О любимом сайте

Вячеслав Дорошин: литературный дневник

«Стоит зайти на сайт Стихи. ру, чтобы поразиться тамошнему разливанному морю. Глаза разбегаются. Кого вы только здесь не встретите: истовых православных евреев, машущих кадилами так, что и русскому не снилось, огромную толпу сервильных эпигонов Бродского, стройные ряды борцов с коммунизмом, пропустивших момент его падения, жёстких оппозиционеров современной российской власти, которые чем дальше от России живут, тем отчаяннее и непримиримее с этой властью борются». /Автор речи неизвестен/.



Пространные суждения Дмитрия Кравчука, владельца портала:


«А так ли уж важно, с подделкой мы имеем дело или с оригиналом? Может быть, стихи – это всего лишь пища для нашего сознания, и может она быть как натуральной, так и искусственной? Её питательная ценность целиком зависит от нашего внутреннего восприятия и от «культурного слоя» – общепринятых правил интерпретации образов, штампов. Может быть, если изготовить сложную и качественную машину для изготовления суррогатов (моя – примитивная и некачественная, на уровне эксперимента), то эти суррогаты смогут хотя бы частично заменить нам рукотворные плоды искусства? А если эта машинка к тому же будет сама обучаться, сможет «накапливать» наш культурный слой – и всегда выдавать продукцию с высоким коэффициентом актуальности – то, может быть, она станет самым лучшим творцом?»


Примечание В. Д.:
Сплошное «может быть» – в общем, сам не уверен в том, о чём осторожно говорит.
Я так, в принципе, и не догнал, что он хотел этим сказать….
или оправдать удручающий феномен современного стихотворного потока-недержания, культивированного в рамках данного сайта?



Обозревая феномен Стихи.ру и сайтов со свободной публикацией, Мария Галина (поэтесса, писательница-прозаик и фантаст, критик, переводчик) пишет (2007 г.):


«Уверена, на «Стихире» до сих пор есть очень хорошие поэты, но поиск их затруднён, поскольку (цитирую) «На текущий момент на нашем сервере зарегистрировано (прим. В. Д. – число постоянно меняется, ибо возрастает) авторов». <…> Автор вывешивает стихотворение для тех, кто ему симпатичен. Читают его либо знакомые, либо люди, близкие по духу и литературному уровню, либо – не боюсь показаться циником – рассчитывающие, что на их стихотворение хвалимый автор вывесит такой же комплиментарный отзыв. Безвредная слабость? Нет, скорее девальвация самой системы «стихотворение – читательский отклик». <…> Графомания была всегда – количество графоманов зависит только от уровня грамотности. Единственное отличие, которое подарил графоманам Интернет, – обратная связь, восторженные отзывы на посредственные тексты, утверждающие автора во мнении: он поэт!»


Другие представители профессионального литературного сообщества оценивают сайт сходным образом:


«Это – как писать тексты на заборе», – полагает Андрей Грицман (поэт, эссеист, редактор международного журнала поэзии «Интерпоэзия», издающегося на двух языках).


«Графоман-сайтом» именует Стихи.ру поэт и редактор Алексей Алёхин.


«Сайт Стихи.ру с десятью тысячами авторов – это экологическая катастрофа!» – считает Леонид Костюков (поэт, прозаик, критик).


«Достаточно заглянуть на сайт Стихи.ру, чтобы увидеть, какой крайне малый процент текстов, выдаваемых авторами за поэзию, имеет к ней хотя бы отдалённое отношение», – говорит новосибирский поэт Борис Гринберг.


«На сайте Стихи.ру публикуют произведения уже почти (прим. В. Д. – названо впечатляющее число) авторов! И это ужасающее число ведь нисколько не говорит о качестве стихосложения, о поэзии и прочем высоком. А лишь о том, что наряду со всяческими птичьими и свиными гриппами нас косит и пандемия графомании», – сетует харьковский поэт Станислав Минаков.


/Примечание В. Д.:
ну, какие они поэты, это ещё под большим вопросом, учитывая то, что поэтом себя мнит у нас каждый второй, а уж выпустив книженцию – и того паче/.


Кураторы сайта Стихи.ру – «люди грамотные и, по всей видимости, сверхциничные», – полагает литературный критик Анна Кузнецова.


___________________



Не считая себя каким-то особым профессионалом в данной области (поэзии и критики), но человеком образованным и мало-мальски начитанным (не только тутошней графоманью), от себя лично добавлю, что ГРАФОМАНЬ СОВРЕМЕННАЯ не является по сути своей неким явственным злом для русской культуры и её языка…
Но (!)
лишь до тех пор, пока её не начинают агрессивно пропихивать, проталкивать, просовывать во все возможные дырки, одним словом, культивировать, как нечто значимое и конкурентно способное.
Я сейчас не говорю о культе самого сайта, т. к. он, при всём своём эклектическом хаосе, даёт почву для произрастания и самовыражения не только бездарям, но и талантам.
Под местечковым агрессивным культивированием я подразумеваю «чудо» данного портала, как его рейтинг со сборищем хвалителей-«толкашек» «друг дружьей» окололитературной мерзости (хотя отмечу, что и кое-что не мерзостное периодически всплывает там, но долго не плавает – тонет).
А также подразумеваю тех «культивитов», кому одного стойбища рейтинга мало, и они готовы объять своей убожественной писаниной всё и вся вокруг, организуя пресловутые «крестовые походы» – как активные (с набором общих льстивых фраз-пустышек), так и пассивные (молчаливые) – на другие авторские страницы, заманивании к себе авторов в качестве своих читателей (в идеале – постоянных) и лепки всё новых и новых мусорных отбросов своей мнимой «творческой» деятельности. Не желающих ни прислушиваться к добрым советам, ни самосовершенствоваться, ни как-то ограничиваться в своём тотальном «рифмонедержании». Для которых подаренная им во спасение функция, именуемая как «чёрный список», является чуть ли ни стрелковым оружием по затыканию ртов неугодных им правдолюбов. И даёт лишний повод объявить жалостливо собравшимся вокруг пополизам, что их так же жестоко притесняют, как в своё время притесняли непонятых современниками классиков.
Вдохновлённые «опаньками» таких же горе-неумех от окололитературщины, ввалившихся на сайт с малогабаритных кухонь, лавочек у подъездов, со всевозможных завалинок и прочих мест время препровождения, ОНИ начинают считать себя чуть ли ни «агнецами божьими», пришедшими спасти этот безумный (4 раза) мир.
А спасать литературный мир как раз надо вот от этой-то самой «великодушной» саранчи, что и делает его фактически беС-умным…


Спасут ли?
Сомневаюсь что-то.


Ибо одних стихирных стенаний паета-хлюпика Вадика Шарыгина, подобострастно обложившего себя с ног до головы (от плеч до ягодиц) фотокарточками классиков, тут явно не-до-ста-точ-но.



Другие статьи в литературном дневнике: