Стакан это культ-, ист-, лит- и арт-объект и мера

Лев Дроздов -Лад: литературный дневник

«Стакан есть, бесспорно, и стеклянный цилиндр и инструмент для питья. Но стакан имеет не только эти два свойства или качества или стороны, а бесконечное количество других свойств, качеств, сторон, взаимоотношений и «опосредствований» со всем остальным миром. Стакан есть тяжёлый предмет, который может быть инструментом для бросания. Стакан может служить как пресс-папье, как помещение для пойманной бабочки, стакан может иметь ценность, как предмет с художественной резьбой или рисунком, совершенно независимо от того, годен он для питья, сделан ли он из стекла, является ли форма его цилиндрической или не совсем, и так далее и тому подобное».
В. И. Ленин «Ещё раз о профсоюзах, о текущем моменте и об ошибках тт. Троцкого и Бухарина».


Происхождение гранёного стакана доподлинно неизвестно.
Считается, что гранёный стакан придумали на Руси ещё в древности, он был деревянным и его изготавливали из притертых друг к другу дощечек. Называли его достаканом. Полагают, что само название «достакан» было заимствовано из тюркского языка «тустыган» (чаша) или «дастархан» (праздничный стол).
Распространена точка зрения, что в России гранёные стаканы или стопы начали делать в эпоху Петра I в городе Гусь-Хрустальном, что отражено на картинах того времени. Правда, сначала заготовку отливали, а гранили стопы вручную.
Еще одно подтверждение «древности» граненых стаканов — их упоминание в специальной армейской доктрине, изданной Павлом I в конце XVIII в. Пытаясь реформировать российскую армию, которая в то время была очень далека от полной боеготовности, монарх именно одним граненым стаканом ограничил суточную норму вина, положенную солдатам.


В 1721 году стеклодув Ефим Смолин из города Владимира создал гранёный стакан для нужд русского флота, чтобы упав на бок, при качке стакан не скатывался со стола, кроме этого стакан не бился. Такая идея царю понравилась, но по легенде, отведав из сосуда вина, Петр грохнул его оземь «для проверки», а тот возьми да и разбейся. И хотя стакан разбился на мелкие осколки, царского гнева не последовало, наоборот, Государь сделал большой заказ для флота.

Кстати, именно с этим случаем связывают появление на Руси появился обычая бить посуду в минуты особой радости в процессе застолья, поскольку Петр прикрикнул: «Стакану быть!», а кто-то из свиты услышал это не иначе как «Стаканы бить!»


В 1756 году Аким Мальцев построил на реке Гусь, что в нынешней Владимирской области, первый стекольный завод, его сын Сергей Мальцов закупил американское оборудование и первым в России начал лить стеклянную посуду с помощью пресса. Особенно удачными получились граненые стаканы — они были дешевыми и очень прочными. Спрос на них по всей России был ажиотажным. В народе за ними прочно закрепилось название «мальцовских».


Стеклянные граненые стаканы известны уже давно во всем мире, так на картине испанского живописца Диего Веласкеса «Завтрак», написанной в 1617—1618 годах, изображен граненый стакан, хоть грани его отличаются от привычных нам вертикальных.


Во всяком случае, можно c уверенностью сказать, что до революции стаканы и стопки с гранями в России уже изготавливались: так на «Утреннем натюрморте» Петрова-Водкина изображён 12-гранный стакан с чаем, а это — 1918 год. В некоторых источниках упоминаются гранёные стаканы Уршельского стекольного завода 1914 года. В экспозиции музея Фаберже в Баден-Бадене демонстрируется натюрморт в стиле «авангард» 1905 года, на котором изображены яичница-глазунья, скелет селёдки и гранёный стакан.

Днем «советского» гранённого стакана официально является 11 сентября, так как именно в этот день в 1943 году на стекольном заводе в городе Гусь-Хрустальный появился на свет первый стакан, ставшим неотъемлемой атрибутикой тех времён.
Для разработки универсального «советского» стакана была собрана целая рабочая группа под руководством Мухиной Веры Игнатьевны, которая выполняла задания правительства страны. В числе многочисленных работ скульптора - монумент «Рабочих и Колхозница».
В 40-е годы в заведениях общественного питания уже активно использовались моечные машины и стаканы используемые в то время, часто бились, так что перед рабочей группой было поставлено задание сделать эскизы стакана отвечающего нескольким критериям: он должен быть прочным; удобным; легко мыться; красиво смотреться.
Именно этим условиям соответствовал эскиз, разработанный рабочей группой Мухиной В.И. для Ленинградского завода художественного стекла.


По легенде изначально у стакана было 16 рёбер символизирующих 16 республик (с 1940 по 1956 год) и ободок объединяющий их в Советский Союз.


Кроме этого рёбра жесткости и форма стакана позволяли использовать его как в железнодорожной, так и в судоходной отрасли, т.к. стакан не разбивался и не укатывался далеко. При обжиге в печи грани стакана как-бы закалялись.


