ММ-277Константин Михайлович ПАХОМОВ (род. 13 января 1972, Оренбург, РСФСР, СССР) – советский исполнитель, один из солистов легендарной подростковой группы «Ласковый май» (1988-89), предпочтя уйти из коллектива в самом зените его славы. В отличие от многих других участников «Ласкового мая», сиротой не был. Вырос в благополучной семье. C музыкой родители никак не связаны. Отец – Михаил Пахомов (1946 г. р.). Мать – Наталья Пахомова (1949 г. р.). В 1977 году родился младший брат Константина – Сергей Пахомов, который сейчас является администратором форума Константина. Родители Кости были против его музыкальной карьеры. C 1979 по 1988 годы Костя учился в средней общеобразовательной школе № 55 города Оренбурга. В школе учился в литературном спецклассе. Некоторое время работал ди-джеем в местном ДК «Орбита». До знакомства с Сергеем Кузнецовым успел закончить музыкальную школу по классу скрипки и попеть в школьном ансамбле. Сейчас этим никого не удивишь, а в то время заниматься на скрипке не брали любого желающего, а лишь обладателей тонкого музыкального слуха. А знакомство это состоялось как нельзя вовремя… В ту счастливую пору – весной 1988-го года, «Ласковый май» был ещё оренбургской группой, а Андрей Разин – никому не известным администратором группы «Мираж», выдающим себя за племянника Горбачёва. Уже был записан первый альбом «Белые розы», который, разойдясь по Оренбуржью, принёс группе первую… нет, ещё не популярность – известность. Потом коса нашла на камень, Сергей Кузнецов из интерната был уволен, с Юрой Шатуновым ему видеться запретили, и группа осталась без солиста. По другой версии, в Доме пионеров Костя оказался из-за того, что у их самодеятельной рок-группы сломалась аппаратура, и им надо было где-то репетировать. Так или иначе, знакомство состоялось именно там, после чего Пахомов стал новым солистом «Ласкового мая». Константина Пахомова можно назвать одним из самых загадочных участников «Ласкового мая». Он не только стоял у истоков группы, но и был одним из тех немногих, кто действительно там имел музыкальное образование. Но поскольку публика уже знала, что солист «Ласкового мая» – Шатунов, потребовались разъяснения. Во вступлении чей-то голос объяснял сложившуюся ситуацию: «Юрий Шатунов не смог работать с Кузнецовым, так как дальнейшая работа была невозможна вследствие отрицательного отношения директора школы-интерната №2 города Оренбурга к их совместному творчеству». Из автобиографической книги Кузнецова «Ты просто был» видно, что Костя вызывал у Сергея Борисовича противоречивые чувства – с одной стороны, Кузнецов высоко ценил профессионализм, с другой – человеческую искренность. Видя, как Костя «работает на публику», с улыбкой принимая цветы за песни, написанные для Шатунова (на живых концертах ему приходилось исполнять и «Белые розы», и другие песни с первого альбома), Сергей всё больше убеждался – сотрудничество это лишь временное, и когда придёт время, Костя перешагнёт через него и пойдёт дальше. Для Кузнецова, как для автора, было очень важно, кто будет исполнять его песни. Но поддерживать Костю Сергей не спешил, рассудив, что если это талант, он и сам пробьёт себе дорогу. (из интервью 1989-го года) В мае 1988-го Кузнецову поступило предложение от Оренбургской филармонии: выступить на фестивале «Русское поле», концерты которого должны были проходить в разных городах. Тексты «Ласкового мая» были официально «залитованы» отделом культуры облисполкома, но даже просьбы чиновников от культуры не смогли убедить грозную Валентину Тазикенову отпустить Шатунова на гастроли. В результате, Кузнецов отправился выступать с Пахомовым. Однако, судя по книге «Ты просто был», Сергей с самого начала рассматривал это сотрудничество только как временное, и «Ласкового мая» с единственным солистом Костей Пахомовым не представлял и не хотел. С. Кузнецов: «Работали мы на этих гастролях концертов 50. По 2, по 3 на дню. И получали «бешеные» деньги – аж по 5,50 с концерта! Приезжаем с Костей на стадион – давай аппаратуру разгружать. Разгрузили, отыграли. Давай её в автобус затаскивать. Перебираемся к местному Дворцу культуры... Там то же самое. Разгрузили – отыграли – погрузили. А впереди ещё третья площадка... И это все за несчастные гроши. Поэтому, наверное, ничем хорошим те первые