Пуганые и непуганые. Вечная история... Часть 2

Вячеслав Дорошин: литературный дневник

Шесть вопросов о трагедии в Шереметьево


Автор: Михаил НЕШЕВЕЦ


«Мы в аэропорту, летим домой, все хорошо». Последнее смс погибшей в Шереметьево пассажирки рейса Москва – Мурманск
Следственный комитет возбудил уголовное дело. Рассматриваются три версии: недостаточная квалификация экипажа, диспетчеров и лиц, проводивших техосмотр борта, техническая неисправность и неблагоприятные метеоусловия.


1. Надёжен ли новый российский самолёт Superjet-100?


– Он сертифицирован. У него есть государственный сертификат лётной годности, и этим всё сказано, – заявил Metro заслуженный пилот СССР Олег Смирнов. – Тут и обсуждать нечего. Его проблема в другом – он на 77% состоит из комплектующих западного производства. И если что-то сломалось, то одну запчасть нужно из США везти, а другую – из Франции. И самолёт в это время стоит "у забора", а кредит за него платить нужно.
По словам эксперта, из-за этого наши самолёты совершают в два раза меньше полётов в месяц, чем "боинги".


Министр транспорта Евгений Дитрих заявил, что эксплуатация лайнеров не будет приостановлена


2. Может ли молния повредить самолёт?


То, что в самолёт ударила молния, сообщил командир экипажа Денис Евдокимов. Его слова подтверждают выжившие пассажиры лайнера.


Мнения экспертов о вреде от молний разнятся.


– Ежегодно более 100 ударов молний по самолётам случается в мире, и ничего с ними не происходит, – сказал Metro заслуженный пилот России Юрий Сытник. – А у такого бездарного, как наш Superjet, прекращается радиосвязь, отказывают автоматика и система обеспечения полётами.


– Молния для самолёта хоть и не фатальна, но опасна, – не соглашается заслуженный пилот СССР Олег Смирнов. – Пока есть авиация и молнии, они время от времени будут встречаться, этого не избежать и урон от удара невозможно спрогнозировать. Вопрос не в молниях, а в том, почему самолёт разрушился и загорелся во время посадки.


3. Правильно ли действовал экипаж самолёта?


Посадка выполнялась в ручном режиме, так как автоматика, видимо, отключилась.
– В ручном режиме лётчиков, очевидно, летать не научили, – сказал Metro заслуженный пилот России Юрий Сытник. – Самолёт так ударили об полосу, что тот "козлил" до тех пор, пока шасси не отломились, а самолёт не сгорел!
По мнению экспертов, проблемы с пилотированием существуют не только у россиян.


— Пилоты во всём мире превращаются в операторов компьютеров, – говорит заслуженный пилот СССР Олег Смирнов. – Умение летать в ручном режиме – это последний рубеж безопасности пассажиров. Навыки – это как раз то, что позволяет человеку называться профессионалом. В воздухе командиру корабля никто не поможет – ни министр транспорта, ни папа Римский.


По мнению Олега Смирнова, нужно менять систему подготовки, а не валить всё на пилотов.


С ним согласен и заслуженный пилот РФ Сергей Кругликов.


– Да, посадка была неидеальная, – говорит он. – Но, допустим, вы управляете автомобилем с гидроусилителями руля и тормозов. И вдруг руль трудно поворачивается, тормоза неэффективны, они работают, но не так, как обычно, у вас будут сложности в управлении? То же самое с самолётом. Лётчики, насколько я могу анализировать ситуацию, пытались как можно мягче приземлить самолёт. Также нельзя не учитывать их мужественное поведение: они руководили эвакуацией пассажиров, и только после эвакуации сами покинули воздушное судно.


6,8 тыс. часов налетал на самолёте Sukhoi Superjet 100 к моменту катастрофы командир корабля.


4. Почему люди не бросили чемоданы?


Очевидцы и спасшиеся пассажиры сообщили в Сети, что те, кто сидел в передней части лайнера, задержали эвакуацию, так как начали доставать с полок свои чемоданы. Возможно, это лишило кого-то шансов на спасение.


– Если что-то случилось, нужно оперативно и организованно открыть люки, двери, пустить надувные трапы, бежать спасать женщин, стариков, детей, а не эти дурацкие чемоданы, – говорит Юрий Сытник. – Сколько раз наблюдал – ещё заруливаешь на полосу, а они уже открывают полки. Такое у современных пассажиров воспитание!


– Как это ни странно прозвучит, но такое поведение можно объяснить борьбой паникой, – сказал Metro психолог Алексей Рощин. – Инстинкт подсказывает, что, когда горит за спиной, надо бежать с выпученными глазами, но мы знаем, что паника это плохо. И вот человек начинает собирать свои вещи так, будто ничего страшного не происходит. Вот такая своеобразная защита от ужаса ситуации. Я читал, что там на выходе двое мужчин даже умудрились подраться из-за того, что один другого матом попросил побыстрее двигаться.


