От кого фанатели меломаны 30 лет назадВоспоминания о будущем Автор: Екатерина Борисова
_______________
Борьбы во всех основных категориях не получилось. С самым большим «отрывом» «финишировала» Алла Пугачёва. Влияние её на нашу женскую эстраду сегодня так велико, что нет-нет да послышатся знакомые «пугачёвские» нотки в песнях молодых начинающих певиц, повидятся её прическа, манеры. Выходя в «профи», многие становятся как бы на одно лицо – отчего? Чтобы быть в моде, понравиться наверняка? Не потому ли такая пропасть между вторым и третьим местом, на которых, соответственно, Лайма Вайкуле и Жанна Агузарова, и всеми остальными? Пропасть – где ожидания, как с Катей Семёновой и Натальей Гулькиной, где разочарования – как с Вески и Понаровской, свои позиции сдавшими. К тому же первые – не просто первые – они любимые. И если в Вайкуле особенно привлекает артистизм, сценичность, необычные шоу-варьете, то Жанна особенно любима за то, что какая-то «вся своя» – живая, бесшабашная. И концерты обеих – не праздная тусовка с микрофоном, не «дежурная» демонстрация линии бедра... Выбор репертуара, своего стиля, имиджа – в этом все большая проблема, из-за этого тоже так мало талантливых, самобытных имён. Кстати, и в разделе «Композитор года» между шестью-семью и остальными – та же пропасть... И у певцов – те же имена, те же расстояния. Кузьмин, Гребенщиков, Макаревич, Николаев, Барыкин, собравшие больше других голосов, не только певцы, они, как принято сегодня называть, «авторы-исполнители», – сами пишущие песни, – личности со своим мировоззрением, своим стилем, манерой исполнения. А первым признан Владимир Кузьмин. Заводные, ритмичные, прекрасно аранжированные песни, сделанные по немудреному, но, как видно, приносящему успех принципу «это только любовь, но мне это нравится», звучали и по телевизору, и в дискотеках и выдвинули Кузьмина в самые популярные. Что ж, ориентировка на шлягеры – это тоже стиль, тоже позиция. И за это тоже, как видим, можно любить. Но и увлечения такими песнями – тоже позиция. Причём побеждающая: Пугачева – певица года, Кузьмин – певец... А вот в разряде «Лучший композитор» борьбы между теми же музыкантами уже не получилось. Вне конкуренции оказался Игорь Николаев. Запоминающаяся мелодия, выверенный ритм, искусная аранжировка, умение писать на конкретного исполнителя – Лучшей почти единогласно признана МАШИНА ВРЕМЕНИ, включившая в этом году в свои шоу рок-балет, много гастролировавшая с (чуть было не написал – «новой») программой – «Реки и мосты». Действительно новая программа уже на подходе, и, когда номер выйдет, её, может быть, уже можно будет увидеть. Почивать на лаврах – не принцип МАШИНЫ ВРЕМЕНИ, неизменно популярной вот уже восемнадцать лет... Что интересно: претенденты на звание «Худшей группы» тоже со стажем. Как-то потерялись последнее время САМОЦВЕТЫ, неярко без Малежика ПЛАМЯ, да и столь удачливый недавно ФОРУМ никак не может найти себя после ухода Назарова и Салтыкова. Сергей Рогожин из АУКЦИОНА не спасает, да и «Шумела синяя река» и «Мечтатель» далеко не «Улетели листья» и «Давайте созвонимся»... А худшей всё-таки признана калининская ЭВМ. Но пусть огорчение не будет фатальным – если группу помнят, огорчаются за неё, значит, не всё ещё потеряно. Хотя тот эклектичный, размытый по форме и содержанию металл, который играет ЭВМ, большого оптимизма сегодня не вызывает. Ну, а «Лучший автор текстов» опять-таки Андрей Макаревич. Метафоричность, тонкий юмор, наблюдательность, острое чувство современности – кто может с ним