гастроли не запомнились. Хотя принимали нас неплохо. Аплодисменты, цветы, поклонницы… Пуда соли во время фестиваля «Русское поле» мы с Костей не съели. Огня и воды не прошли. Медных труб – тоже (не в духовом оркестре гастролировали). Но изматывающий график работы, обессиливающие погрузки – разгрузки аппарата – это всё выдержали. И Костя оказался надёжным коллегой». А. Разин: «Вероятно, именно тогда Костя успел поработать и диск-жокеем – на всё той же дискотеке Дома пионеров, где тогда официально работал Сергей Кузнецов. В тот момент было ещё неясно, как сложится дальнейшая судьба «Ласкового мая». Возможно, Кузнецов и Пахомов записали бы вместе и следующий альбом, который обратил бы на них внимание какого-нибудь московского продюсера (в конце 80-х это слово уже входило в обиход), а быть может, Сергей нашёл бы нового солиста. Что до Юры Шатунова, то он так и остался бы доучиваться в Оренбургском интернате №2, втайне мечтая стать профессиональным хоккеистом. Но судьба распорядилась иначе…». В июне 1988 года Андрей Разин был командирован от студии «Рекорд» в Шостку для закупки магнитной ленты. Случайно услыхав в поезде голос Шатунова, он с большим вниманием расспросил соседа по купе про «оренбургского самородка», затем сошёл на первой же станции и вернулся в Москву, где оформил командировку в Оренбург. Но и Разин не собирался заниматься развитием Кости, на этот счёт у него были совсем иные планы… После перевыпуска двух магнитоальбомов ЛМ, записанных уже в чистовом варианте на студии «Рекорд», Андрей вплотную занялся тем, для чего и затеял переезд Кузнецова – записью своих песен под маркой уже хорошо раскрученного «Ласкового мая». Поначалу Сергей Кузнецов был против того, чтобы Разин становился солистом «Ласкового мая», но зависящий от него во всём, основатель группы теперь имел всё меньше прав на собственное мнение... В третьем магнитоальбоме ЛМ, увидевшем свет в октябре, все пять песен исполнял Разин, заодно перепев Костины «Вечер холодной зимы» и «Желаю счастья». Осенью 1988-го Костя дал своё первое интервью, уже как солист «Ласкового мая». В нём он пообещал корреспонденту газеты «Комсомолец Донбасса», что не расстанется с Ласковым маем «как бы ни сложилась жизнь». Но жизнь сложилась иначе. За целый год тяжёлой и изнуряющей работы для Кости была записана всего одна-единственная песня «Холодный берег», вошедшая в альбом «Восьмое марта». На остальных альбомах, равно как и на большой подарочной пластинке ЛМ, выпущенной лейблом «Мелодия», не было ни одной Костиной песни. Его основной ролью в «Ласковом мае» был «разогрев» публики перед выступлениями Разина. Для амбициозного подростка роль жалкая и унизительная… Но не стоит винить в этом одного Разина. Как известно, Сергей Кузнецов хотел видеть солистом «Ласкового мая» только Юру Шатунова, и все новые песни писал только для него (даже Разину доставались только тексты, которые не подошли Юре – вроде «Старого леса» и «Маскарада»). Что-то писать для Пахомова (хотя это была его обязанность), у него не было ни малейшего желания. Впрочем, творческое сотрудничество Сергея Кузнецова и Андрея Разина было недолгим. Выяснение, кто главнее – администратор или композитор вылилось в шумный уход Кузнецова из группы вместе с остальными музыкантами оренбургского состава. Однако главные солисты – Костя и Юра (и примкнувший к ним Сергей Серков) остались с Разиным. Группа была на пике популярности, и неясная перспектива работать в группе «Мама» их не прельщала. ПТИЦЫ: http://www.youtube.com/watch?v=zxVc-Iefuko Но это то, что лежит на поверхности. Более детальную картину воссоздаёт интервью газете «Комсомольское племя» от ноября 1989 года, которое проливает свет на то, что же стало «последней каплей» в решении Кости покинуть группу. По словам Пахомова, летом 89-го года он собирался поступать в музыкальное училище, поделившись своими планами с Разиным. Переход одного из главных солистов ЛМ из артистов в студенты был чреват его потерей для искусства группы, и Андрей попытался этому воспрепятствовать. Узнав, когда проходят вступительные экзамены, Разин на эти дни отбыл вместе с Костей на гастроли, убедив юношу, что испытания начнутся только через месяц. Очевидно, участники ЛМ уже настолько привыкли, что Разин может решить за них любой вопрос, что отвыкли действовать самостоятельно. За это Костя жестоко поплатился. Не в силах простить предательства своему, как он считал, другу, Пахомов ушёл из группы. ЧТО Ж ТЫ, ЛЕТО (выступление в программе «Шире круг»): К концу года место Кости в ЛМ займёт другой «красавчик» – киевский школьник Олег Крестовский, который хотя и обладал смазливой внешностью, по голосу и харизме сильно уступал Косте. Очевидно именно поэтому ни одна песня с его альбома «Озорная девчонка» хитом так и не стала. С уходом из «Ласкового мая», Константин основал собственную группу, которая так и называлась «Группа Кости Пахомова». В неё вошли бывшие участники ЛМ: Сергей Серков, Арвид Юргайтис, звукорежиссёр Александр Егунов, концертный директор Михаил Хажинский (у него Костя жил первое время), а также оператор Павел Томов. Первый сольный альбом группы Кости Пахомова «Баллада о любви» вышел в августе 89-го, однако поскольку о его уходе из «Мая» почти никто не знал, предприимчивые пираты выпустили этот альбом как «Ласковый май-9» или «Ласковое лето». В то же время прошлогодний альбом «Ласковый май-2» был перевыпущен как «нулевой» альбом Пахомова «Желаю счастья». Помимо четырёх песен Сергея Кузнецова, с которыми Костя выступал ещё в Оренбурге, в альбом вошли три новых от Юрия Гука. Особняком стояла песня «Светлана», написанная Симоном Осиашвили и Виктором Чайкой, в это же самое время записавших для Юрия Шатунова легкомысленную песенку «На крыше». На песню «Светлана» был снят видеоклип, где Костя пел на фоне красивой Ленинградской белой ночи, гранитных набережных Невы и разводных мостов. Название песни вызвало бурное обсуждение в фанатской среде. Никто даже не сомневался, что Костя «посвятил» эту песню Светлане Разиной. Вот что об этом вспоминает сама «виновница торжества»: «Когда группа «Ласковый май» переживала свой триумф, в ней был не только Юра Шатунов, но и очень красивый Костя Пахомов. Девчонки от него умирали. Он меня отовсюду похищал, причём с помощью своей охраны. Помню, когда после концерта в «Олимпийском» мы с ним вместе выходили, поклонницы с такой завистью на меня смотрели! Вот когда проявляется настоящая звёздная болезнь. Они бы отдали всё, чтобы быть на моём месте! Пахомов после концерта все цветы от своих поклонниц отдавал мне. Он пытался меня несколько раз соблазнить, познакомил со своим отцом. Самое смешное, что его нисколько не смущало, что я замужем, что ему всего 16, а мне 25. Намерения у него были самые серьёзные. Но всё равно ситуация была нелепая. Он хоть и безумно красивый, но всё-таки мальчик. И, в конце концов, мы расстались. Когда он понял, что у нас ничего не выйдет, то посвятил мне несколько песен. Одна из них была про Светлану…». СВЕТЛАНА: http://www.youtube.com/watch?v=sk8xs3_uYAU Юрий Гук тоже сотрудничал с ЛМ (именно его перу принадлежал музыкальный памфлет «Глупый филин», высмеивающий критика Юрия Филинова), и вскоре песню «Ты, я и море» Разин позаимствовал для своего юного солиста Андрея Гурова. В своих поздних интервью Разин признаётся, что старался, насколько это возможно, «перекрывать кислород» всем артистам, ушедшим из «Ласкового мая». Он неизменно говорил, что Костя просится обратно, в свою очередь, Костя утверждал, что Разин регулярно зовёт его назад. Однако в фильме «Почём нынче Ласковые?» (1990) Разин был подчёркнуто доброжелателен: По словам Артура Гаспаряна, штатного критика «Московского комсомольца» (к слову, посвятившему Косте целых три статьи), когда певец достиг призывного возраста, его поклонницы организовали целый «комитет защиты Кости Пахомова», собираясь пикетировать Министерство обороны. «Мы больше не Ласковый май!» – такое символичное название имела концертная программа, с которой Константин и его группа гастролировали по стране после выхода первого альбома. Поскольку собственного материала у группы было слишком мало для сольного отделения, в концерты, как бы в нагрузку, включались выступления местных групп. Заявленный в программе Сергей Серков обычно исполнял только одну песню «Не ходи налево», впрочем, в группе он пробыл совсем недолго. Воспоминания о том, как проходили эти концерты до нас донесла уфимская газета «Ленинец» за 1990-й год: «Ждали Костика, Костеньку и как там его ещё зовут поклонницы. Но кумир, дав им вволю повизжать и покричать и совсем чуть-чуть