5. За что могут наказать пилота?


Командир корабля заявил, что снижался с обычной скоростью и не знает почему произошёл удар о землю. Как рассказал Metro заслуженный пилот СССР Олег Смирнов, все действия пилота строго регламентированы и пишутся в "чёрный ящик". Если он нарушил регламенты, то его накажут.


По словам авиаюриста Алексея Елтунова, если выяснится, что в действиях пилотов есть признаки нарушения правил и инструкций, то предъявлять им обвинение, скорее всего, будут по статье 263 УК РФ "Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта". С учётом того, что есть погибшие, им грозит до 7 лет лишения свободы.


6. Хорошо ли сработала пожарная служба аэропорта?


Очевидцы считают, что пожарные могли приехать и быстрее. Как рассказала Metro свидетельница произошедшего Евгения Гончарова, которая ожидала вылета своего рейса в аэропорту, складывалось впечатление, что "спасатели не знали, что садится аварийный борт".


– Согласно хронике событий, пожарные прибыли очень быстро – в течение одной, максимум двух минут, – рассказал Metro заслуженный пилот РФ Сергей Кругликов.


– Чтобы прибыть на место ЧП, спасателям требуется информация о возгорании, какие средства требуется для тушения и время на дорогу. Могли ли пожарные подъехать к посадочной полосе до остановки самолета? А откуда они могли знать, где он остановится? Это первое. А второе – ничто ведь не предвещало беды.


Как говорится в официальном сообщении ГУ МЧС РФ по Московской области, информация о пожаре поступила в 18.30
(как раз в то время, когда самолет приземлился), в 18:40 пожар был локализован, а в 18:48 – ликвидировано открытое горение.


Примерная хронология событий 5 мая


18:03 Взлёт SSJ-100.
18:11 Возникли проблемы со связью, Возможно из-за удара молнии.
18:25 Экипаж просит срочную посадку из-за неисправности.
18:30 Самолёт совершает жёсткую посадку и загорается.
18:33 Все, кто остался в живых, эвакуированы.
19:00 Пожар потушен.


Предыдущие происшествия с лайнерами модели SuperJet-100


• 9 мая 2012 года в Индонезии в ходе демонстрационного полёта недалеко от Джакарты лайнер врезался в склон горы Салак. Погибли все 45 человек, находившиеся на борту. Причиной крушения признали ошибку пилотирования.
• 21 июля 2013 года в аэропорту Кефлавик (Исландия) во время испытаний SuperJet-100 приземлился с убранными шасси. На борту находились 5 человек. Один из них получил незначительные травмы.
• 10 октября 2018 при посадке в аэропорту Якутска лайнер выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы. На борту находились 92 человека. Травмы, не угрожающие жизни, получили 4 пассажира.
• 9 февраля 2019 года лайнер, летевший в Прагу, сел в Шереметьеве из-за неисправности гидравлики. На борту было 58 человек. Никто не пострадал.
• 13 марта 2019 года Superjet-100 "Аэрофлота", направлявшийся в Грецию, вернулся в Шереметьево из-за поврежденного верхнего лобового стекла. Никто из 48 пассажиров не пострадал.


* * *


"Он в реанимации!": выжившему в авиакатастрофе в Шереметьево мужчине устроили травлю


Автор: Станислав КУПЦОВ


58-летний Дмитрий Хлебников и его родственники подверглись травле после авиакатастрофы Sukhoi Superjet 100 в Шереметьево. Мужчина ехал в командировку в Мурманск, однако самолёт вынужден был вернуться в Шереметьево после попадания в него молнии, а из-за жёсткого приземления авиалайнер загорелся.
Чудом оставшись в живых, Дмитрий дал экспресс-интервью журналистам, находясь в полуобморочном состоянии – несколько раз он сказал: "Я устал", а также высказал претензии, что ему не сразу вернули деньги за билет. Вскоре в Интернете появилось видео с интервью – и Дмитрию припомнили все эти слова. Хейтеры даже стали разыскивать его родственников в соцсетях, чтобы лично писать им гневные сообщения.


"Помещение, где был газ, где было темно, где была самая высокая температура... Они оттуда вытаскивали людей, помогали спуститься на трап, – рассказывал Хлебников на камеру (видео снимали журналисты Mash) в том злополучном интервью. – Когда всё началось? Я сейчас устал, не буду рассказывать. Надо будет рассказать Следственному комитету".


Дмитрий явно хотел прервать интервью, поскольку едва держался на ногах, однако ему продолжали задавать вопросы. В конце беседы с журналистами он раскритиковал авиаперевозчика: "Я не смог получить возврат за свой билет в течение 40 минут. И так не получил. Спасибо, до свидания"
Ещё он успел сказать, что остался в живых только благодаря стюардессе.