В народе советский граненый стакан одно время называли «маленковским». Это связано с министром обороны Георгием Маленковым, по приказу которого для отдельных категорий военнослужащих выделялось 200 г водки, выдаваемой в обед. Тем же, кто не пил, позволялось обменять свою пайку в объеме граненого стакана на табачный паек или сахар. Это правило просуществовало недолго, но очень запомнилось многим служившим в то время.


Общие граненые стаканы стояли в автоматах с газированной водой, этот факт признается специалистами неофициальным культурным знаком советской эпохи, как символ чего-то общественного, публичного, объединяющего.
Появилось и выражение «устаканиться», то есть разрешиться проблемам, войти в нужное русло, определиться.


Граненый стакан стал и арт-объектом. Так известное российское дизайнерское бюро Артемия Лебедева обыгрывая логотип студии (симбиоз штрих-кода со словами art. lebedev), использовало отблески граней стакана, и в итоге на плакате в них легко читался фирменный штрих-код. Второй их проект, связанный с граненым стаканом, - дизайн вафельного стаканчика для мороженого. Увы, в массовое производство этот креатив так и не пошло.


Стакан как культ-объект:
В 2005 году в Ижевске (Удмуртия, РФ) в День города была сооружена пирамида из граненых стаканов с рекордной высотой в 245 сантиметров. На «строительство» ушло 2024 стакана. Так один из местных ликеро-водочных заводов побил рекорд, поставленный за полгода до этого в Екатеринбурге. Там 2,5 тысячи стаканов выстроили в пирамиду высотой полтора метра.


Есть и памятник граненому стакану. Увековечить этот вид посуды решил хозяин алма-атинского трактира «Медведь» Скульптура высотой 2 метра 60 сантиметров выполнена из стеклокомпозита: два медведя стоят на задних лапах и держат стакан на манер скульптуры «Рабочий и колхозница» Мухиной.


В Екатеринбурге есть памятник проводнице, которая несёт чай в гранёных стаканах в подстаканниках из нержавейки времён Хрущёвской оттепели.


В Перми установлен памятник Николаю Славянову. Постамент его имеет грани, напоминающие грани стакана, но тут другая история, об этом писалось выше.


В рязанских СМИ прошла информация, что в Рязани на Почтовой улице хотят установить памятник граненому стакану - скульптуру в виде стилизованного гранёного стакана с четырьмя ярусами. Каждый из ярусов должен символизировать собою одну из стадий алкоголизма: эйфорию, желание вновь и вновь испытывать удовольствие, стойкую зависимость и, в конце, концов, разрушение личности. Однако эта идея вызвала неприятие жителей города.


Про граненый стакан в литературе:


Советский поэт Всеволод Емелин посвятил граненому стакану незатейливые строки:


Лишь край граненого стакана
Моих сухих коснется уст,
От Бреста и до Магадана
Я вспомню Родину на вкус.


А писатель Виктор Ерофеев как-то заметил: «В археологии русской жизни, очищая пласт за пластом, мы постоянно будем возвращаться к граненому стакану. Это наша археология, а вернее, просто матрица».


Писатель Сергей Довлатов вспоминал, как однажды в Альпах один австриец предложил ему выпить.
— Ничего если из бумажного стаканчика? — робко спросил австриец.
— Мне из футляра для очков доводилось пить, — отвечал Довлатов. Австриец посмотрел на него с уважением.


Поэтом Анатолием Грицуком написана «Ода стакану»:


Елеем и воском душевные раны
Лечите. Вкушайте кто мёд, кто халву.
Хвалу возношу я сегодня стакану:
Гранёный стакан, принимай похвалу!


Есть и песни о граненом стакане, например, песня Вилли Токарева «Граненые стаканчики» и «Эх, стаканчики граненные»…


У певца Петра Лещенко в репертуаре еще до войны была известная песня «Стаканчики граненые упали со стола, упали и разбилися, разбилась жизнь моя!»

Граненый стакан как мера Веса и Объема:


Выражение «сообразить на троих» появилось именно благодаря этим стаканам. Если налить в стакан водку до стеклянного ободка («под маруськин поясок»), то получится 167 граммов – ровно треть пол-литровой бутылки. Таким образом, можно поделить водку «по совести».
В граненый стакан умещалось 200 миллилитров молока или другой жидкости (а если до линии ободка, то 250), 230 граммов сахарного песка, 320 граммов соли, 160 граммов муки – там так и было указано.
Были и другие версии стаканов по объему – 250, 200, 100 и 50 граммов, а количество граней варьировалось от 8 до 14. Но классическим считается десятигранный стакан с толстым и стенками и пояском поверху, объемом 250 граммов.


Шутейное исследование-реферат по материалам Всемирной сети для неблагодарных потомков, или как писал классик, "толковое пояснение для бестолковых читателей"



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 21.01.2020. Стакан это культ-, ист-, лит- и арт-объект и мера