попев, ушёл, предоставив сцену группе «Арбат», играющей хард-рок. Но программу завершил всё-таки Пахомов, спев еще пару-тройку песенок. На этом «шоу» было закончено. Как говорится, «спасибо за внимание». С самим Костей Пахомовым поговорить не удалось. «На ваши вопросы могу ответить я. Если захочу», – отрезал администратор (или директор) шоу. Это полуснисходительно оброненное «если захочу» весьма символично. Эта фраза – жизненное и творческое кредо группы, группы, у которой нет своего названия, нет своей аппаратуры и главное, по-моему, отсутствует желание работать – петь. Зато очень хочется заработать. Привлечь как можно больше зрителей и, называя вещи своими именами, надув его, быстренько «смотать удочки». Чтобы в следующем городе, так же жадно ждущем этот «не ЛАСКОВЫЙ МАЙ», повторить свой трюк. От ошибок команда застрахована, потому что «бить» будут по тому месту, где они только что были, а не потому – где сейчас. Но главным страховым полисом от проколов является всё же не это, а зритель. Те самые девочки и мальчики, что валом валят на «Май», делая их тем самым непобедимыми, неприкосновенными и неуязвивыми». В 1991-м году уже повзрослевший Костя сыграл Женю в фильме малоизвестного режиссёра Виталия Макарова «Влюблённый манекен», в котором приняли участие такие известные актёры, как Борис Щербаков, Михаил Светин, Светлана Немоляева и Илья Олейников. Партнёршей Кости по фильму была Анна Тихонова – дочь всеми любимого «Штирлица» – Вячеслава Тихонова. Композитором фильма был Виктор Чайка, и Костя исполнил в нём несколько песен – уже в новых аранжировках. Съёмки проводились в Севастополе и Ялте, по причине чего вся народно-хозяйственная деятельность Крымской области была парализована т. к. народ только и делал, что торчал около съёмочной площадки и наблюдал за Костей. ВЛЮБЛЁННЫЙ МАНЕКЕН: http://www.youtube.com/watch?v=OO9wTz-_qJ0 К. Пахомов: «Вместо запланированных трёх месяцев съёмки растянулись на год. Но, думаю, картина в какой то мере сможет компенсировать моё годовое молчание, ведь в ней звучат мои песни, одна старая – «Вечер зажигает огни» и две новые, написанные специально для кино». В начале марта 1991-го он появился на телешоу «50/50», выступив во Дворце спорта «Динамо», после чего отправился на гастроли. В 1992-м году вышел второй, менее известный альбом Кости «Мне хочется надеяться», в котором наметился уход от Диско Перестройки в сторону более современной поп-музыки на стыке синти-поп и рока. Таким образом, творчество Кости даже пережило «Ласковый май», к тому времени окончательно распавшийся. К сожалению, за давностью лет и малой известностью альбома, которому не повезло появиться на свет на закате популярности диско перестройки, авторство большинства его песен не известно. Песню же Валерия Маклакова «Ночь желаний» спустя пару лет перепел уже бывший к тому времени солист группы «На-На» Валерий Юрин. Согласно достоверным источникам, к работе над альбомом приложил руку знаменитый гитарист-виртуоз Сергей Маврин, участник групп «Чёрный кофе», «Металлаккорд», «Ария» и «Кипелов». С его помощью старые аранжировки, отличавшиеся довольно примитивным синтетическим звучанием, уже не модным в начале 90-х, превратились в полноценные композиции с отчётливым фоном бас-гитары. В 1992-м году на песню «Последний день весны» был снят видеоклип. К сожалению, и альбом, и клип были последними в творческой карьере Кости Пахомова. Новые песни так и не увидели свет, и в следующем 1993-м году музыкальная карьера певца окончательно завершилась. В интернет-подборках можно найти неизданные песни: «Весна», «Лето», «Люблю», «На мотоцикле» и «Солнце». Что стало с амбициозными творческими планами артиста? Ведь он собирался поступать в консерваторию, продюсировать молодых музыкантов, наконец, выпустить диск на «Мелодии»? Ответ, скорее всего, нам давно известен... Дальнейшие жизнь и творчество Константина Пахомова лежат в густом тумане. Периодически о нём вспоминает Сергей Кузнецов и другие бывшие участники группы, не сообщая, впрочем, никаких подробностей. Даже съёмочная группа ток-шоу «Пусть говорят» не смогла разыскать Константина. Дверь в его оренбургской квартире никто не открыл, а соседи видели его лишь мельком и толком ничего о нём не знали. В социальных сетях существует несколько фан-клубов Кости Пахомова, в которых его преданные почитатели обсуждают достоинства и недостатки песен, записанных тридцать лет назад, сравнивают вокал Кости с Шатуновским и клеймят Андрея Разина за то, что не давал Косте расти и развиваться в 89-м году. Периодически администраторы пабликов подбрасывают «дровишки» в виде слухов от людей, якобы видевших или знавших Костю. Существует также закрытый форум, на котором со своими поклонниками Пахомов, якобы, общается сам. Происходящее там своей мистикой напоминает спиритический сеанс. * * * Константин Пахомов сейчас совсем не занимается шоу-бизнесом, а о своей сфере деятельности он не любит распространяться. Известно, что бывший любимец публики неравнодушен к восточным видам спорта. Он много читает, любит творчество Гумилева, Пастернака и Мандельштама. Самый любимый киногерой Граф Монте-Кристо в исполнении Жерара Депардье. Интересуется историей России. Владеет английским языком. Отдыхать Константин любит небольшой уютной компанией. В основном – на природе и подальше от городской суеты. Любит Константин и русскую баню и бывает в ней периодически. Только вот снег не каждой зимой такой бывает, чтобы в него можно было прыгать. Постольку поскольку его День Рождения приходится на Старый Новый Год, то 13 января Константин отмечает двойной праздник. Одним из участников сайта в личке был задан интересный вопрос для Константина. Вопрос: Почему Костя не пытается подзаработать на былой славе? Например, переиздать свои песни, сделать современные кавер-версии, попеть на дискотеке 80-х, дать десяток интервью? Ответ Константина: «К чему приводят попытки подзаработать на былой славе? К тому, что эта слава (читай – узнаваемость) возвращается. Начинаются показы по ТВ, ротация на радио, интервью с фотографиями в прессе. Соответственно, за этим следуют приглашения на гастроли. Вот чем-чем, а уж по гастролям ездить мне совершенно не хочется. А слава она потому и БЫЛАЯ, что уход со сцены был Осознанным. И то, потребовался весьма приличный отрезок времени, чтоб перестали узнавать, и можно было вздохнуть свободно. То есть, зарабатывать этим я не собираюсь. А если уж и соберусь покататься по гастролям, то это будет только для собственного удовольствия. А когда у меня будет такое желание, и появится ли... Вот этого я предсказывать не берусь». И добавляет, что встречи с поклонниками и фанатами организовывать не будет, если только исключительно с единомышленниками. А также, что книга о нём никогда не выйдет, так как он сам этого категорически не хочет и всю свою жизнь он держит в большой тайне и никому и никогда эти тайны рассказывать не хочет и вряд ли когда-нибудь захочет. Известно только что Константин до сих пор не женат и детей у него пока тоже нет, но в материальном плане чувствует себя прекрасно. «Я не женат, детей нет. Не хочу пока. Молодой ещё. Занимался много чем, в том числе и музыкой. Я человек достаточно скрытный, не люблю посвящать окружающих в подробности своей жизни». В 2006 году в серии «Grand collection» вышел CD диск Константина Пахомова с лучшими песнями. Но бытует мнение, что это самопальное пиратское издание с закосом на известную серию и с достаточно низким качеством материала. В 2007 году окончил Московский Государственный Институт Культуры (МГИК) а ныне МГУКИ. Говорят, что переписал несколько старых песен, сделав из них ремиксы с современными аранжировками. Но, скорее всего, это сделали без его ведома заинтересованные ди-джеи-любители. Во всемирной сети Интернет периодически появляются вопросы старых поклонников Константина о его судьбе, на которые никто не может дать внятный ответ, его жизнь обрастает слухами, которые так же трудно подтвердить, как и опровергнуть. Одна из звукозаписывающих компаний на своём интернет-сайте объявляет о розыске музыканта с целью переиздания его песен, поиском достоверной информации о нём занимаются журналисты одного из центральных телеканалов с целью создания передачи о его музыкальной карьере, но на данный момент все попытки найти Константина Пахомова не увенчались успехом… * * * «ВРЕМЯ ЛЮБВИ». Избранное 1. Помни меня Записи 1988, 1991-92 гг., кроме – (16, 17) ССЫЛКА на СКАЧИВАНИЕ: http://yadi.sk/d/OYxfuustCAdoTg Размер архива: 107,8 МБ © Copyright: Вячеслав Дорошин, 2018.
Другие статьи в литературном дневнике:
|