сравниться?! Гребенщиков?! Да. Он – второй. А пятым неожиданно, чуть не опередив И. Резника, стал Михаил Борзыкин из ленинградского ТЕЛЕВИЗОРА. Социальный рок, страстные монологи на контрастно-холодную музыку рэп и нью вейв – не всегда, впрочем, равноценные – ТЕЛЕВИЗОР упоминался в категории «Надежда года». Хотя много чаще в ней встречаются ленинградская АВИА, московский ЧЕРНЫЙ КОФЕ, единственные, пожалуй, «металлисты», исключая ещё разве что КРУИЗ, не имеющие аналогов в лице всевозможных МЕТАЛЛИК и МОТОРХЭДОВ; и наконец-то обретающий всесоюзную популярность свердловский НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС. А «самой яркой надеждой года» признан любимец танцующей молодежи Владимир Пресняков. Поет он непривычным и не всеми принимаемым фальцетом (хотя "Чарли Чаплин" – и очень неплохо – обычным голосом) и потому не всем нравится. Но кому нравится – нравится. Брейк, нью вейв, электро-поп – покоряемая им стихия. И если судить по итогам парада, покоряемая весьма успешно. Впрочем, с "лучшими" – "худшими", "надеждами" – "разочарованиями" случалось и так, что одна и та же группа умудрялась попасть в обе прямо противоположные категории. "Чемпионом" тут стал тухмановский ЭЛЕКТРОКЛУБ. 24 раза он попадал в "худшие" и 49 – в "лучшие", 17 раз оказывался "разочарованием" и 21 – "надеждой". Кто прав – судить не будем, но то, что прозябавший ансамбль снова привлёк к себе внимание после прихода в него бывших "форумцев", было отрадно. А вот обновленный состав ЗЕМЛЯН, 63 раза названный "разочарованием года", в "надежды" так и не попал ни разу. Играет он модный сегодня "металл", но как-то очень уж натужно, несвеже. Особенно заметно это было во время совместных концертов с ЮРАЙ ХИП. Все было у ЗЕМЛЯН – и позы, и риффы, и "запилы", – не было только стремления сказать собственное слово, попробовать хотя бы немного отличаться от других. "И вообще с "металлом" сейчас происходит то же, что и с ВИА в конце семидесятых, – он в моде, все стремятся играть именно его, но как-то уж очень заученно похоже – все об одном и том же, неинтересно, – поэтому менее безысходной аналогии не подберешь, – сетует ленинградский студент К. Скворцов. – Грустно". Действительно, грустно! А вот в категории "лучшая пластинка" было чему порадоваться. 26 альбомов ("Мелодия", наконец-то!) участвовало в нашем читательском конкурсе. Из них большая часть – дебютные. ЧЕРНЫЙ КОФЕ, КРУИЗ, РОНДО, БРАВО, СЕКРЕТ, ПИКНИК – все среди лучших. Не залеживались на прилавках "Желаю Счастья В Личной Жизни", "Мельница", ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА – "Минуточку!!!". А вот с МОДЕРН ТОКИНГ и ФОРУМОМ получился "прокол". Первый вышел уже после спада ажиотажа, второй – мариновали два года и выпустили, когда уже и музыка группы и состав поменялись. А самой неудачной пластинкой признан альбом ещё недавно столь популярного Юрия Антонова. Разочарования начались еще с названия песен. По порядку: "От Печали До Радости", "Я Тебя Не Забуду", "Завтра", "Гадкий Утенок", "Всё Как И Прежде"... Все как и прежде?! Так нельзя, и потому – "худший альбом года". А лучшим почти единогласно назван "Реки И Мосты". Теперь о том, какие пластинки хотели бы видеть на прилавках магазинов филофонисты. Второго Кузьмина, второй альбом ПИКНИКА, а также ЧЕРНЫЙ КОФЕ, СЕКРЕТ, БРАВО, КРУИЗ. Из тех, кто еще не записывался на "Мелодии" – Юрия Лозу, МИРАЖ, АРИЮ (они должны скоро появиться), НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС, Владимира Преснякова, АВИА. Много "заказов" на весь БИТЛЗ, ДИП ПЕРПЛ (в рок-архиве уже вышел один сборник – "Дым Над Водой"), Майкла Джексона... В категории "лучшая песня" Николаев боролся с... Николаевым. В "худшей" – Леонтьев с... Леонтьевым. "Алло! Алло!" с... "Незнакомкой", "Выставка Собак" с... "Белой Вороной". Всего на несколько голосов отстал от "Незнакомки" Александр Барыкин с "Букетом". Он же был одним из претендентов категории "лучшее шоу". Но тягаться с "Реками И Мостами" – оригинальным музыкальным спектаклем, в котором наряду с рок-балетом участвовал и очень хороший светотехник, не смог никто. Отстав на 96 голосов, вторым назван Сергей Минаев со своей "Студией "Рекорд", в которой также достойно выделяются Сергей Крылов и Владимир Маркин. В "самых безвкусных концертных представлениях" – снова "ба, знакомые все лица!". Абсолютным лидером стало... "Томас Андерс-шоу". Под фонограмму, невыразительно, скучно, к тому же не с Боленом, а с женой?! Было отчего погрустнеть даже искушенным фанаткам... Не менее жёсткой критике подверглась новогодняя "Песня-87". "Если бы не МАШИНА, СЕКРЕТ да Барыкин с Серовым, я бы подумал, что нахожусь на передаче десятилетней давности – те же певцы, те же певицы, многие из которых теперь уже выступают только "в нагрузку" в сборных программах и былую популярность уже утратили. Что же, открывать при "Песне" молодёжный филиал? А тексты исполняемых "произведений"? Любовь, цветочки, беспроблемность. А рифмовка? Да за такие песни критиковать, а не награждать надо!" – выразил преобладающее мнение иркутянин Александр Азаров. Однако самой большой неожиданностью года стал, наверное, не провал Томаса Андерса, не неудача "Песни-87", а первое место (в категории "лучший зарубежный исполнитель") Билли Джоэла. Кто бы мог предположить, что опередит он и ДИП ПЁРПЛ, и Ю-2, и Майкла Джексона, и ЕВРОПУ?! Но очень удачные гастроли, такая откровенная встреча на "Музыкальном ринге", совершили невероятное. Кстати, успеху его концертов способствовал и тот умелый контакт, который он всегда налаживал с залом: публика поддерживала его выступления, а он в свою очередь спускался к ней в зал, разговаривал, пел вместе с нею. И ни хулиганства, ни криминала на его концертах не было. Много лет обсуждался вопрос о том, как болеть на спортивных состязаниях, и наконец он решён. Может, настала уже пора поговорить и о концертах? "Я не понимаю, почему вы считаете, что ваша публика хуже всех? – недоумевал Ласло Хегедюш, продюсер, привозивший к нам и Томаса Андерса, и ЮРАЙ ХИП, на пресс-конференции в "Олимпийском". – На всякий случай можно поставить безопасный барьер - мы так уже делали в Ленинграде один раз – и всё прошло успешно!" ...Неожиданности поджидали и в категории "группа, исполнитель, незаслуженно не обретшие широкого признания". То, что борьба будет горячей, мы ожидали, но вот количество имён?! Сорок шесть! Некоторых певцов и группы – например, НОСИКИ-КУРНОСИКИ из Костромы, мы даже по названиям не знали. В "Парад надежд" они не попали, так как встречались по 3-4, а то и вовсе по одному разу, но в блокнотах мы их пометили. Если выдастся командировка в те города, обязательно постараемся их услышать. А большинство голосов собрал свердловский НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС, играющий серьёзный рок с серьёзными и добрыми текстами. Ну а сейчас конкретно итоги пяти основных категорий. Певец года В. Кузьмин Певица года А. Пугачёва Лучшая группа МАШИНА ВРЕМЕНИ Композитор года И. Николаев Надежда года В. Пресняков
© Copyright: Вячеслав Дорошин, 2018.
Другие статьи в литературном дневнике:
|