"Моральный у..., надеюсь, чемодан-то успел вытащить!", – написала во "ВКонтакте" Марина Чадерина. "Как же он задолбал – по всем каналам! – восклицает Екатерина Смирнова. – "Звезда", блин! Люди погибли, детки. <...> А он деньги за билет тут же требует! Фу, мерзко". "Люди погибли, а он устал, – возмутилась Татьяна Петрова. – Девушки-стюардессы ему помогали, а он про деньги". И таких комментарий возникло в Интернете немало.


Metro разыскало жену сына Дмитрия Хлебникова Викторию Петрову, которая подробно рассказала о травле и о том, что успел рассказать родственник – оказалось, через некоторое время после интервью с журналистами он попал в реанимацию.
– Ещё утром он был в реанимации и сейчас у него проблемы со здоровьем, – рассказывает Виктория Metro. – Нам важно, чтобы всё закончилось хорошо, а потом попытаемся жить дальше после всего пережитого, соболезнуя погибшим.


Виктория, как и другие родственники Дмитрия, в шоке от той травли, которую им устроили из-за интервью:


– Нам пишут уже и в личные сообщения! Пишут жуткие вещи всей семье...
По словам Виктории, поначалу связи с Дмитрием у родственников не было, поскольку в самолёте у него сгорел телефон.


– Он рассказал, что когда вошёл в здание аэропорта, сотрудники сказали, что нужно пройти к такому-то окну, чтобы ему вернули деньги за билет. Его проводили. И там уже ему стало хуже, а тут ещё корреспонденты подбежали вместо врачей. У него – паника, страх, состояние ухудшается. На фоне страха и отравления возник гипертонический криз и сердечный приступ. Мы пока не знаем, насколько это серьёзно, но на утро заведующая реанимационным отделением сказала, что его состояние стабильно.


Виктория также отметила, что родственник успел рассказать о событиях в самолёте.


– Он говорит, что всё было в чёрном дыме, паника. Никто не мог выйти, уже горели шторы, которые отделяли первые ряды. И в этот момент стюардесса за руку вывела его к трапу. Вообще, бортпроводники спасли ему жизнь, всё делали очень быстро, но к моменту, когда скинули к земле трапы, самолёт наполовину уже был в огне.


* * *


Metro пообщалось с психологами, которые попытались объяснить, почему люди могут устраивать кибербуллинг в подобных ситуациях.


– Подобные трагедии вызывают у людей резонанс, спектр самых разных эмоций, – рассказывает Metro психолог Наталья Валерьевна Степанова. – Среди них – злость, страх оказаться на месте жертв, что вызывает всплеск агрессии. И эту агрессию людям надо на кого-то вылить. В данном случае наиболее уязвимым оказался данный мужчина. Усиливает кибербуллинг желание быть причастным к событию. То есть агрессоры в Интернете объединяются в движение против уязвимой выбранной жертвы. Сливая на него свой негатив, они тем самым проявляют "неравнодушие", пытаются выделиться типа "вот, посмотрите на меня, я хороший, а он плохой". Люди самоутверждаются за счёт жертвы кибербуллинга. Мужчине следует игнорировать нападки в Интернете, желательно поработать с психологом.


Психолог Нина Позняк: Рассуждать о том, почему люди ведут себя тем или иным образом – значит угадывать. Все люди разные, у всех свои мотивы, свои реакции и за похожей, на первый взгляд, грубостью, может скрываться зависть к выжившему или злость на него за это.


Кто-то среагировал на фразу о деньгах за билет. Какой билет, какие деньги, когда там столько людей погибло?


Чего мы ждём от репортажей с места катастроф? Несчастных пострадавших, всех в крови или в слезах. А тут все увидели на экране как будто здорового мужчину, который, сойдя с самолёта, даёт интервью, да ещё и о деньгах беспокоится и заявляет об усталости. Вот многие и приняли его за меркантильного бессердечного человека.


Похоже, Дмитрий давал интервью, находясь в состоянии шоковой травмы (если учесть сведения о том, что после он попал в реанимацию). Так бывает, когда человек проживает внезапную и сильную угрозу для жизни: организм включает все ресурсы и направляет их на выживание. Потому и видимые последствия могут проявиться не сразу. Но чувствуется сильная усталость, отчего фокус внимания смещается на деньги за билет, как на безопасный объект, относительно прожитой аварии. Думать о деньгах вместо того чтобы осознавать произошедшее – такой хитрый защитный ход психики, чтобы "выжить".


Конечно, я могу лишь предполагать, потому что лично не беседовала с Дмитрием.


Источник: http://www.metronews.ru/



Другие статьи в литературном дневнике: