ей звонко возвестил, что час пришел другой…»


***


Данте Г. Россетти зарыл черновики своих поэм в могиле рано умершей жены, а семь лет спустя он получил предложение от издателя напечатать эти ранние стихи. В 1870 году была произведена эксгумация трупа Элизабет. Из стихов, извлеченных из могилы, но не успевших обратиться в прах, сложился сборник «Дом жизни». Поэзии Россетти, отмечают литературоведы, свойственны смелые метафоры, замысловатость языка и образного строя, пронзительная эротичность.


«… Любовь нас разделила навсегда,
И в здешней непрестанной перемене
Любимые черты — лишь наважденье,
Лишь призраков туманных череда… ».


***


Казимир Малевич (полное имя - Казимир Северинович Малевич) сочинял стихи на протяжении почти всей творческой жизни. Малевич-теоретик размышлял о том, что поэзия улавливает и фиксирует нечто неуловимое, то, что, как он выражался, «потоньше мысли и легче и гибче». «Это „нечто“, — писал Малевич, — каждый поэт и цветописец - музыкант чувствует и стремится выразить, но когда соберется выражать, то из этого тонкого, легкого, гибкого — получается „она“, „любовь“, „Венера“, „Аполлон“, Наяды и т. д. Не пух, а уже тяжеловесный матрац, со всеми его особенностями».


«…Взяли пилы топоры веревки, и пошли войною.
На леса. Вошли одетые подпоясанные,
И распоясались и разделись, размеряли тело леса.
Зарубили пометки на старших
И молча, подходили к дереву люди и у самих пальцев
Корней начали пилить. Молча, переносило дерево
боль свою, и смотрело в синий простор…»


***


Марк Шагал (полное имя - Моисей Хацкелевич Шагал) уделил значительное место своим стихам в документально-поэтической автобиографии «Моя жизнь», которую он назвал "романом своей жизни". «Стихи Шагала, написанные на идише, — рассказывает переводчик Давид Симанович, — это особый еврейский мир, который он хорошо знал, чувствовал, всегда помнил. В них — Витебск, родители, Белла, история родного народа, и снова и снова — Витебск».


«…неужели завянут цветы, неужели
их покроет времени лед?..
Ко мне пришла ты — и мы взлетели,
и долго-долго длился полет…»


***


У литовца Микалоуса Чюрлёниса обычные письма жене — высокая поэзия… «Вселенная представляется мне большой симфонией; люди — как ноты, — писал Чюрлёнис. — Нет рубежей между искусствами, музыка объединяет в себе поэзию и живопись и имеет свою архитектуру». За короткое десятилетие интенсивного творчества композитор и художник создал около 400 музыкальных произведений и свыше 300 картин и произведений графики.


«……Помни, что исполнятся все наши
желания, все мечты. Счастье с нами,
а если судьба слегка мешает и стесняет,
то уж такая у нее привычка…»


***


Исаак Левитан (пейзажист)


Через порог я словно тать
шагнул несмело,
чтобы счастливым самым стать
на свете белом.
Я к Вам спешил годов не счесть
сквозь дни и дали.
Хотя и кажется, что здесь
меня не ждали.


Октябрь с пожухлою листвой
блудил без меры,
я ж, вожделея сам не свой,
забыл манеры.
Предощущая мой вопрос,
стрельнувши взором,
Вы чудно сморщили свой нос
с немым укором.


Вновь, поражая декольте
и гибким станом,
писали что-то на листе
бесперестанно.
Кольнуло остро под ребро,
нутро ль, душа ли?
Я слышал, как скрипит перо,
как Вы дышали.


В чертогах Ваших тишина
и стража даже,
кресты по стенам, письмена
и змий на чаше.
Как вкус той чаши ощутить
спросил я, кстати…
Сказали Вы: «Панкреатит,
и мне не катит...»


источник в т.ч. https://artchive.ru/



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 01.06.2022. Стихи живописцев