Стакан это культ-, ист-, лит- и арт-объект и мера«Стакан есть, бесспорно, и стеклянный цилиндр и инструмент для питья. Но стакан имеет не только эти два свойства или качества или стороны, а бесконечное количество других свойств, качеств, сторон, взаимоотношений и «опосредствований» со всем остальным миром. Стакан есть тяжёлый предмет, который может быть инструментом для бросания. Стакан может служить как пресс-папье, как помещение для пойманной бабочки, стакан может иметь ценность, как предмет с художественной резьбой или рисунком, совершенно независимо от того, годен он для питья, сделан ли он из стекла, является ли форма его цилиндрической или не совсем, и так далее и тому подобное». Происхождение гранёного стакана доподлинно неизвестно. В 1721 году стеклодув Ефим Смолин из города Владимира создал гранёный стакан для нужд русского флота, чтобы упав на бок, при качке стакан не скатывался со стола, кроме этого стакан не бился. Такая идея царю понравилась, но по легенде, отведав из сосуда вина, Петр грохнул его оземь «для проверки», а тот возьми да и разбейся. И хотя стакан разбился на мелкие осколки, царского гнева не последовало, наоборот, Государь сделал большой заказ для флота. В 1756 году Аким Мальцев построил на реке Гусь, что в нынешней Владимирской области, первый стекольный завод, его сын Сергей Мальцов закупил американское оборудование и первым в России начал лить стеклянную посуду с помощью пресса. Особенно удачными получились граненые стаканы — они были дешевыми и очень прочными. Спрос на них по всей России был ажиотажным. В народе за ними прочно закрепилось название «мальцовских». Стеклянные граненые стаканы известны уже давно во всем мире, так на картине испанского живописца Диего Веласкеса «Завтрак», написанной в 1617—1618 годах, изображен граненый стакан, хоть грани его отличаются от привычных нам вертикальных. Во всяком случае, можно c уверенностью сказать, что до революции стаканы и стопки с гранями в России уже изготавливались: так на «Утреннем натюрморте» Петрова-Водкина изображён 12-гранный стакан с чаем, а это — 1918 год. В некоторых источниках упоминаются гранёные стаканы Уршельского стекольного завода 1914 года. В экспозиции музея Фаберже в Баден-Бадене демонстрируется натюрморт в стиле «авангард» 1905 года, на котором изображены яичница-глазунья, скелет селёдки и гранёный стакан. По легенде изначально у стакана было 16 рёбер символизирующих 16 республик (с 1940 по 1956 год) и ободок объединяющий их в Советский Союз. Кроме этого рёбра жесткости и форма стакана позволяли использовать его как в железнодорожной, так и в судоходной отрасли, т.к. стакан не разбивался и не укатывался далеко. При обжиге в печи грани стакана как-бы закалялись. В народе советский граненый стакан одно время называли «маленковским». Это связано с министром обороны Георгием Маленковым, по приказу которого для отдельных категорий военнослужащих выделялось 200 г водки, выдаваемой в обед. Тем же, кто не пил, позволялось обменять свою пайку в объеме граненого стакана на табачный паек или сахар. Это правило просуществовало недолго, но очень запомнилось многим служившим в то время. Общие граненые стаканы стояли в автоматах с газированной водой, этот факт признается специалистами неофициальным культурным знаком советской эпохи, как символ чего-то общественного, публичного, объединяющего. Граненый стакан стал и арт-объектом. Так известное российское дизайнерское бюро Артемия Лебедева обыгрывая логотип студии (симбиоз штрих-кода со словами art. lebedev), использовало отблески граней стакана, и в итоге на плакате в них легко читался фирменный штрих-код. Второй их проект, связанный с граненым стаканом, - дизайн вафельного стаканчика для мороженого. Увы, в массовое производство этот креатив так и не пошло. Стакан как культ-объект: Есть и памятник граненому стакану. Увековечить этот вид посуды решил хозяин алма-атинского трактира «Медведь» Скульптура высотой 2 метра 60 сантиметров выполнена из стеклокомпозита: два медведя стоят на задних лапах и держат стакан на манер скульптуры «Рабочий и колхозница» Мухиной. В Екатеринбурге есть памятник проводнице, которая несёт чай в гранёных стаканах в подстаканниках из нержавейки времён Хрущёвской оттепели. В Перми установлен памятник Николаю Славянову. Постамент его имеет грани, напоминающие грани стакана, но тут другая история, об этом писалось выше. В рязанских СМИ прошла информация, что в Рязани на Почтовой улице хотят установить памятник граненому стакану - скульптуру в виде стилизованного гранёного стакана с четырьмя ярусами. Каждый из ярусов должен символизировать собою одну из стадий алкоголизма: эйфорию, желание вновь и вновь испытывать удовольствие, стойкую зависимость и, в конце, концов, разрушение личности. Однако эта идея вызвала неприятие жителей города. Про граненый стакан в литературе: Советский поэт Всеволод Емелин посвятил граненому стакану незатейливые строки: Лишь край граненого стакана А писатель Виктор Ерофеев как-то заметил: «В археологии русской жизни, очищая пласт за пластом, мы постоянно будем возвращаться к граненому стакану. Это наша археология, а вернее, просто матрица». Писатель Сергей Довлатов вспоминал, как однажды в Альпах один австриец предложил ему выпить. Поэтом Анатолием Грицуком написана «Ода стакану»: Елеем и воском душевные раны Есть и песни о граненом стакане, например, песня Вилли Токарева «Граненые стаканчики» и «Эх, стаканчики граненные»… У певца Петра Лещенко в репертуаре еще до войны была известная песня «Стаканчики граненые упали со стола, упали и разбилися, разбилась жизнь моя!» Выражение «сообразить на троих» появилось именно благодаря этим стаканам. Если налить в стакан водку до стеклянного ободка («под маруськин поясок»), то получится 167 граммов – ровно треть пол-литровой бутылки. Таким образом, можно поделить водку «по совести». Шутейное исследование-реферат по материалам Всемирной сети для неблагодарных потомков, или как писал классик, "толковое пояснение для бестолковых читателей" © Copyright: Лев Дроздов -Лад, 2020.
Другие статьи в литературном дневнике:
|